| дата | № урока | Тема урока |  Основы  учебно-исследовательской деятельности | Основное содержание темы, термины и понятия | Характеристика основных видов деятельности (предметный результат) | Познавательные УУД |  Регулятивные    УУД 
 | Коммуникативные УУД | Д\З | 
  | 
 | 1.Введение (6 часов) | 
 | 
  | 
 | 1 | Биология — наука о живой природе . | 
 | Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук. эстетическое, культурно-историческое, практическое значение живых организмов. | Объясняют роль биологии в практической деятельности людей | Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей 
 | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем | §1 | 
  | 
 | 2 |  Методы исследования в биологии  
 
 | 
 | Методы познания в биологии: наблюдение,   эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.   Демонстрация Приборы и оборудование | Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии | Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними 
 | Учатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, | Умеют слушать и слышать друг друга Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме 
 | §2 | 
  | 
 | 3 |  Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого   
 | 
 |  Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение | Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа 
 | Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. 
 Извлекают необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов . | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  перечислять отличительные свойства живого 
 | §3 | 
  | 
 | 4 | Среды обитания живых организмов | 
 | Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания | Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу | Устанавливают причинно- следственные связи строения организмов и среды их обитания | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Ставят учебную задачу. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | §4 | 
  | 
 | 5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | 
 | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено 
 | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | §5 | 
  | 
 | 6 | Многообразие живых организмов Осенние явления в жизни растений родного края 
 
 НРК | Экскурсия 
  Практическая работа Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе | Цели и задачи, организация экскурсии, правила поведения в природе. разнообразие растений родного края. листопадные и вечнозелёные растения. Приспособленность растений к условиям среды обитания. |  Составляют творческий отчёт об осенних явлениях в жизни растений Ведут дневник фенологических наблюдений 
 | Анализируют какие изменения происходят в природе осенью | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками   | Отчет дневник наблюдений | 
  |  
 |  
  Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов) 
 |  
 | 
  | 
 | 7 | Устройство увеличительных приборов | Лабораторная работа №1. «Устройство увеличительных приборов | Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом.   
 | Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом | Устанавливают цели лабораторной работы Знакомятся с увеличительными приборами и правилами обращения с ними | Называют части приборов описывают этапы работы. Применяют практические навыки в процессе лабораторной работы | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении находят дополнительную информацию в ‘электронном приложении | §6 | 
  | 
 | 8 | Строение клетки | 
 | Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними | Самостоятельно определять цель учебной деятельности, | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме | §7до приготовления препарата | 
  | 
 | 9 | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука | Лабораторная работа№ 2.  «Строение клеток кожицы чешуи лука « | 
 | Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их | Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют строение клетки. | Составляют план и последовательность действий | Интересуются чужим мнением и высказывают свое Умеют слушать и слышать друг друга | §7 до пластид | 
  | 
 | 10 | Пластиды | Лабораторная работа№3 Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, шиповника | Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты 
 | Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки 
 | Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют увиденное | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | §7 | 
  | 
 | 11 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | 
 | Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки.. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием | Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. | Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, | Умеют слушать и слышать друг друга Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | §8 | 
  | 
 | 12 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) | Лабораторная работа№4 Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи | Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание).   
 | Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты.   | Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют движение цитоплазмы. | Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений   | §9 коспект | 
  | 
 | 13 | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие Деление клетки | 
 |  Рост и развитие клеток.    Демонстрация  Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений    Генетический аппарат, ядро, хромосомы.  Демонстрация   Схемы и видеоматериалы о делении клетки | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты   | Анализируют информацию о процессах протекающих в клетке | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, четко выполняют требования познавательной задачи 
 | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | §9 конспект | 
  | 
 | 14 | Понятие «ткань» | 
 | Ткань. Демонстрация Микропрепараты различных растительных тканей.   
 | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей |  Устанавливают взаимосвязь строения ткани с их функциями | Прогнозируют последствия повреждения тканей у растений   |  Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе   
 
 
 
 | 
 | 
  | 
 | 15 | Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей | 
 | Лабораторная работа№5 Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей | . Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах |  Устанавливают взаимосвязь строения ткани с их функциями | Прогнозируют последствия повреждения тканей у растений   |  Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе   
 
 
 
 | §10 | 
  | 
 | 16 | Обобщающий урок «Клеточное строение организмов» | Контрольное тестирование   Клеточное строение организмов | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | Структурируют знания о клетке | В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | 
 | 
  |  
  Раздел 2. Царство Бактерии (2 часа) 
 |  
 | 
  | 
 | 17 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность | 
 | Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение 
 
 | Выделяют существенные признаки бактерий | Анализируют знания о строении клеток ядерных и безъядерных организмов | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий,   
 
 | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | §11 сообщения. | 
  | 
 | 18 | Роль бактерий в природе и жизни человека | 
 | Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека | Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека | Устанавливают причинно-следственные связи некоторых заболеваний с бактериями. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции | §12 | 
  |  
  РАЗДЕЛ 3. Царство Грибы (5 часов) 
 | 
 | 
  | 
 | 19 | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека | 
 | Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека | Анализируют клетки грибов и растений , выясняя признаки сходства и отличия в строении 
 | Работая по плану, сверять свои действия с целью . | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | §13 | 
  | 
 | 20 |  Шляпочные грибы  НРК  Съёдобные и ядовитые грибы РА 
 | 
 | Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий,   
 | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической деятельности 
 
 | §14 работа над проектом | 
  | 
 | 21 | Плесневые грибы и дрожжи |  Лабораторная работа №6 Особенности строения мукора и дрожжей |  Плесневые грибы и дрожжи.   
 | Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением | Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют строение грибной клетки. | Составляют план и последовательность действий | Интересуются чужим мнением и высказывают свое . Умеют слушать и слышать друг друга | §15 работа над проектом | 
  | 
 | 22 | Грибы-паразиты | 
 |  Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека  Демонстрация    Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.) 
 | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | Устанавливают причинно-следственные связи строения грибов и их среды обитания | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения 
 | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | §16 проект | 
  | 
 | 23 | Обобщающий урок» Царство грибы» | Презентация проектов |  Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами 
 | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Проекты «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят проенкы | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации 
 
 | 
 | 
  |    РАЗДЕЛ 4. Царство Растения (11 часов) 
 | 
 | 
  | 
 | 24 | Ботаника — наука о растениях   | 
 |  Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений.  Демонстрация   Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы | Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом».   
 | Выделяют существенные признаки растений Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием | Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | §17 | 
  | 
 | 25 | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания |  Лабораторная работа №7 Строение зеленых водорослей |  Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей.   
 | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом | Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют строение зелёных водорослей. | Составляют план и последовательность действий | . Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала | §18 до значения водорослей .сообщения | 
  | 
 | 26 | Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей | 
 | Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей | Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их применения | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции | §18 | 
  | 
 | 27 |  Лишайники  НРК Лишайники биоиндикаторы, их охрана в РА | Самостоятельная работа с текстом | Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека | Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе | Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты |  Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 
 | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | §19 | 
  | 
 | 28 |  Мхи, папоротники, хвощи, плауны   НРК Высшие споровые растения РА, их роль в природе и значение | Лабораторные работы№8 Строение мха (на местных видах) Строение спороносящего хвоща Строение спороносящего папоротника | Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторные работы№8 Строение мха (на местных видах) Строение спороносящего хвоща Строение спороносящего папоротника   | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений.. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека | Устанавливают цели лабораторной работы Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. | Применяют практические навыки в процессе лабораторной работы | Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала | §20,21 | 
  | 
 | 29 |  Голосеменные растения  НРК Голосеменные растения РА,их роль в природе и жизни человека. | Лабораторная работа№9 Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов | Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана. 
 | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений.   | Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов.   | Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека | Интересуются чужим мнением и высказывают свое . Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы | §22 | 
  | 
 | 30 |  Покрытосеменные растения  НРК  Цветковые растения произрастающие в РА. |  Лабораторная работа №10 Строение цветкового растения |  Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа №10 Строение цветкового растения | Выполняют лабораторную работу..   | Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений | Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека | Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала | §23 работа над проектом | 
  | 
 | 31 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | 
 | Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира | Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты».   | Характеризуют основные этапы развития растительного мира | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий,   | Работа в группах   | §23 работа над проектом | 
  | 
 | 32 |  Охрана растений в Республике Адыгея  НРК | Презентация проектов | Высшие споровые, голосеменные и покрытосеменные растения Адыгеи ,меры по их охране и сохранению биоразнообразия. | Находят информацию о растения Красной книги Республики Адыгея в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую Готовят проекты   
 | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми   | 
 | 
  | 
 | 33 |  Обобщающий урок  НРК Многообразие растений, весенние явления в жизни растений | 
 | Экскурсия  Многообразие растений, весенние явления в жизни растений.  Практическая работа Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе |  Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений 
 | Анализируют какие изменения происходят в природе весною | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками   | Составляют творческий отчёт | 
  | 
 | 34 | Обобщающий урок   « Царство Растений» | 
 | Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания | Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира.   | 
 | Осознают качество и уровень усвоения изученного материала | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | 
 | 
  | 
 |  1- час резерв 
 | 
 | 
  |  
 |  
 |