|  Дата | Тема урока | Цели уроков | Ожидаемый результат | Виды работ | Ресурсы | Оценивание | Рефлексия | 
  | Введение 1 час |  
 | 
  |  1 |  Зоология - наука о Царстве Животные. | Сформулировать начальные представления о животном мире как мире взаимозависимом и включенном в единую систему с другими формами жизни. | Знают понятие «биология», «зоология», систему – принцип организации жизни. |  Презентация, индивидуальная работа | Натуральные объекты, чучела, коллекции, влажные препараты, таблицы, фото | Формативное | Консультирова-ние | 
  |  Раздел I. Классификация животных (2 часа). | 
 | 
  |  1 | Основные систематические группы животных. Значение классификации животных. | Продолжить формирование знаний о классификации животных, познакомить с основными систематическими группами растений, сформировать умение распознавать | Знают что такое систематика, таксоны, умеют характеризовать растения, умеют составлять концепт-карты классификации животных | Работа в парах   | Учебники, таблицы, динамические модели - магнитные карточки | Взаимное   | Кластер | 
  |  2 | Краткая история развития зоологии. Развитие зоологии как науки в Республике Казахстан. |  Познакомить учащихся с историей формирования зоологии как науки | Знают основные этапы развития зоологии, ученых, изучавших животный мир Казахстана | Презентация, работа в парах | Таблицы | Взаимное   | Конструктивная таблица "Знаю – узнал - хочу узнать" | 
  | Раздел II. Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные (4 часа). Глава I. Корненожки (Саркодовые) (1 час). 
 | 
 | 
  |  1 | Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Обыкновенная амёба как организм. | Сформировать знания об особенностях внешнего строения одноклеточных животных и их образе жизни, строение корненожек, совершенствовать умение работы с текстом, рисунками, таблицами |  Знают характерные признаки типа, класса корненожек, многообразие простейших, умеют работать с текстом, таблицами, рисунками |  Работа в группах, презентация | Таблицы, тематические карточки, микроскоп, рисунки | Взаимооценка | Синквейн | 
  | Глава II. Жгутиконосцы (1 час). | 
 | 
  |  1 | Эвглена зелёная как простейшее, совмещающее признаки животных и растений. Колониальные жгутиковые. | Выявить характерные признаки жгутиконосцев в связи с образом жизни, сформировать знания о многообразии |  Знают особенности строения эвглены зеленой, и примеры животных их этого класса |  Работа в парах, презентация |  Микроскопы, готовые микропрепараты, таблицы |  Формативное   |  «Дерево знания» | 
  | Глава III. Инфузории (2 часа). |  
 | 
  |  1 | Инфузория – туфелька как более сложное простейшее животное. Лабораторная работа № 1. Рассмотрение простейших организмов в капельки воды из открытого водоёма или аквариума. | Выявить характерные признаки инфузорий в связи с образом жизни, сформировать знания о многообразии |  Знают особенности строения и жизнедеятельности инфузории-туфельки, и примеры животных их этого класса |  Работа в парах, презентация |  Микроскопы, готовые микропрепараты |  Формативное |  «Ромашка» | 
  |  2 | Болезнетворные простейшие. Предупреждение заражения. Значение простейших в природе и жизни человека | Расширить знания о многообразии простейших в связи с обитанием в различных средах, показать их роль в природе и жизни человека, совершенствовать работать с таблицами, рисунками, схемами |  Знают видовое многообразие типа простейших, умеют определять их роль в природе и жизни человека |  Работа в группах, презентация |  Таблицы, рисунки, схемы, фото |  Само - , взаимооценивание |  «Конверты» | 
  | Раздел III. Подцарство многоклеточные животные (4 часа). Глава IV. Тип Кишечнополостные (3 часа). |  
 | 
  |  1 | Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. | Обеспечить учащихся знаниями об особенностях внешнего строения кишечнополостных, их классификации, их приспособляемости к среде обитания, продолжить обучение умениям распознавать на таблицах и рисунках виды кишечнополостных, сравнивать их |  Знают общую характеристику типа, многообразие. Умеют характеризовать особенности внешнего строения пресноводной гидры и отличают ее от других кишечнополостных   |  Работа в группах, презентация |  Модель, таблицы, рисунки,   |  Само - , взаимооценивание |  «Мишень» | 
  |  2 | Внутреннее строение. | Раскрыть особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности кишечнополостных животных, показать на их примере низкую организацию многоклеточных животных, свидетельствующую о глубокой древности этого типа животных |  Знают внутреннее строение пресноводной гидры, основные процессы жизнедеятельности |  Работа в парах, презентация |  Модель, таблицы, рисунки |  Формативное, само и взаимооценивание |  «Волны» | 
  |  3 | Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе. | Сформировать знания о способах размножения гидры, регенерации.   |  Знают способы размножения кишечнополостных, понятие о регенерации |  Работа в группах, индивидуальная работа, создание постеров |  Таблицы, фото, видеофрагменты, карточки-задания |  Формативное, само и взаимооценивание |  «Медузы» | 
  | Глава V. Морские кишечнополостные (1 час). |  
 | 
  |  1 | Многообразие кишечнополостных и их значение.   | Раскрыть многообразие кишечнополостных, особенности их строения и образа жизни, связь со средой обитания, значение в природе и жизни человека |  Знают о многообразии кишечнополостных в природе, их роль в жизни человека |  Работа в парах, презентация |  Таблицы, фото, видеофрагменты, карточки-задания |  Суммативное   |  Эссе | 
  | Раздел IV. Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви (9 часов). Глава VI. Плоские черви (3 часа). 
 |  
 | 
  |  1 | Общая характеристика червей. Разнообразие. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей.   | Изучить характерные признаки типа, черты приспособленности к среде обитания и классификацию, сформировать знания о строении белой планарии |  Знают и умеют характеризовать тип, и особенности внешнего и внутреннего строения белой планарии |  Работа в группах, презентация |  Таблицы, рисунки |  Формативное |  «Лист возможностей» | 
  |  2 | Бычий цепень как представитель плоских ленточных червей. | Раскрыть особенности индивидуального развития паразитических ленточных червей, познакомить со способами заражения и профилактики заболеваний, вызванных ленточными червями |  Знают характерные признаки ленточных червей в связи с паразитическим образом жизни, многообразие, меры профилактики |  Работа в парах, презентация |  Таблицы |  Взаимное |  Мини-сообщение | 
  |  3 | Сосальщики. Цикл развития и смена хозяев. | Раскрыть особенности индивидуального развития сосальщиков, познакомить со способами заражения и профилактики заболеваний, вызванных ленточными червями |  Знают характерные признаки сосальщиков в связи с паразитическим образом жизни, многообразие, меры профилактики |  Работа в парах, презентация |  Таблицы |  Суммативное |  «Горячий стул» | 
  | Глава VII. Круглые черви (3 часа). |  
 | 
  |  1 | Общая характеристика круглых червей, их строение, жизнедеятельность, значение для человека и животных. | Раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых червей, рассмотреть особенности человеческой аскариды в связи с паразитическим образом жизни |  Знают и умеют характеризовать тип, и особенности внешнего и внутреннего строения человеческой аскариды |  Работа в парах, презентация |  Таблицы |  Форрмативное |  «Солнышко» | 
  |  2 | Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.   | Раскрыть особенности индивидуального развития паразитических круглых червей, познакомить со способами заражения и профилактики заболеваний, вызванных круглыми червями |  Знают характерные признаки круглых червей в связи с паразитическим образом жизни, многообразие, меры профилактики |  Работа в парах, презентация |  Таблицы |  Формативное |  «Молния» | 
  |  3 | Значение паразитических червей в природе и в жизни человека. | Обобщить и систематизировать знания о паразитических червях |  Знают характерные признаки, умеют отличать представителей |  Работа в группах, презентация |  Таблицы, рисунки, фото, видеофрагменты |  Суммативное |  Эссе | 
  | Глава VIII. Кольчатые черви (3 часа). |  
 | 
  |  1 | Многообразие, дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Лабораторная работа № 2. Изучение внешнего и внутреннего строения дождевого червя. 
 | Рассмотреть особенности внешнего и внутреннего строения кольчатых червей на примере дождевого червя |  Знают особенности внешнего и внутреннего строения кольчатых червей |  Работа в парах, презентация |  Таблицы, рисунки, флеш-анимация |  Взаимооценка |  Оформление своих наблюдений | 
  |  2 | Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие дождевых червей. | Раскрыть особенности строения системы внутренних органов дождевого червя в связи с их функциональным значением, показать более сложное строение кольчатых червей по сравнению с плоскими и круглыми | Знают особенности внутреннего строения дождевого червя |  Работа в группах, презентация |  Таблицы |  Формативное, взаимооценивание |  «Зоологическое домино» | 
  |  3 | Значение и место дождевых червей в биогеоценозах, в природе и истории развития животного мира. | Изучить многообразие кольчатых червей, их распространение и значение в природе и хозяйственной деятельности человека | Знают видовое многообразие, распространение и значение |  Работа в группах, презентация |  Таблицы |  Суммативное |  «Монетки» | 
  | Раздел V. Тип моллюски (3 часа). Глава IX. Класс Брюхоногие моллюски (1 час). | 
 | 
  |  1 | Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков.  Большой прудовик и голый слизень, их среды обитания, строение. Лабораторная работа № 3. Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков. Изучение строения раковины. | Рассмотреть характерные особенности типа. Сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения брюхоногих моллюсков | Знают признаки типа, строение брюхоногих моллюсков, умеют характеризовать и сравнивать строение раковин моллюсков |  Работа в парах, презентация |  Модели, таблицы, коллекция раковин |  Суммативное |  Оформление своих наблюдений | 
  | Глава X. Класс Двустворчатые (1 час). |  
 | 
  |  1 | Беззубка и мидия. Места их обитания. Особенности строения. | Расширить знания о разнообразии моллюсков, их приспособленности к факторам среды, строении двустворчатых, их практическое значение | Знают строение двустворчатых моллюсков, их многообразие и значение |  Работа в парах, презентация |  Таблицы, схемы, коллекции |  Взаимооценивание |  «Пирамида» | 
  | Глава XI. Класс Головоногие моллюски (1 час). |  
 | 
  |  1 | Головоногие. Особенности их строения. | Показать особенности головоногих моллюсков, их высокую организацию | Знают строение головоногих моллюсков, их многообразие и значение |  Презентация |  Таблицы |  Взаимооценивание |  «Яблоко знаний» | 
  | Раздел VI. Тип Членистоногие (14 часов). Глава XII. Класс Ракообразные (4 часа). |  
 | 
  |  1 | Общая характеристика Типа. Общая характеристика класса. Речной рак. Место обитания и образ жизни. | Познакомить учащихся с общими признаками членистоногих, выяснить особенности внешнего строения и образа жизни ракообразных | Знать и уметь характеризовать тип и особенности внешнего строения ракообразных |  Работа в группах, презентация |  Таблицы, коллекции |  Формативное, взаимооценивание |  «Винтовая лестница» | 
  |  2 | Особенности строения речного рака. Питание. Дыхание. Размножение. | Сформировать знания об особенностях внутреннего строения в связи со средой обитания | Знать характерные признаки внутреннего строения и процессы жизнедеятельности |  Работа в группах, презентация |  Таблицы, коллекции |  Формативное, взаимооценивание, самооценивание |  «Цветные карандаши» | 
  |  3 | Многообразие и значение ракообразных в природе и жизни человека. 
 | Сформировать знания о многообразии ракообразных, их значении в природе и жизни человека | Знают видовое многообразие, умеют характеризовать значение |  Работа в группах, презентация |  Таблицы, коллекции |  Формативное, взаимооценивание, самооценивание |  ЗУХ | 
  |  4 | Обобщающее повторение | Обобщить и систематизировать знания по теме | Обладают знаниями о типе Членистоногих и классе ракообразных, умеют их использовать |  Работа в группах, презентация |  Таблицы, коллекции |  Взаимооценивание, суммативное |  «Смайлики» | 
  | Глава XIII. Класс Паукообразные (4 часа). |  
 | 
  |  1 | Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук – крестовик. Внешнее строение.   | Сформировать знания о признаках класса паукообразных, их многообразии, показать особенности внешнего строения в связи с сухопутным образом жизни | Знают характерные особенности внешнего строения паукообразных |  Работа в группах, индивидуальная, презентация |  Таблицы, коллекции |  Взаимооценивание, самооценивание |  «Вершки и корешки» | 
  |  2 | Место обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и её роль. Значение пауков в биогеоценозах. | Продолжить формирование знаний о признаках паукообразных, расширить знания об образе жизни и поведении, строении паутины, внутреннем строении паука-крестовика | Знают об образе жизни, поведении, строении паутины, значении, внутреннем строении пауков |  Работа в группах, индивидуальная, презентация |  Таблицы, коллекции |  Взаимооценивание, самооценивание |  «Паутина» | 
  |  3 | Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения.   | Сформировать знания об особенностях строения клещей в связи с паразитическим образом жизни | Знают об образе жизни, поведении, строении клещей |  Работа в группах, индивидуальная, презентация |  Таблицы |  Взаимооценивание, самооценивание |  «Лесные жители» | 
  |  4 | Меры защиты от клещей. Роль клещей в природе и жизни человека. Обобщающее повторение | Обобщить и систематизировать знания по теме | Обладают знаниями о типе Членистоногих и классе паукообразных, умеют их использовать |  Работа в группах, индивидуальная, презентация |  Таблицы, рисунки, фото, сообщения |  Взаимооценивание, самооценивание, суммативное |  «Выбор есть!» | 
  | Глава XIV. Класс Насекомые (6 часов). |  
 | 
  |  1 | Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого. Лабораторная работа № 4.Внешнее строение комнатной мухи. Рассмотрение личинок и взрослых насекомых мухи дрозофилы. | Расширить и углубить знания о типе членистоногих путем изучения строения насекомых, выявить причины необычайного процветания класса | Знают и умеют характеризовать признаки класса насекомых, характерные особенности внешнего и внутреннего строения |  Работа в парах |  Таблицы, коллекции, микроскопы, готовые микропрепараты |  Суммативное |  Оформление своих наблюдений | 
  |  2 | Размножение и развитие насекомых. Типы развития. | Выяснить особенности размножения и развития насекомых, продолжить формирование умений работать с таблицами, схемами, коллекциями | Знают особенности размножения и развития насекомых, умеют работать со схемами |  Работа в группах, индивидуальная, презентация |  Таблицы, схемы, флеш-анимации |  Взаимооценивание, самооценивание |  «Росток» | 
  |  3 | Важнейшие отряды насекомых с неполным и с полным превращением. | Раскрыть особенности организации насекомых разных отрядов, рассмотреть основные принципы их систематики, формировать на основе полученных знаний умения определять принадлежность насекомого к определенному отряду | Знают основные принципы систематики отрядов, умеют определять принадлежность насекомого к определенному отряду |  Индивидуальна, парная, групповая работы |  Таблицы, коллекции, видеосюжеты   |  Взаимооценивание, самооценивание |  "Бабочка", "Как я себя ощущал на уроке" | 
  |  4 | Вредители и насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Лабораторная работа № 5. Изучение коллекций вредителей сада и огорода. Изучение насекомых – вредителей. 
 | Раскрыть разнообразие насекомых-вредителей и переносчиков заболеваний, их отрицательную роль в практической деятельности человека, дать представление о биологических особенностях некоторых вредных насекомых и способах борьбы с ними | Знают примеры основных насекомых-вредителей и возбудителей и переносчиков заболеваний, способах борьбы с ними |  Работа в парах, презентация |  Фото, рисунки, сообщения, коллекции |  Взаимооценивание |  Оформление своих наблюдений | 
  |  5 | Пчёлы и муравьи – общественные насекомые. | Познакомить учащихся с насекомыми, ведущими общественных образ жизни и регулирующими численность насекомых-вредителей | Знают о насекомых, ведущих общественный образ жизни |  Работа в группах, презентация |  Фото, рисунки, сообщения, |  Взаимооценивание, самооценивание |  «Улей» | 
  |  6 | Растительноядные, хищные, паразиты и сверх паразиты среди представителей насекомых. Обобщающее повторение | Показать отрицательную роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов с/х животных. Обобщить и систематизировать знания по теме «Насекомые» | Знают о многообразии насекомых вредителей и паразитов, их роли. Умеют применять знания, полученные при изучении темы |  Работа в группах, презентация |  Фото, рисунки, сообщения, |  Взаимооценивание, суммативное |  Эссе | 
  | Раздел VII. Тип хордовые (28 часов). Подтип Бесчерепные (1 час). |  
 | 
  |  1 | Краткая характеристика типа хордовых. Ланцетник – представитель бесчерепных. | Раскрыть особенности строения хордовых на примере ланцетника, показать его приспособленность к среде обитания, научить школьников отличить беспозвоночных и хордовых животных | Знают особенности строения и жизнедеятельности ланцетника |  Индивидуальна, парная, групповая, фронтальная работы |  Таблицы,рисунки, фото |  Взаимооценивание, самооценивание, суммативное   |  «Парашют» | 
  | Глава XV. Надкласс Рыбы (5 часов). |  
 | 
  |  1 | Общая характеристика рыб. Классы. Особенности внешнего и внутреннего строения костистой рыбы. Лабораторная работа № 6. Определение возраста рыб по чешуе. Изучение скелета и внутреннего строения рыб. | Сформировать знания об особенностях внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде, показать особенности строения скелета и мышц рыб в связи с функциональным значением, раскрыть особенности строения внутреннего строения   | Знают особенности внешнего и внутреннего строения рыб, умеют определять возраст рыб по чешуе, особенности скелета |  Индивидуальна, парная, групповая, фронтальная работы |  Таблицы, фото, чучела, влажные препараты, скелеты |  Взаимооценивание, самооценивание формативное   |  «Кораблики» «Каким было мое путешествие?" | 
  |  2 | Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. | Показать особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида | Знают особенности размножения и развития рыб, особенности поведения |  Работа в парах, презентация |  Таблицы |  Взаимооценивание, формативное |  «Аквариум» | 
  |  3 | Хрящевые рыбы. Двоякодышащие рыбы. Кистепёрые рыбы, значение их в происхождении наземных позвоночных животных. | Показать многообразие рыб, черты их приспособленности к жизни в различных условиях водной среды и их значение | Знают видовое многообразие, умеют различать и сравнивать рыб между собой |  Работа в группах, презентация |  Таблицы, видеофильм |  Взаимооценивание, формативное |  «Продолжить фразу» | 
  |  4 | Промысловое значение рыб. Основные группы промысловых рыб. | Определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, основные меры охраны рыб, выделить основные группы промысловых рыб | Знают значение рыб и основные меры по охране рыб, группы промысловых рыб |  Работа в группах, презентация |  Таблицы |  Взаимооценивание, формативное |  Рефлексивное сочинение | 
  |  5 | Рыборазводные заводы и их значение. Аквариумное рыбоводство. | Познакомить учащихся с биологическими основами, современными достижениями, задачами рыболовства и рыборазведения | Знают современные достижения в области рыборазведения и селекции рыб |  Работа в группах, презентация |  Таблицы |  Суммативное, взаимооценивание |  «За и против» | 
  | Глава XVI. Класс Земноводные (3 часа). |  
 | 
  |  1 | Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки, её земноводный образ жизни. Лабораторная работа № 7. Изучение внешнего, внутреннего строения лягушки на влажных препаратах.   | Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения земноводных как первых наземных позвоночных | Знают особенности внешнего и внутреннего строения земноводных, умеют анализировать полученные данные |  Работа в парах, презентация |  Таблицы, влажные препараты, скелет  
 |  Взаимооценивание |  Оформление своих наблюдений | 
  |  2 | Многообразие земноводных. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных. | Сформировать знания о многообразии земноводных, их значении в природе и жизни человека, мерах по охране | Знают видовое многообразие земноводных, их значение в природе и жизни человека |  Работа в группах, индивидуальная, презентация |  Таблицы, рисунки, фото и видеоматериалы |  Взаимооценивание |  «Капельки» | 
  |  3 | Вымершие земноводные и их происхождение от древних кистепёрых рыб. | Обеспечить усвоение учащимися знаний о развитии земноводных, их происхождении | Знают этапы исторического развития земноводных   |  Работа в парах, презентация |  Таблицы, рисунки, фото и видеоматериалы |  Суммативное |  «Мудрые слова» | 
  | Глава XVII. Класс Пресмыкающихся (4 часа). |  
 | 
  |  1 | Общая характеристика класса. Особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Лабораторная работа № 8. Изучение внешнего строения. Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки. 
 
 
 | Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся, связанные с наземным образом жизни, показать черты усложнения в их организации | Знают внешнее и внутреннее строение пресмыкающихся, умеют сравнивать и анализировать результаты |  Работа в парах, презентация |  Таблицы, влажные препараты, скелет |  Взаимооценивание |  Оформление своих наблюдений | 
  |  2 | Змеи, ужи, гадюки. Значение змей в природе и в жизни человека. | Показать многообразие современных пресмыкающихся, углубить и расширить знания о чешуйчатых | Знают видовое многообразие чешуйчатых, умеют их характеризовать |  Работа в группах, индивидуальная, презентация |  Таблицы, фото и видеоматериалы |  Взаимооценивание |  «Облака» | 
  |  3 | Другие отряды пресмыкающихся. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана. | Продолжить формирование знаний многообразие современных пресмыкающихся, углубить и расширить знания о черепахах и крокодилах | Знают видовое многообразие крокодилов и черепах, умеют их характеризовать |  Работа в группах, индивидуальная, презентация |  Таблицы, фото и видеоматериалы |  Взаимооценивание |  «Копилка» | 
  |  4 | Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных. Экскурсия №1 В краеведческий музей: «Разнообразие животных родного края». | Показать многообразие древних пресмыкающихся и причины их вымирания, раскрыть происхождение пресмыкающихся | Знают этапы исторического развития пресмыкающихся |  Работа в группах, индивидуальная, презентация |  Таблицы, фото и видеоматериалы |  Суммативное |  Ранжирование | 
  | Глава XVIII. Класс Птицы (6 часов). |  
 | 
  |  1 | Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Лабораторная работа № 9. Внешнее строение птиц. Перьевой покров Строение скелета птицы, внутреннего строения птицы (по готовым влажным препаратам). 
 | Познакомить учащихся с характеристикой птиц, раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания | Знают особенности внешнего и внутреннего строения птиц в связи со средой обитания, применяют приемы самостоятельной учебной деятельности |  Работа в парах, презентация |  Таблицы, чучела, влажные препараты, скелет |  Взаимооценивание |  Оформление своих наблюдений | 
  |  2 | Размножение и развитие. Забота о потомстве. Сезонные явления. Лабораторная работа № 10. Изучение строения куриного яйца. 
 | Раскрыть особенности размножения и индивидуального развития птиц | Знают особенности размножения и индивидуального развития птиц, умеют анализировать результаты наблюдений |  Работа в парах, презентация |  Таблицы, яйцо, лупа, лаб.оборудование |  Суммативное |  Оформление своих наблюдений | 
  |  3 | Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. | Показать сходство в организации птиц и пресмыкающихся, подвести к выводу о происхождении пернатых от древних рептилий | Знают сходство птиц и пресмыкающимися, происхождение рептилий |  Работа в группах, индивидуальная, презентация |  Таблицы |  Взаимооценивание |  «Лестница» | 
  |  4 | Многообразие птиц. Экологические группы птиц. Экскурсия №2 «Знакомство с птицами школьного сада». Наблюдения за живыми птицами. 
 | Обобщить знания о среде обитания и приспособленности птиц к ней, показать, что в ходе эволюции у птиц разных видов выработались сходные приспособления к выживанию в сходных местах обитания | Знают о видовом многообразии птиц, их приспособленность к среде обитания |  Работа в группах, индивидуальная, презентация |  Таблицы |  Взаимооценивание |  «Альпинисты» | 
  |  5 | Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана. | Показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека, обосновать необходимость их охраны | Знают значение птиц в природе и практическое значение для человека, меры по охране |  Работа в группах, индивидуальная, презентация |  Таблицы |  Взаимооценивание |  «Перья» | 
  |  6 | Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы птиц, их использование человеком. | Показать сущность птицеводства и его значение в народном хозяйстве страны | Знают о понятии птицеводства, группы домашних птиц, этапы одомашнивания |  Работа в группах, индивидуальная, презентация |  Таблицы   |  Суммативное |  «Голуби» | 
  | Глава XIX. Класс Млекопитающие, или Звери (9 часов). |  
 | 
  |  1 | Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Лабораторная работа № 11. Внешнее строение. Изучение строения скелета и внутреннего строения млекопитающих по готовым влажным препаратам. 
 | Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих как одного из высокоорганизованных классов позвоночных в связи со средой обитания | Знают характерные признаки внешнего и внутреннего строения класса млекопитающих, умеют анализировать результаты наблюдений |  Работа в группах |  Таблицы, влажные препараты, скелеты, чучела |  Формативное |  Оформление своих наблюдений | 
  |  2 | Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. | Выявить особенности размножения и развития млекопитающих, показать признаки более высокой их организации по сравнению с пресмыкающихся | Знают особенности размножения и развития млекопитающих |  Работа в парах, презентация |  Таблицы, фото и видеоматериалы |  Взаимооценивание |  Синквейн | 
  |  3 | Происхождение млекопитающих от древних пресмыкающихся. Многообразие млекопитающих. | Установить родство млекопитающих с пресмыкающимися, выяснить происхождение млекопитающих | Знают черты сходства и различия пресмыкающихся и млекопитающих |  Работа в парах, презентация |  Таблицы |  Взаимооценивание |  «Продолжить фразу» | 
  |  4 | Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Биологические особенности. Районы распространения и разнообразие. | Показать биологические особенности первозверей, сумчатых и плацентарных | Знают характерные признаки подклассов и ареалы их распространения представителей |  Работа в группах, презентация |  Таблицы, фото и видеоматериалы |  Взаимооценивание |  «Сумка кенгуру» | 
  |  5 | Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные. | Расширить знания о многообразии млекопитающих, показать черты приспособленности отрядов к образу жизни, их практическое значение | Знают о многообразии млекопитающих, чертах приспособленности отрядов к образу жизни, их практическое значение |  Работа в группах, презентация |  Таблицы, фото и видеоматериалы |  Взаимооценивание |  «Восхождение» | 
  |  6 | Хищные (псовые, кошачьи, куньи, медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы. | Продолжить формирование знаний о многообразии млекопитающих, показать черты приспособленности отрядов к образу жизни, их практическое значение | Знают о многообразии млекопитающих, чертах приспособленности отрядов к образу жизни, их практическое значение |  Работа в группах, презентация |  Таблицы, фото и видеоматериалы |  Взаимооценивание |  «Мишень» | 
  |  7 | Основные экологические группы млекопитающих. | Обобщить знания учащихся о многообразии сред обитания млекопитающих, экологических группах, в которые они объединяются, наиболее характерных особенностях строения, жизнедеятельности, поведение наземных, летающих, подземных, водных млекопитающих   | Знают о многообразии сред обитания млекопитающих, экологических группах |  Работа в группах, презентация, индивидуальная |  Таблицы, фото и видеоматериалы |  Взаимооценивание |  «Копилочка» | 
  |  8 | Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Происхождение от диких предков. | Углубить и расширить знания учащихся о сельскохозяйственных животных, о научных основах с/х производства, познакомить с задачами, стоящими сегодня перед страной по удовлетворению потребностей населения в продуктах питания | Знают о сельскохозяйственных животных, о научных основах с/х производства |  Работа в группах, презентация |  Таблицы, фото и видеоматериалы |  Взаимооценивание |  «Маркировка» | 
  |  9 | Значение млекопитающих. Промысел и промысловые звери. Рациональное использование и охрана млекопитающих. Экскурсия №3 В краеведческий музей: «Домашние и дикие звери». 
 | Обобщить знания учащихся о значении млекопитающих в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности, показать необходимость охраны | Знают о значении млекопитающих в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности, мерах охраны   |  Работа в группах, презентация |  Таблицы, фото и видеоматериалы |  Взаимооценивание |  Оформление своих наблюдений | 
  | Раздел VIII. Развитие животного мира на Земле (1 час). |  
 | 
  |  1 | Историческое развитие животного мира на Земле и его доказательства. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Экскурсия №4 «Жизнь природного сообщества весной». 
 | Обобщить и систематизировать знания о родстве и происхождении животных основных типов и классов, показать прогрессивное развитие животного мира | Знают о родстве и происхождении животных основных типов и классов |  Работа в группах, презентация |  Таблицы, рисунки, фото |  Формативное |  «Вершина эволюции» | 
  | Раздел IX. Природные сообщества (1 час). |  
 | 
  |  1  
 | Биогеоценозы, агроценозы и экосистема. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах. Цепи питания.   
 | Сформировать знания о составных элементах и об особенностях трофической структуры сообщества, о составе пищевых цепей, о классификации групп организмов, находящихся в различных звеньях пищевой цепи и их роли в функционировании сообщества | Знают о составных элементах и об особенностях трофической структуры сообщества, о составе пищевых цепей, о классификации групп организмов, находящихся в различных звеньях пищевой цепи и их роли в функционировании сообщества |  Работа в группах, презентация |  Таблицы, рисунки, фото |  Формативное |  Оформление своих наблюдений | 
  | Заключение (1 час). |  
 | 
  |  1 | Животный мир как многообразие организмов, популяций, видов и сообществ. Уровни организации живой природы. Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете. | Обобщить и систематизировать знания о многообразии животного мира, уровнях организации и роли человека в сохранении животного мира на планете | Знают о многообразии животного мира, уровнях организации и роли человека в сохранении животного мира на планете |  Работа в группах, презентация |  Таблицы, схемы, рисунки |  Формативное |  «Шарики» |