____________Н.В. Самарцева
   ____________О.А. Трухова
  Учебно – тематическое планирование построено на основе: рабочей программы по биологии, авторской программы по
  биологии для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.С. Сухова, В.И. Строгонов, И.Н. Пономарева и др., М: «Вентана - Граф», 2009г.
        | № п/п | Наименование  раздела | Содержание | Материал учебника | Кол – во часов | 
  | I | Введение в основы общей биологии |  Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Уровни организации жизни. Признаки живого. Многообразие форм жизни, их роль в природе. 
 | § 1-3 C. 3-8 
 | 4 ч | 
  | II | Основы учения о клетке |  Краткий экскурс в историю изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клетки. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества (их особенности и функции в клетке).Строение клетки: строение и функции основных компонентов. Разнообразие клеток: прокариоты и эукариоты. Вирусы.  Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка. Фотосинтез. | § 4-12 C. 13- 39 | 10 ч | 
  | III | Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) |  Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Формы размножения организмов. Деление клетки. Митоз, его фазы. Особенности половых клеток. Оплодотворение.    Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез | § 13- 16 C. 44 - 55 | 5 ч | 
  | IV | Основы учения о наследственности и изменчивости | Основные понятия генетики.   Генетические эксперименты Г. Менделя. Законы наследственности.  Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследственные болезни, сцепленные с полом у человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения.  Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. | § 17 – 26 С. 60- 92 | 11 ч | 
  | V | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений.    Достижения селекции растений. Клеточная инженерия.  Достижения селекции животных.  Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология. | § 27 31 С. 99 - 113 | 5 ч | 
  | VI | Происхождение жизни и развитие органического мира | Идея развития органического мира в биологии. Метафизический период в истории биологии.    Ч. Дарвин – создатель материалистической теории эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина.  Современная теория эволюции органического мира, основанная на популяционном принципе. Вид, его критерии и структура. Популяционная структура вида.  Основные закономерности эволюции.  Образование новых видов в природе. Понятие о микро- и макроэволюции. Основные направления эволюции.  Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания и многообразие видов в природе. Проблема вымирания и сохранения редких видов | § 32 – 35 С. 118 - 128 | 5 ч | 
  | VII | Учение об эволюции |  Идея развития органического мира в биологии. Метафизический период в истории биологии. Ч. Дарвин – создатель материалистической теории эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина. Современная теория эволюции органического мира, основанная на популяционном принципе. Вид, его критерии и структура. Популяционная структура вида. Основные закономерности эволюции. Образование новых видов в природе. Понятие о микро- и макроэволюции. Основные направления эволюции. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания и многообразие видов в природе. Проблема вымирания и сохранения редких видов. | § 36 – 43 С. 133 156 | 11 ч | 
  | VIII | Происхождение человека (антропогенез) | Представление о происхождении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза А. И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях.  Развитие жизни на Земле в Архейскую, Протерозойскую, Палеозойскую, Мезозойскую и Кайнозойскую эры.   Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходства с животными. Морфоанатомические отличительные особенности человека. Речь как средство общения людей. Биосоциальная сущность человека.    Движущие сила и этапы эволюции человека.    Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. | § 44 – 49 С. 162 - 180 | 6 ч | 
  | IX | Основы экологии | Экология как наука.  Условия жизни на Земле. Экологические факторы и среды. Общие законы действия факторов среды на организм.  Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды. Экологические группы и жизненные формы организмов.  Суточные, сезонные, приливно-отливные ритмы жизнедеятельности организмов.  Основные понятия экологии популяций. Внутривидовые и внутрипопуляционные связи. Динамика численности популяций. Биотические связи.  Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Структура природных биогеоценозов, ярустность, экологические ниши. Основные типы взаимосвязей в сообществах. Первичная и вторичная биологическая продукция. Продуктивность разных типов экосистем на Земле.  Биогеоценоз как экосистема, ее компоненты: продуценты, консументы и редуценты. Связи в экосистемах. Цепи питания. Развитие и смена биогеоценозов. Понятие суккцессии. Разнообразие типов наземных и водных экосистем. Агроценоз, его особенности и значение для человека.  Биосфера, ее структура и свойства. Учение В. И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Биосфера как глобальная экосистема.  Рациональное использование биологических ресурсов. Биосферные функции человека. Понятие о ноосфере. | § 50- 60 с.185 - 227 | 11 ч | 
  | 
 | Итого: | 
 | 
 | 68 ч | 
 
        | № п/п | Кол-во уроков | Дата проведения | Форма проведения 
 | Тема урока | 
  | Введение в основы общей биологии -4ч | 
  | 1 | 1 | 
 | Изучение нового материала | Биология – наука о живом мире. | 
  | 2 | 1 | 
 | Комбинированный урок   | Методы биологических исследований. | 
  | 3 | 1 | 
 | Комбинированный урок | Общие свойства живых организмов.   | 
  | 4 | 1 | 
 | Комбинированный урок | Многообразие форм живых организмов | 
  | Основы учения о клетке -10 ч | 
  | 5 | 1 | 
 | Изучение нового материала и ИКТ |  Многообразие клеток. | 
  | 6 | 1 | 
 | Изучение нового материала | Химический состав клетки. | 
  | 7 | 1 | 
 | Изучение нового материала с ИКТ | Органические вещества клетки (Белки и нуклеиновые кислоты). | 
  | 8 | 1 | 
 | Л.р. № 1. Сравнение растительной и животной клеток. Многообразие клеток. | Строение клетки. | 
  | 9 | 1 | 
 | Комбинированный урок | Органоиды клетки и их функции. | 
  | 10 | 1 | 
 | Комбинированный урок | Обмен веществ – основа существования клетки. | 
  | 11 | 1 | 
 | Комбинированный урок |  Биосинтез белков в живой клетке. | 
  | 12 | 1 | 
 | Комбинированный урок |  Биосинтез углеводов – фотосинтез. | 
  | 13 | 1 | 
 | Комбинированный урок |  Обеспечение клетки энергией. | 
  | 14 | 1 | 
 | Урок контроля |  Обобщающий урок № 1 «Подведем итоги» | 
  | Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) -5ч | 
  | 15 | 1 | 
 | Изучение нового материала с ИКТ | Типы размножения организмов. | 
  | 16 | 1 | 
 | Л.р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток. | Деление клетки. Митоз. | 
  | 17 | 1 | 
 | Изучение нового материала с ИКТ | Образование половых клеток. Мейоз. | 
  | 18 | 1 | 
 | Изучение нового материала с ИКТ | Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. | 
  | 19 | 1 | 
 |  Урок контроля | Обобщающий урок № 2 «Подведем итоги» | 
  | Основы учения о наследственности и изменчивости -11ч | 
  | 20 | 1 | 
 | Комбинированный урок | Наука генетика. Из истории развития генетики. | 
  | 21 | 1 | 
 | Комбинированный урок | Основные понятия генетики. | 
  | 22 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок | Генетические опыты Г.Менделя. | 
  | 23 | 1 | 
 | Изучение нового материала с ИКТ | Дигибридное скрещивание. | 
  | 24 | 1 | 
 | Изучение нового материала с ИКТ | Сцепленное наследование генов и кроссинговер. | 
  | 25 | 1 | 
 | Комбинированный урок | Взаимодействие генов и их множественное действие. | 
  | 26 | 1 | 
 | Комбинированный урок | Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. | 
  | 27 | 1 | 
 | Комбинированный урок | Наследственные болезни человека. | 
  | 28 | 1 | 
 | Изучение нового материала с ИКТ | Наследственная (генотипическая) изменчивость. | 
  | 29 | 1 | 
 | Изучение нового материала с ИКТ | Другие типы изменчивости. | 
  | 30 | 1 | 
 | Комбинированный урок | Наследственные болезни, сцепленные с полом | 
  | Основы селекции растений, животных, микроорганизмов -5ч | 
  | 31 | 1 | 
 | Комбинированный урок | Генетические основы селекции организмов. | 
  | 32 | 1 | 
 | Комбинированный урок |  Особенности селекции растений. | 
  | 33 | 1 | 
 | Комбинированный урок |  Центры происхождения культурных растений. | 
  | 34 | 1 | 
 | Изучение нового материала с ИКТ | Особенности селекции животных. | 
  | 35 | 1 | 
 | Изучение нового материала с ИКТ |  Основные направления селекции микроорганизмов | 
  | Происхождение жизни и развитие органического мира – 5ч | 
  | 36 | 1 | 
 | Изучение нового материала с ИКТ | Современные представления о возникновении жизни на Земле. | 
  | 37 | 1 | 
 | Комбинированный урок | Современная теория возникновения жизни на Земле. | 
  | 38 | 1 | 
 | Комбинированный урок | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | 
  | 39 | 1 | 
 | Изучение нового материала с ИКТ | Этапы развития жизни на Земле. | 
  | 40 | 1 | 
 | № 2 «История живой природы местного региона» | Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни (или Экскурсия). | 
  | Учение об эволюции -11ч | 
  | 41 | 1 | 
 | Комбинированный урок | Идея развития органического мира в биологии | 
  | 42 | 1 | 
 | Комбинированный урок | Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина | 
  | 43 | 1 | 
 | Изучение нового материала с ИКТ | Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор | 
  | 44 | 1 | 
 |  № 3. Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер | Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания. Экскурсия. | 
  | 45 | 1 | 
 | Комбинированный урок | Современные представления об эволюции органического мира. | 
  | 46 | 1 | 
 | Изучение нового материала с ИКТ | Вид, его структура и особенности | 
  | 47 | 1 | 
 | Комбинированный урок | Процесс образования видов – видообразование | 
  | 48 | 1 | 
 | Изучение нового материала с ИКТ |  Макроэволюция – результат микроэволюций. | 
  | 49 | 1 | 
 | Изучение нового материала с ИКТ |  Основные направления эволюции | 
  | 50 | 1 | 
 | Комбинированный урок | Основные закономерности эволюции. | 
  | 51 | 1 | 
 | № 4. Борьба за существование в природе. | Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов | 
  | Происхождение человека (антропогенез) -6ч | 
  | 52 | 1 | 
 | Комбинированный урок | Место и особенности человека в системе органического мира. | 
  | 53 
 | 1 | 
 | Изучение нового материала с ИКТ | Доказательства эволюционного происхождения человека   | 
  | 54 | 1 | 
 | Комбинированный урок | Этапы эволюции вида Человек разумный | 
  | 55 | 1 | 
 | Комбинированный урок | Биосоциальная сущность вида Человек разумный | 
  | 56 | 1 | 
 | Комбинированный урок | Человеческие расы, их родство и происхождение | 
  | 57 | 1 | 
 | Комбинированный урок | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли | 
  | Основы экологии -11ч | 
  | 58 | 1 | 
 |  Изучение нового материала с ИКТ | Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы | 
  | 59 | 1 | 
 | Комбинированный урок | Закономерности действия факторов среды на организмы | 
  | 60 | 1 | 
 | Комбинированный урок | Приспособленность организмов к влиянию факторов среды | 
  | 61 | 1 | 
 | Изучение нового материала с ИКТ | Биотические связи в природе | 
  | 62 | 1 | 
 | Комбинированный урок | Популяция как форма существования видов в природе | 
  | 63 | 1 | 
 | Комбинированный урок | Функционирование популяции и динамика ее численности в природе | 
  | 64 | 1 | 
 | Изучение нового материала с ИКТ | Биоценоз как сообщество живых организмов в природе | 
  | 65 | 1 | 
 |  Изучение нового материала с ИКТ   | Понятие о биогеоценозе и экосистеме.   | 
  | 66 | 1 | 
 | Изучение нового материала с ИКТ | Развитие и смена биогеоценозов. | 
  | 67 | 1 | 
 | Комбинированный урок |  Основные законы устойчивости живой природы | 
  | 68 | 1 | 
 | Изучение нового материала с ИКТ | Рациональное использование природы и ее охрана | 
  | Итого: 68 часов |