____________Н.В. Самарцева
   ____________О.А. Трухова
  Учебно – тематическое планирование построено на основе: рабочей программы по биологии, авторской программы по
  биологии для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.С. Сухова, В.И. Строгонов, И.Н. Пономарева и др., М: «Вентана - Граф», 2009г.
        |  № п/п | Наименование раздела | Содержание | Материал учебника | Кол – во часов | 
  | I | Введение. Организм человека. Общий обзор.   | Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и отличия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека. Биологическая природа и социальная сущность человека. | § 1-5 с.3-25 | 6 ч | 
  | II | Опорно-двигательная система   | Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы. | § 6-13 с. 34- 62 | 8 ч | 
  | III |  Кровь. Кровообращение.   | Внутренняя среда организма, значение ее постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Состав и функции крови. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | § 6-13 с. 68- 95 | 9 ч | 
  | IV |  Дыхательная система   | Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | § 23 -28 с. 101- 115 | 5 ч | 
  | V |  Пищеварительная система   | Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. | § 29 -35 с.  122- 141 | 7 ч | 
  | VI |  Обмен веществ и энергии   | Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания | § 36- 38 с. 147- 153 | 3 ч | 
  | VII |  Мочевыделительная система | Выделение. Строение и функции мочевы-делительной системы. Органы выделения. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. | § 39- 40 с. 157- 159 | 2 ч | 
  | VIII | Кожа   | Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма | § 41 -43 с. 163 - 168 | 4 ч | 
  | IX | Эндокринная система   |  Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение. | § 44 -45 с. 173 - 174 | 2 ч | 
  | X | Нервная система   | Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. | § 46- 50 с. 178 - 190 | 5 ч | 
  | XI | Органы чувств. Анализаторы   | Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувство. Обоняние.' Вкус | § 51 - 55 с.196 - 208 | 5 ч | 
  | XII |  Поведение и психика   | Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одаренность. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. | § 56 - 62 с. 213- 232 | 6 ч | 
  | XIII | Индивидуальное развитие организма   | Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская и мужская половая системы. Наследственные и врожденные заболевания. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, зародыша и плода. Развитие после рождения. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека.   | § 63 - 67 с.238 252 
 | 6 ч | 
  | 
 | Итого | 
 | 
 |  68 ч | 
 
        | № п/п | Кол-во уроков | Дата проведения | Форма проведения | Тема урока | 
  | Введение. Организм человека. Общий обзор - 6ч | 
  | 1 
 | 1 | 
 | Изучение и первичное закрепление знаний, беседа | Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека | 
  | 2 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Структура тела. Место человека в живой природе. | 
  | 3 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. | 
  | 4 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Ткани. Л.р №1 Просмотр под микроскопом различных тканей человека   | 
  | 5 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция | 
  | 6 
 | 1 | 
 | Урок- контроль | Повторение и обобщение темы «организм человека. Общий обзор» | 
  | Опорно – двигательная система - 8 ч | 
  | 7 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Скелет. Строение и состав костей. Соединение костей Л.р №2 Определение нарушения осанки и плоскостопия | 
  | 8 
 | 1 | 
 | 
 | Скелет головы и туловища. | 
  | 9 
 | 1 | 
 | 
 | Скелет конечностей | 
  | 
 10 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей | 
  | 
 11 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Мышцы. Типы мышц, их строение и значение. Л.р №2 Просмотр микропрепаратов костей и поперечно–полосатой мышечной ткани. | 
  | 12 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Работа мышц. | 
  | 13 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок | Нарушение осанки и плоскостопие | 
  | 14 
 | 1 | 
 | Урок - контроль | Развитие опорно - двигательной системы. Обобщение по теме. | 
  | Кровь. Кровообращение. -9ч | 
  | 15 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Л.р №2 Сравнение крови человека и лягушки | 
  | 16 | 1 | 
 | Урок презентация | Иммунитет. | 
  | 17 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Тканевая совместимость и переливание крови. | 
  | 18 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Строение и работа сердца. Круги кровообращения. | 
  | 19 
 | 1 | 
 | Урок – практическая работа | Движение лимфы. Пр.р.№1 Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение | 
  | 20 
 | 1 | 
 | Урок – практическая работа | Движение крови по сосудам. Пр.р.№2 Опыты, выясняющие природу пульса. 
 Пр.р.№3 Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа | 
  | 21 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов | 
  | 22 
 | 1 | 
 | Урок – практическая работа | Предупреждения заболеваний сердца и кровеносных сосудов.   Пр.р.№4 Реакция сердечно – сосудистой системы на дозированную нагрузку – функциональная проба | 
  | 23 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Первая помощь при кровотечениях | 
  | Дыхательная система – 5ч | 
  | 24 | 1 | 
 | Изучение и первичное закрепление знаний, беседа | Значение дыхание. Органы дыхания | 
  | 25 | 1 | 
 | Урок -лабораторная работа | Строение легких. Газообмен в легких и тканях Л.р №5 Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Л.р №6 (д/з) Изготовление самодельной модели Дондерса | 
  | 26 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Дыхательные движения. Пр.р.№5 Измерение обхвата грудной клетки | 
  | 27 | 1 | 
 | Изучение и первичное закрепление знаний, беседа | Регуляция дыхания. | 
  | 28 
 | 1 | 
 | Урок - контроль | Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Обобщение по теме. Пр.р.№6 Определение запыленности воздуха в зимних условиях. | 
  | 
 | Пищеварительная система – 7ч | 
  | 29 | 1 | 
 | Изучение и первичное закрепление знаний, беседа | Значение пищи ее состав | 
  | 30 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Органы пищеварения | 
  | 31 
 | 1 | 
 | Изучение нового материала с применением ИКТ | Строение и значение зубов | 
  | 32 
 | 1 | 
 | Урок - лабораторная работа | Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Л.р №7 Ознакомление действием ферментов слюны на крахмал. Пр.р.№7(д/з) Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка. Пр.р.№8(д/з) Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка. | 
  | 33 
 | 1 | 
 | Изучение нового материала с применением ИКТ | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ | 
  | 34 
 | 1 | 
 | Изучение нового материала с применением ИКТ | Регуляция пищеварения. | 
  | 35 
 | 1 | 
 | Урок - контроль | Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения. Обобщение по теме   | 
  | Обмен веществ и энергии. Витамины -3ч | 
  | 36 | 1 | 
 | Комбинированный урок | Обменные процессы в организме. | 
  | 37 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Нормы питания. Пр.р.№9 Функциональные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки | 
  | 38 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Витамины. | 
  | Мочевыделительная система -2ч | 
  | 39 
 | 1 | 
 | Изучение и первичное закрепление знаний, беседа | Строение и функции почек. | 
  | 40 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим | 
  | Кожа -4 ч | 
  | 41 
 | 1 | 
 | Изучение и первичное закрепление знаний, беседа | Значение кожи и ее строение | 
  | 42 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок. | Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Пр.р.№10 Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки. | 
  | 43 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. | 
  | 44 
 | 1 | 
 | Урок - контроль | Обобщение по теме. Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система. Кожа | 
  | Эндокринная система -2ч | 
  | 45 | 1 | 
 | Изучение и первичное закрепление знаний, беседа | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. | 
  | 46 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма | 
  | Нервная система -5ч | 
  | 47 
 | 1 | 
 | Изучение и первичное закрепление знаний, беседа | Значение, строение и функционирование нервной системы. | 
  | 48 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Пр.р.№11 Выяснение действия прямых и обратных связей. Пр.р.№12(д/з) Выявление вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи. | 
  | 49 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Нейрогуморальная регуляция. | 
  | 50 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Спинной мозг. | 
  | 51 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Головной мозг: строение и функции. Обобщение по темам «Эндокринная система. Нервная система» | 
  | Органы чувств. Анализаторы -5ч | 
  | 52 | 1 | 
 | Изучение нового материала с применением ИКТ | Как действуют органы чувств и анализаторы. | 
  | 53 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Орган зрения и зрительный анализатор. Пр.р.№13 выявление функции зрачка и хрусталика, нахождение слепого пятна. | 
  | 54 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Заболевания и повреждения глаз. | 
  | 55 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Орган слуха. | 
  | 56 
 | 1 | 
 | Урок - практическая работа | Органы равновесия, осязания, обоняния, вкуса. Взаимодействие анализаторов. Обобщение по теме. Пр.р.№14 Определение выносливости вестибулярного аппарата Пр.р.№15 Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точек. | 
  | Поведение и психика- 6ч | 
  | 57 | 1 | 
 | Изучение и первичное закрепление знаний, беседа | Врожденные формы поведения. | 
  | 58 
 | 1 | 
 | Урок презентация | Приобретенные формы поведения. | 
  | 
 59 | 1 | 
 | Урок - практикум | Закономерности работы головного мозга. Пр.р.№16 Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений. Иллюзии установки. | 
  | 
 60 | 1 | 
 | Комбинированный урок с применением ИКТ | Биологические ритмы. Сон и его значение. | 
  | 61 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок с применением ИКТ | Особенности ВНД человека. Речь. Сознание. Труд, Познавательные процессы. | 
  | 62 
 | 1 | 
 | Урок -практикум | Воля и эмоции. Внимание. Пр.р.№17 Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения. иллюзии зрения. | 
  | 63 
 | 1 | 
 | Урок – практикум и контроль | Динамика работоспособности. Режим дня. Обобщение по теме. Пр.р.№18 Опыт с усеченной пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияния активной работы с объектом на устойчивость   внимания | 
  | Индивидуальное развитие организма -5ч | 
  | 64 | 1 | 
 | Комбинированный урок | Половая система человека. | 
  | 65 
 | 1 | 
 | Изучение нового материала с применением ИКТ | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | 
  | 66 
 | 1 | 
 | Комбинированный урок | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | 
  | 67 
 | 1 | 
 | Изучение нового материала с применением ИКТ | О вреде наркогенных веществ. | 
  | 68 
 | 1 | 
 | Урок - контроль | Психологические особенности личности. Обобщение по теме | 
  | Итого: 68 часов |