| 
 
 № п\п |    
 ТЕМА |  Кол-во часов  
 |  
  ТЕМА УРОКА |  
  СОДЕРЖАНИЕ   УРОКА |  
  ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ, ЗНАНИЯ И НАВЫКИ |  Дата   
 | 
  | 
 | 
 | 
  | 
  1 
 |  Место человека в системе | 2 |  1)Место человека в системе   органического мира  
 
 |  Человек – часть живой природы. Черты сходства человека с животными. Человекообразными обезьянами. Рудименты и атавизмы – доказательства родства человека и животных. |  знать: место человека в системе органического мира; черты сходства человека и животных, факторы антропосоциогенеза.  уметь: выявлять особенности строения тела человека, объяснять сущность рудиментов и атавизмов, их роль в эволюции человека; определять органы и системы органов человека, характеризовать стадии эволюции человека, расы человека, отделы скелета; распознавать на моделях, скелете, таблицах, рисунках отделы скелета, кости, его образующие, у человека и животных. | 
 | 
 | 
  |  
  2  
 
 |  
 2) Особенности человека |  Особенности человека. Отличия человека от животных  
  
  
  
  
 
 | 
 | 
 | 
  |  
 3-4 | Происхождение человека 
 | 3 
 
 
 
 
 |  
 3-4) Происхождение человека. Этапы его становления |  Происхождение человека. Эволюция предков человека – гоминид. История возникновения человека. Этапы эволюции человека |  знать: биологические и социальные факторы антропосоциогенеза; основные этапы эволюции человека, их особенности отличительные признаки расы. Дать представление по истории развития знаний о строении и функциях организма человека с древнейших времен до наших дней.  
 | 
 | 
 | 
  | 5 | 5) Расы человека. Их происхождение и единство | Расы человека. Сравнительная характеристика рас. Механизм образования рас, проблемы их происхождения. Деление рас на нации | 
 | 
 | 
  | 
 
 6 | Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека | 
 1 | 6) История развития знаний о строении и функциях организма человека  
  
  
 |  Вклад Гиппократа и Аристотеля в развитие науки о человеке. Труды Галена, Авиценны, Везалия, Гарвея и других ученых о строении и функциях органов человека. Предмет изучения анатомии, физиологии, гигиены. |  Иметь представление о истории развития знаний о строении и функциях организма человека | 
 | 
 | 
  |  
 7-8 | Общий обзор организма человека 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
 4 
 |  
 7-8)Клеточное строение организма  
 Л.р. №1 «Строение животной клетки» | Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки. Лабораторная работа «Строение клетки» |  знать: клеточное строение организма, строение животной клетки, функции частей и органоидов клетки; строение и значение тканей; органы и системы органов.
  уметь: раскрывать особенности строения и функций отдельных частей, органоидов клетки человека, тканей всех типов; взаимосвязь органов и систем органов в поддержании гомеостаза организма человека; называть части и органоиды клетки тела человека, типы тканей, органы и системы органов; распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки.
 
 | 
 | 
 | 
  |  
 9 | 
 
 9)Ткани и органы 
 Л.р. №2 «Ткани» | Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечно-полосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество. 
 | 
 | 
 | 
  |  
 10 | 
 10)Органы. Системы органов. Организм |  Органы. Системы органов, их строение, функции. Взаимосвязь органов в организме человека. 
 | 
 | 
 | 
  |  
  11 |  Координация и регуляция.    
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 |  11  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 | 11)Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности | Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. 
 
 |   знать: строение и роль эндокринного аппарата в организме человека; основные функции эндокринных желез.уметь: распознавать основные железы внутренней секреции.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 | 
 | 
 | 
  |  
  
 12 | 12) Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения 
 | Гормоны. Гормоны гипофиза (болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гиперфункцией (гигантизм) гипофиза), гормоны щитовидной железы (болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек). Гормоны поджелудочной железы (инсулин и заболевание сахарным диабетом). Гормоны надпочечников (их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям). Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез | 
 | 
 
 
 
 
 | 
  |  
 13 | 13) Зачетный урок по темам «Общий обзор организма человека», «Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности» | 
 | 
 | 
  |  
 14 | Нервная система 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 |  
 14) Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы | Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. |   знать: строение и функции нервной системы, ее частей; нейрона, рефлекторной дуги, спинного и головного мозга;  роль нервной системы в регуляции функций организма человека, в согласованной деятельности органов и связи организма с окружающей средой; роль вегетативной нервной системы, коры больших полушарий, отделов мозга.   уметь: сравнивать строение нервной системы человека и животных; распознавать основные ее части; работать с учебником; осуществлять самоконтроль, проводить наблюдения.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 | 
 | 
 | 
  |  
 15 | 
  15) Строение и функции спинного мозга 
 |  Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.  
  
 
 | 
 | 
 | 
  | 16 |  16) Строение   и функции головного мозга 
 | Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. | 
 | 
 | 
  | 17-18 |  17-18)Полушария большого мозга  Л.р. №3 «Безусловные рефлексы человека » | Большие полушария головного мозга, доли (лобная, теменная, затылочная, височные). | 
 | 
 | 
  |  
  
 19 | Анализаторы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 |  
  19) Анализаторы Зрительный анализатор. Л.р. №4 «Изучение изменения зрачка» |  Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза .Строение и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. Хрусталик, стекловидное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор |   знать: органы чувств человека, части зрительного, слухового анализаторов; находить их на рисунках, таблицах, моделях; роль анализаторов в восприятии и анализе (различении) раздражений окружающей среды; их взаимосвязь с нервной системой и высшей нервной деятельностью человека.   уметь: характеризовать гигиену органов зрения и слуха, обоняния и вкуса; объяснять свойства рецепторов воспринимать определенные раздражения, способность частей анализаторов различать раздражения, взаимосвязь органов чувств (анализаторов).  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 | 
 | 
 | 
  |  
 20 | 
  20) Анализаторы слуха и равновесия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппарат уха. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат - орган равновесия. | 
 | 
 | 
  |  21  
 
 |  21)Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус 
 
 | Мышечное чувство. Кожная чувствительность. Обоняние. Расположение органа обоняния. Вкус. Расположение вкусовых рецепторов в ротовой полости. | 
 | 
 | 
  | Чувствительность анализаторов, их взаимозаменяемость. Глаз человека – оптический прибор. Цветоощущение. Расстройства цветового зрения | 
 | 
 | 
  |  
 22 | Опора и движение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 |  
  22) Скелет человека, его отделы   Л.р. №5 « Изучение внешнего строения костей»   |  Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей. Строение сустава  
  
 |   знать: состав и свойства костей, значение опорно-двигательного аппарата; влияние физического труда и спорта на его формирование; роль двигательной активности в сохранении здоровья; меры, предупреждающие нарушение осанки, развитие плоскостопия.   уметь: распознавать части опорно-двигательного аппарата (скелет, мышцы); характеризовать черты приспособленности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, и приводить примеры; характеризовать строение костей, типы их соединений, работу мышц; оказывать первую доврачебную помощь приушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, при
 переломах; соблюдать правильную осанку; показывать на своем теле, модели, скелете основные кости скелета; разъяснять процесс регуляции деятельности опорно-двигательного аппарата, влияние нагрузки и ритма на работу мышц, причины их утомления; устанавливать связь между строением частей и выполняемыми ими функциями; доказывать сходство млекопитающих животных и человека; характеризовать торможение как результат нервной регуляции, координирующей движение.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 | 
 | 
 | 
  |  
 23-24 | 
  23-24) Состав и строение костей 
 
   
 
 
 | Строение и функции опорной системы. Скелет головы. Отделы черепа, кости черепа Скелет туловища: позвоночник. Отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый, грудная клетка. Скелет поясов: плечевой, тазовый пояс. Свободные конечности: верхняя и нижняя; приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности | 
 | 
 | 
  |  
 25 | 25)Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей | Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. Травмы: перелом, вывих, растяжение связок | 
 | 
 | 
  |  
 26 | 
  26)Мышцы, их строение и функции  
 Л. Р.№6 « Определение функций мышц» | Строение скелетных мышц. Строение мышечных тканей, их свойства. Основные группы мышц, их расположение , функции. | 
 | 
 | 
  | 27 | 
  27)Работа мышц 
 | Работа мышц. Движение в суставах. Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц. Условия работы мышц, роль кровообращения. Утомление мышц. 
 
 | 
 | 
 | 
  |  
 28 |  28)Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения  Л.р.№7 «Влияние нарушения осанки и её сохранение » 
 | Строение опорно-двигательного аппарата. Типы соединений костей. | 
 | 
 | 
  |  
 29 | 
 29) Роль физической культуры в развитии аппарата опоры и движения человека | . Взаимосвязь между строением и функциями аппарата опоры и движения. Основные условия нормального развития опорно-двигательного аппарата | 
 | 
 | 
  |  
 30 | Внутренняя среда организма 
 
 
 
 
 
 |  3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 |  
  30)Внутренняя среда организма . Плазма крови, ее состав.   
 Л.р.№8 «Микроскопическое строение крови » | Понятие внутренняя среда организма и ее значение. Состав внутренней среды организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Состав крови и ее функции. Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови» Плазма крови, ее состав. Свертывание кров. Клетки крови, их строение и функции. Фагоцитоз. |  знать: основные компоненты внутренней среды организма, значение и строение форменных элементовкрови; сущность понятий иммунитет, инфекционные
 заболевания, значение предупредительных прививок
 и лечебных сывороток, правила личной и общественной гигиены, выполнение которых предупреждает распространение СПИДа и других инфекционных заболеваний.
  уметь: распознавать на таблицах, микропрепаратах,рисунках клетки крови: лейкоциты, эритроциты,
 тромбоциты; объяснять значение внутренней среды организма, ее компонентов, объяснять состав крови, функции
 ее форменных элементов.
 | 
 
 
 
 | 
 | 
  | 31 |  31) Иммунитет 
 
 | Иммунитет. Иммунная система человека. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный). | 
 | 
 | 
  |  32  
   |  32) Группы крови 
 
 | Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус-фактор 
 | 
 | 
 | 
  | 
 | 
 | 
  |  
 33 | Транспорт веществ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 |  
  33) Органы кровообращения 
 |  Органы кровообращения. Сосуды, их строение и функции. Строение и функции сердца. Круги кровообращения. Изменение крови в большом и малом кругах кровообращения.   
 |   знать: строение органов кровообращения; сущность понятий пульс, кровяное давление; изменение крови в кругах кровообращения; вредное влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу.   уметь: распознавать на таблицах, моделях, муляжах органы кровообращения; оказывать доврачебную помощь при кровотечениях; подсчитывать пульс, измерять артериальноедавление.
 
 
 | 
 | 
 | 
  | 34 |  
  34)Работа сердца 
 | Секрет неутомимости сердца. Автоматия. Работа сердца и ее фазы. Регуляция работы сердца. Гигиена кровеносной системы 
 | 
 | 
 | 
  |  
 35 | 
  35)Движение крови и лимфы по сосудам  Л.р.№9 «Измерение кровяного давления» | Понятие кровяное давление. Давление в различных участках кровеносной системы. Измерение кровяного давления. Подсчет пульса. | 
 | 
 | 
  |  
 36 | 
  36)Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. 
 Л.р.№10 « Определение пульса» | Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт) Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска - гиподинамия. Артериальное, венозное и капиллярное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении. Жгут. Закрутка. Давящая повязка. | 
 | 
 | 
  |  
  
 37 | Дыхание   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 |  
  37) Строение органов дыхания    Л. Р.№11 «Определение частоты дыхания» |  Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Система органов дыхания (легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой. |   знать; строение и функции органов дыхания, их взаимосвязь; изменение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, гигиенические требования к его составу; меры профилактики заболеваний органов дыхательной системы.  уметь распознавать на таблицах органы дыхания, объяснять взаимосвязь их строения и функции, соблюдать гигиенические требования, оказывать первую доврачебную помощь при остановке дыхания.  
  
  
  
 | 
 | 
 | 
  |  38- 39 |  38) Газообмен в легких и тканях.   39)Дыхательные движения и их регуляция 
 | Строение легких и грудной полости. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Обмен газов в легких и тканях. Легочная и пристеночна плевра, их значение. | 
 | 
 | 
  |  
 4041 |  40)Заболевания органов дыхания, их предупреждение   41)Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения | Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена органов дыхания. Первая помощь при нарушениях дыхания. Курение и дыхание. | 
 | 
 | 
  |  
 42 | Пищеварение   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 5 
 
 
 
 
 |  
  42)Пищевые продукты и питательные вещества 
 | Значение и состав пищи. Питательные вещества , их функции. Органы пищеварения. |   знать: состав пищи человека и роль пищевых компонентов в жизнедеятельности организма; сущность и значение питания и пищеварения, строение и функции органов пищеварительной системы, роль пищеварительных желез и ферментов в пищеварении, сущность и значение всасывания; роль нервно-гуморальной регуляции процессов пищеварения, методы изучения пищеварения; гигиенические требования к составу пищи; меры профилактики зубных и желудочно-кишечных заболеваний; влияние курения, алкоголя, наркотиков на функционирование пищеварительной системы.   уметь: распознавать органы пищеварительной системы на таблицах, муляжах, рисунках, обосновывать основные гигиенические правила питания и пищеварения; оказывать первую доврачебную помощь при пищевых отравлениях   
 | 
 | 
 | 
  |  
 43 | 
 
 
 
 
 
 
 
 |  
  43)Пищеварение в ротовой полости   
 Л.р. №12 «Качественная реакция на углеводы» |  Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты | 
 | 
 | 
  |  
 44 - 45 | 
  44-45)Пищеварение в желудке и кишечнике  Л.р.№13 «Цветные реакции на белок»  | Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок. Пепсин. Нейрогуморальная регуляция пищеварения | 
 | 
 | 
  |  
 46 | 
 46)Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний | Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска: гиподинамия. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Симптомы аппендицита | 
 | 
 | 
  |  
  
 47 | Обмен веществ и энергии.   | 2 | 
  47)Обмен веществ Пластический и энергетический обмен |  Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. |   знать: суть и значение обмена веществ и энергии;  анатомо-физиологические и гигиенические понятия о пластическом и энергетическом обмене, значении питательных веществ, витаминах и авитаминозах, нормах питания.   уметь: объяснять биологическую роль обмена веществ, витаминов, общебиологические понятия о клеточном строении и обмене веществ организма, о связи организма со средой; на конкретных фактах проводить разъяснительную работу о вреде алкоголя и наркомании для организма подростков. | 
 | 
 | 
  |  
 48 | 
  48)Витамины 
 
 
 
 | Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитамино-зы А, В^ С, D. Проявления авитаминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит) и их предупреждение | 
 | 
 | 
  |  
 49 | Выделение   
 
 
 
 
 
 | 2 
 
 
 
 
 
 |  
  49)Выделение. Строение и работа почек.  
 |  Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.  
 |   знать: роль и значение мочевыделительной системы, особенности ее строения.  уметь: распознавать органы выделительной системы потаблицам; объяснять, почему заболевания почек оказывают
 очень серьезное влияние на здоровье человека, необходимость соблюдения гигиены почек; почему злоупотребление острой пищей, алкоголем приводит к поражению почек.
 | 
 | 
 | 
  |  
 50 | 
 
  50) Заболевания почек, их предупреждение 
 | Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Предупреждение заболеваний почек. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Фактор риска: переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. 
 
 | 
 | 
 | 
  | 51 | Покровы тела 
 
 
 
 | 3 
 
 
 
 |  
  51)Строение и функции кожи 
 | Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. |   знать: строение кожи, ее функции; относительное постоянство температуры тела человека; значение закаливания организма; гигиенические требования к коже, одежде и обуви; меры, предупреждающие перегревание и переохлаждение организма.  уметь: оказывать первую помощь при поражениях кожи и нарушениях терморегуляции; устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи; разъяснять механизмы терморегуляции и закаливания. | 
 | 
 | 
  | 52 | 
  52)Роль кожи в терморегуляции организма 
 | Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение. | 
 | 
 | 
  |  53 
 | 53)Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви | Нарушения кожных покровов и их причины. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. |   | 
 | 
  |  54 –  55 
 | Размножение и развитие   | 3 | 54) Система органов размножения.  55) Внутриутробное развитие  
 
 |  Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция. Мужская половая система. Образование сперматозоидов 
 |   знать: сущность процесса оплодотворения и его значение; развитие зародыша и плода в матке; роль половых желез в жизнедеятельности организма; преимущества полового размножения перед бесполым; гигиенические требования к режиму будущей матери; вредное влияние алкоголя, наркотиков, никотина и других факторов, разрушающих здоровье, на потомство.    уметь: находить черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша и плода млекопит. и чел.  
  
 
 | 
 | 
 | 
  |  
  
 56 | 
 
 56)Возрастные процессы | 
 | 
 | 
 | 
  |  
 57 | Высшая нервная деятельность 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 5   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 |  
 57) Рефлекс - основа нервной деятельности, его виды. |  Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение |   знать: особенности высшей нервной деятельности человека, ее значение в восприятии окружающей среды,
 ориентацию в ней; значение профилактики утомления, активного отдыха, сна, вредное влияние алкоголя, никотина и других наркотических средств на нервную систему.
   уметь: объяснять роль безусловных рефлексов в развитии врожденных форм поведения, значение безусловных и условных рефлексов и их сущность; психическую деятельность человека как функцию мозга; понятия потребность организма, психика человека ,память, внимание, характер, личность, темперамент; характеризовать поведение, рефлекторную теорию поведения, роль условного торможения.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 | 
 | 
 | 
  | 58 | 58)Торможение, его виды и значение 
 |  Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. Высшая нервная деятельность. Психология и поведение человека. | 
 | 
 | 
  |  
 59 | 
 59)Биологические ритмы.  | Биологические ритмы. Сон (фазы сна) и бодрствование, значение сна. | 
 | 
 | 
  |  
 60 | 
 60)Особенности высшей нервной деятельности человека.  
 |  Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Память. Виды памяти, приемы запоминания.  Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания. | 
 | 
 | 
  | 
 61 | 
 61)Типы нервной системы | Темперамент. Классификация темпераментов по Гиппократу. Типы нервной системы, их классификация по И.П.Павлову. характеристика темпераментов | 
 | 
 | 
  | 62-65 
 
 | Человек и его здоровье | 4 | 62) Вредные привычки 
 
 
 63) Заболевание человека 
 
 64) Двигательная активность и здоровье человека. Закаливание 
 65) Человек и окружающая среда П.Р. «Влияние факторов окружающей среды на человека» | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасение утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы , гиподинамии, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека | Осваивают приемы рациональной организации труда и отдыха. обобщают и обосновывают правила и нормы личной гигиены, профилактики заболеваний. Осваивают приёмы первой доврачебной помощи. Аргументированно доказывают отрицательное влияние на здоровье человека вредных привычек. | 
 | 
 | 
  | 66 |  Резервное время 
 | 5 | 66) Повторение и обобщение материала по темам «Опора и движение»  | 
 | 
 | 
  | 67 | 67) Повторение и обобщение материала по темам «Координация и регуляция», | 
 | 
 | 
  | 68 | 68) Повторение и обобщение материала по темам «Высшая нервная система» | 
 | 
 | 
  | 69 | 69) Итоговый тест по курсу «Человек и его здоровье» | 
 | 
 | 
  | 70 | 70 ) Анализ результатов итогового теста по курсу «Человек и его здоровье» | 
 | 
 |