| № урока | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Лабораторные, практические работы, экскурсии | Ресурсы урока | Домашнее задание | 
  | 
 | 
 Живой организм. (35 часов) 
 | 
  | 
 1. | 
 Введение (3 часа) 
 | 
  | 
    | Урок 1. Биология — наука о живых организмах. Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук, изучающих живой организм: морфология, анатомия, физиология, экология. Эстетическое, культурно-историческое, практическое значение живых организмов.   
 | Определять предмет изучения биологии. Описывать основные направления биологии и пути её развития.   Объяснять значение биологии и живых организмов в жизни человека | 
 | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | § 1 стр. 8-9 | 
  | 
 2. | Урок 2. Условия жизни организмов. Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности Земли. Наличие жидкой воды — основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного поля Земли. Природное окружение и здоровье человека 
 | Называть условия, необходимые для жизни организмов.   Приводить примеры влияния окружающей природной среды на человека. Давать определение литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы Объяснять значение озонового экрана, магнитного поля Земли для жизни в биосфере. | 
 | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. | § 2 стр.10-11 | 
  | 
 3. | Урок 3. Осенние явления в жизни растений родного края. Цели и задачи, организация экскурсии, правила поведения в природе. Разнообразие растений родного Тверского края. Листопадные и вечнозеленые. Начало и конец листопада, его значение. Приспособленность растений к условиям среды обитания. 
 
 | Объяснять изменения, происходящие с растениями в осенний период. Приобретать навыки ведения наблюдений за природными явлениями на примере листопада. Наблюдать и описывать объекты и явления во время экскурсии «Осенние явления в жизни родного края». Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. | 
 | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. | Отчёт об экскурсии | 
  | 2. | 
 Разнообразие живых организмов. Среды жизни. (12 часов) 
 | 
  |  
 
 4. | Урок 1. Царства живой природы: растения, Животные, Грибы, Бактерии. Признаки живых организмов Разнообразие живых организмов. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. Бактерии, их отличительные особенности. Существенные признаки представителей разных царств, их значение в биосфере. 
 | Называть царства живой природы, признаки, характеризующие представителей разных царств. Определять растения, животных, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы. Описывать роль представителей разных царств  в биосфере. | 
 
 
 
 
 | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику   | § 3 с.14-15 | 
  | 
 
 
 5. | Урок 2 . Деление царств на группы. Деление царств на группы. Отделы растений. Типы животных, их характеристика. 
 
 | Называть типы животных, отделы растений. Приводить примеры представителей разных отделов и типов.  Сравнивать представителей разных групп растений и животных | 
 ЛР №1 «Разнообразие отделов растений». | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику   | § 4 с.16-17 | 
  | 
 6. 
 
 
 | Урок 3. Среда обитания. Экологические факторы. Среда обитания как совокупность компонентов живой и неживой природы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Среды жизни, их характерные особенности.    | Называть среды жизни, их экологические факторы. Сравнивать различные среды жизни.   Характеризовать виды экологических факторов. Приводить примеры действия экологических факторов на живые организмы | 
 | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику   | § 5 с.18-19 | 
  | 
 7. 
 
 
 
 | Урок 4. Вода как среда жизни. Гидросфера. Приспособленность организмов к условиям водной среды. Распределение организмов в водной среде.   Цели и задачи, организация лабораторной работы. 
 | Называть основные абиотические факторы водной среды обитания.   Приводить примеры обитателей водной среды. Наблюдать за водными организмами. Выделять особенности строения организмов, обитающих в водной среде (на основе личных наблюдений). | 
 ЛР №2 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде». 
 | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику   | §6 с.20-21 | 
  | 
 8. 
 
 
 
 | Урок 5.  Наземно-воздушная среда жизни. Особенности наземно-воздушной среда. Приспособленность живых организмов к наличию влаги в окружающей среде. Влаголюбивые растения, животные. Растения и животные, приспособленные к условиям умеренной влажности. Устойчивые к недостатку влаги растения и животные. 
 |  Называть основные абиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде. Приводить примеры обитателей наземно-воздушной среды.   Выделять характерные признаки живых организмов, обитающих в разных условиях влажности наземно-воздушной среды.   Сравнивать особенности водной и наземно-воздушной сред обитания, растения и животных разных экологических групп по отношению к наличию влаги. | 
 | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику   | §7 с. 22-23 | 
  | 
 9. 
 
 
 
 
 | Урок 6. Свет в жизни растений и животных. Свет — важнейший экологический фактор. Световой режим. Свет в жизни наземных растений и животных. Светолюбивые и теневыносливые растения. Движение органов растений к свету. Листовая мозаика. 
 | Приводить примеры растений и животных, по-разному приспособленных к световому режиму.   Наблюдать реакции живых организмов на воздействие света на примере комнатных растений.   Устанавливать продолжительностью светового периода суток и приспособленностью организмов к сезонным изменениям взаимосвязь между продолжительностью светового периода суток и приспособленностью организмов к сезонным изменениям. | 
 | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику   | §7 с. 23-25 | 
  | 
 10. 
 
 
 
 
 
 | Урок 7. Почва как среда жизни. Экологические особенности почвенной среды обитания. Приспособленность почвенных организмов к жизни в почве. Роль животных в почвообразовании. Разнообразие и значение почв. Роль живых организмов в образовании гумуса и плодородии почв.  
 | Анализировать и сравнивать внешнее строение животных, обитающих в почве. Объяснять роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия. Прогнозировать последствия нарушения почвенного покрова.   Выявлять связь между урожайностью сельскохозяйственных растений и плодородием почв | 
 | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | § 8 с. 26-27 | 
  | 
 11. 
 
 
 | Урок 8. Организменная среда жизни. Организменная среда жизни. Приспособленность растений, животных, грибов к использованию других организмов для постоянного или временного обитания. Паразиты среди растений и животных. Особенности их жизнедеятельности. Совместное проживание организмов. 
 | Приводить примеры паразитических форм растений, животных, грибов, бактерий. Выделять существенные особенности организменной среды.   Описывать черты приспособленности организмов к паразитическому образу жизни, использованию других организмов в качестве среды обитания. Применять информационные ресурсы для подготовки сообщения об условиях организменной среды обитания. | 
 | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | § 9 с. 28-29 | 
 
                               |  
  12. | Урок 9. Сообщество живых организмов Роль растений в сообществе. Взаимосвязь растений и животных. Растительноядные и плотоядные (хищники, паразиты) животные. Всеядные животные.  Животные - падальщики. Природные сообщества Самарской области.  
 | Приводить примеры взаимосвязи растений и животных организмов в сообществе, животных с разным типом питания. Объяснять ведущую роль растений в сообществе.  Прогнозировать последствия нарушения взаимоотношений между разными видами растений и животных. |  
 |  учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику |  § 10 с.30-31 | 
  |  
  13 | Урок 10. Роль животных, грибов и бактерий. Грибы и бактерии как разрушители органических остатков. Разнообразие бактерий и грибов по способу питания. Пищевые цепи. Роль бактерий и грибов в пищевых цепях.    
 | Приводить примеры грибов и бактерий (паразитов, сапротрофов, симбионтов) пищевых цепей. Определять место бактерий и грибов в пищевых цепях.  Объяснять роль бактерий и грибов в обеспечении круговорота веществ в биосфере |  
 |  учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику |  § 11 с. 32-33 | 
  |  
  14. | Урок 11. Типы взаимоотношений организмов в сообществе. Отношения хищник-жертва. Отношения паразит-хозяин. Урок-игра. Конкурентные отношения. Взаимовыгодные отношения. Значение разных типов взаимоотношений между организмами для устойчивого и длительного существования сообщества.  
 | Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе. Устанавливать причины разных типов взаимодействия живых организмов в сообществе. Прогнозировать последствия для сообщества конкуренции, гибели хищников, нарушения взаимовыгодных отношений между растениями и их опылителями.    Обосновывать значение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития общества. |  
 |  учебник, тетрадь-экзаменатор, электронное приложение к учебнику  |  § 12 с.34-35, подготовка к тесту | 
  |  
  15. | Урок 12. Контрольная работа № 1 Обобщение и систематизация знаний по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.    
 | Называть царства живой природы, отделы растений, типы животных, среды жизни, экологические факторы. Описывать черты приспособленности растений и животных к условиям различных сред жизни.   Обосновывать роль растений, животных, грибов и бактерий в сообществе.  Прогнозировать последствия нарушения взаимосвязей в живой природе.  
  
  
  
  
  
 |  
 |  учебник, тетрадь-экзаменатор, электронное приложение к учебнику  |  С. 36 | 
  |  3. | 
 
 | 
 Клеточное строение живых   |  
  организмов |  
  (8 часов) |  
 | 
  |  
  16. | Урок 1. Развитие знаний о клеточном строении живых организмов. Клеточное строение организмов. История изучения. Клеточная теория Шванна (XIX в.) доказательство родства и единства живой природы.  
 | Называть увеличительные приборы, учёных, внёсших вклад в изучение клеточного строения.   Находить и анализировать информацию о клеточном строении организмов.  Формулировать положения клеточной теории |  
 |  учебник, тетрадь-экзаменатор, электронное приложение к учебнику |  § 13 с. 38-39 | 
  |  
  17. | Урок 2. Устройство увеличительных приборов. Устройство ручной лупы и светового микроскопа. Увеличение микроскопа. Этапы и правила работы с микроскопом.  Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Называть части лупы и микроскопа.   Описывать этапы и правила работы с микроскопом. Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы.  Применять практические навыки в процессе лабораторной работы.   Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.   Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.    Находить дополнительную информацию об увеличительных приборах в электронном приложении | ЛР №3 «Устройство увеличительных приборов». ЛР №4 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука».  
 |  учебник, тетрадь-экзаменатор, электронное приложение к учебнику |  § 14 с.40-41 | 
  |  
  18. | Урок 3. Состав и строение клеток. Органические и минеральные вещества. Белки. Углеводы. Жиры. Общие черты строения клеток.   Цели и задачи, организация лабораторной работы.    
 | Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки. Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки. Описывать значение органических и минеральных веществ для жизнедеятельности клетки и организма.   Выполнять лабораторную работу «Состав клеток растений». Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.   Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. | ЛР №5 «Состав клеток растений».  
 |  учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику |  
 § 15 с.42-43§  | 
  |  
  19. | Урок 4. Строение бактериальной клетки. Бактерии — древнейшие организмы Земли. Форма и размеры бактерий. Строение бактериальной клетки. Распространение бактерий и их роль в природе.  
 | Называть компоненты бактериальной клетки. Выделять основную особенность бактериальной клетки — отсутствие оформленного ядра.    Устанавливать взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности человека |  
 |  учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику |  
 §16 с. 44-45 | 
  |  
  20. | Урок 5. Строение растительной, животной и грибной клеток.  Общие черты строения ядерных клеток. Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. Строение животной и грибной клеток. Сходство и различия ядерных клеток | Называть органоиды клеток эукариот. Сравнивать клетки растений, животных, грибов. Делать выводы о причинах сходства и различия.  Распознавать и описывать изучаемые объекты, используя различные информационные ресурсы |  
 |  учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику |  §17 с. 46-47 | 
  |  
  21. | Урок 6. Строение клетки. Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений.   Цели и задачи, организация лабораторной работы.  
 | Работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы.   Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.  Соблюдать правила поведения в  природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | 
 ЛР №6 «Строение клеток листа элодеи».  
 |  учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику |  § 17 с. 46-47 | 
  |  
  22. | Урок 7. Образование новых клеток. Подготовка клетки к делению. Процесс деления. Значение деления клеток для роста и развития организма.  
 | Устанавливать последовательность процессов при описании клеточного деления. Обосновывать биологическое значение процесса деления клетки.    Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли деления клеток в жизни организма |  
 |  учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. |  § 18 с. 48-49 | 
  |  
  23.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  24 | Урок 8. Одноклеточные растения, животные и грибы. Общие признаки одноклеточных организмов. Строение, среда обитания, значение в природе одноклеточных растений и животных. Одноклеточные грибы, особенности строения и жизнедеятельности.    Цели и задачи, организация лабораторной работы  
  
  
  Контрольная работа № 3   | Определять общие черты одноклеточных организмов.   Приводить примеры одноклеточных организмов. Применять практические умения в процессе лабораторной работы.   Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием  
 | ЛР №7 «Строение животной клетки».  
 |  учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику |  § 19 с. 50-51 | 
  |  4. |  
 |  Ткани живых организмов |  9 часов  
 |  
 |  
 | 
  |  
  25. | Урок 1. Покровные ткани растений и животных. Ткани. Покровные ткани растений и животных. Значение покровных тканей (Урок-исследование). | Распознавать покровные ткани растений и животных.   Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями.   Сравнивать покровные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия.  Прогнозировать последствия повреждения покровных тканей у растений и животных |  
 |  учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику |  § 21 с. 56-57 | 
  |  
  26. | Урок 2. Строение покровной ткани листа. Приготовление микропрепарата кожицы листа. Рассмотрение и зарисовка микропрепарата. Формулирование выводов о взаимосвязи строения кожицы листа с её функциями.  Цели и задачи, организация лабораторной работы.  
 | Распознавать прозрачные клетки кожицы листа и замыкающие клетки с устьичной щелью (устьица). Устанавливать взаимосвязь строения клеток покровной ткани листа с их функциями.   Применять умения работать с микроскопом. Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы.   Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.  Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | ЛР №8 «Строение покровной ткани листа».  
 |  Учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику |  § 21 с. 56-57 | 
  |  
  27. | Урок 3. Механические и проводящие ткани растений. Особенности строения клеток механической ткани. Проводящие ткани — древесина и луб, их расположение, строение, функции.  
 | Приводить примеры механических и проводящих тканей растений.    Устанавливать связь между развитием механических и проводящих тканей растений и условиями жизни в наземно-воздушной среде, между их строением и функциями |  
 |  учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику |  § 22 с. 60-61 | 
  |  
  28. | Урок 4. Основные и образовательные ткани растений. Фотосинтезирующая ткань, её расположение, строение и значение. Запасающая и образовательная ткани: расположение, особенности строения, функции.  Цели и задачи, организация лабораторной работы.   | Называть и описывать основные и образовательные ткани растений, приводить их примеры.   Устанавливать взаимосвязь строения клеток фотосинтезирующей, запасающей, образовательной тканей с их функциями.   Наблюдать и определять основные и образовательные ткани в процессе лабораторной работы.   Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.    Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием  
  
 |  
 |  учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику |  §23 с. 62-63 | 
  |  
  
  29. | Урок 5. Соединительные ткани животных. Общие признаки соединительных тканей животных. Виды соединительных тканей животных. Кровь — особая соединительная ткань, её функции. Лимфа. Внутренняя среда организма. Жировая ткань. Изучение клеток крови.  Цели и задачи, организация лабораторной работы.    
 | Называть и описывать соединительные ткани животных.   Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. Определять разные виды тканей на микропрепаратах. Обосновывать роль крови в обеспечении целостности организма.  Проводить лабораторную работу.   Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.  Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. | ЛР № 9 «Строение соединительных тканей животных».  
 |   учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику |  § 24с. 64-65   | 
  |  
  30. | Урок 6. Мышечная и нервная ткани животных. Строение и функции клеток поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани. Строение клеток нервной ткани, её значение в обеспечении целостности организма. Рассмотрение микропрепаратов поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани, нервной ткани.    Цели и задачи, организация лабораторной работы | Описывать и сравнивать строение мышечных тканей. Определять особенности строения клеток нервной ткани.   Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями.   Распознавать ткани в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.  Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | ЛР №10 «Строение мышечных и нервной тканей животных».  
 |  Учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику |  § 25 с. 66-67 | 
  |  
  31. | Урок 7. Обобщающий. Обобщение и систематизация знаний по темам «Клеточное строение живых организмов» и «Ткани живых организмов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.  
 | Сравнивать клетки растений, животных, грибов, прокариот и эукариот, разные типы тканей.   Делать выводы о причинах сходства и различия клеток и тканей. Определять клетки ткани на микропрепаратах и рисунках, других источниках информации.   Классифицировать клетки и ткани.    Устанавливать взаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями |  
 |  учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику |  Повторить темы «Клеточное строение живых организмов» и «Ткани живых организмов». | 
  |  
  
  32.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  33. |  Урок 8. Итоговый контроль. Контроль и систематизация знаний о признаках живых организмов, царствах живой природы, природных сообществах и средах жизни, деятельности человека в природе. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Контрольная работа № 3 | Выявлять особенности химического состава живых организмов.   Называть органоиды клеток.   Устанавливать взаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями. Объяснять роль представителей различных царств живой природы в сообществе и в биосфере в целом. Описывать природные сообщества своей местности. Устанавливать черты приспособленности организмов к обитанию в различных средах. Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в природных сообществах.  Высказывать свою точку зрения при обсуждении экологич еских ситуаций. |  
 |   учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику |  нет | 
  |  34. | Урок 9. Весенние явления в жизни растений родного края.  Растения природного сообщества (леса, луга, болота). Жизнь природного сообщества весной. Приспособленность растений к совместной жизни и условиям окружающей среды. Влияние человека на жизнь природного сообщества.  
 | Называть и определять самые распространённые и редкие виды растений своей местности.   Устанавливать взаимосвязь растений друг с другом, животными, грибами, бактериями и факторами неживой природы.   Приводить примеры воздействия человека на природу.   Наблюдать и описывать сезонные изменения в жизни растений, природных сообществ.  Оформлять результаты наблюдений.  Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений.  Соблюдать правила поведения в природе, правила обращения с лабораторным оборудованием |  
 |  учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику |  Отчёт об экскурсии | 
  |  35. |  Летние задания. |  
 |  
 |  
 |  Выбрать и записать летнее задание |