Составители: Тукмачева М.М., учитель биологии МБОУ «СОШ №10», Волкова Л.Н., учитель биологии МАОУ «КШ №47», Шакирова Р.Х., учитель биологии МАОУ «СОШ № 21», Туркенич А.М., учитель биологии МБОУ «СОШ № 23», Сибгатуллина Ф.З., учитель биологииМАОУ «СОШ № 55».
  Программа по биологии для основной школы предназначена для учащихся 5 классов МОУ ____________, изучающих предмет биологии.  
   Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено в 5 классе – 35 часов (1 час в неделю).Рабочая программа по биологии в 5 классе составлена на основании следующих документов:
  Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и на основе примерной программы основного общего образования по биологии: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (Стандарты второго поколения)/ (сост. Е. С. Савинов). - М.: Просвещение, 2011. - 342 с. А также авторской программы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Программа основного общего образования. Биология. 5—9 классы// Г.М. Пальдяева. Биология. 5-9 кл. Рабочие программы. ВЕРТИКАЛЬ. (ФГОС) – М.: Дрофа, 2013. – 384 с.
  В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.  
  В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
  Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в данную программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой (с учетом возможности школьного кабинета биологии). Большое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. особый акцент в программе сделан на использовании научной терминологии, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
  Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.  
  Целью программы является формирование у учащихся определенного минимума знаний по данному курсу и умению использования их в жизни.
  — основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;  
  — признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
  — основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
  — правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
  — характерные признаки различных растительных тканей.
  — роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
  — основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
  — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
  — определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
  — пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
  — соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
  - определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
  — распознавать различные виды тканей.
  — давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
  — объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
  — под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
  — сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
  — работать с текстом и иллюстрациями учебника.
  — составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
  — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
  — находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
  — понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;  
  — проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
  — уметь слушать и слышать другое мнение.
  Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
  Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
  Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека.  
  Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
  Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
  Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
  Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
  Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
  Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
 Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
  Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
  Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
  Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
                       | №п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержа- ния | Виды деятельности | Планируемые результаты и уровень усвоения | Формы диагностики и контроля 
 | Дата | 
  | Предметные результаты | Метапредметные результаты   УУД | Личностные результаты |  план |  факт | 
  | Введение (6 часов) | 
 | 
  | 1 | Биоло-гия — наука о живой природе | Сообще-ние новых знаний |  Биология как наука. Значение биологии 
 | Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества | Иметь представления о биологии как науке и её роли в жизни общества; Понимать понятия «Биология», «Биосфера», «Экология» | Р; постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную П; умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты К; Отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами 
 | формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 2.09 | 
 | 
  | 2 |  Методы исследования в биологии.  Инструк-таж ТБ.  
 
 | Комбини-рованный |  Методы познания в биологии: наблюде-ние,    Экспери-мент, измерение Источники биологи-ческой информа-ции, ее получение, анализ и представление его результа-тов. ТБ в кабинете биологии.   Приборы и оборудование | Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии 
 | Знать основные методы изучения биологии, ПТБ в биологическом кабинете | Р; обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем П; практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформление их результатов К; читают учебники и при этом выявляют все виды текстовой информации 
 | формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности | 
 | 9.09 | 
 | 
  | 3 |  Разнообра-зие живой природы. Царства живых организ-мов. Отличите-льные признаки живого от неживого | 
 |  Царства: Бактерии, Грибы, Растения и ЖивотныеПризнаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение | Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа | Знатьо многообразии живой природы; царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение; 
 | Р; постановка новых целей П; навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника К; умения участвовать в диалоге 
 | формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры | Фронталь-ный опрос, решение проблем-ных задач (с18 «задание «Подумай-те»)Задание 20 из ЭП к учебнику.
 | 16.09 | 
 | 
  | 4 | Среды обитания живых организ-мов.   | 
 | Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания 
 | Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу | Умеют различать Среды обитания организмов, знают их особенности | Р; умение аргументированного отвечать на вопрос П; формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания К; Отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами 
 | формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов | 
 | 23.09 | 
 | 
  | 5 | Экологи-ческие факторы и их влияние на живые организ-мы | 
 | Экологические факторы: абиотические, биотичес-кие, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника | Умеют определять понятия «Экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы 
 | Р; умение объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах П; умение работать с текстом и иллюстрациями учебника К; умение участвовать в диалоге | формируются элементы экологической культуры | 
 | 30.09 | 
 | 
  | 6 | Обобщающий урок. Экскур-сия: «Много-бразие живых организ-мов, осенние явления в жизни растений и живот-ных» П\Р № 1: Фенологические наблюде-ния за сезонными измене-ниями в природе | Обобщающее повторение; Комплексное применение ЗУН | Экскурсия  Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. 
 |  Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений 
 | Имеют первоначальные представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни | Р; постановка новых целей П; развивается умение проводить наблюдение в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты К; умение подбирать аргументы, формулировать выводы 
 | формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры | 
 | 7.10 | 
 | 
  | 7.10Раздел 1. Клеточное строение организма (10ч)   | 
  | 7 |  Устройст-во увели-чительных приборов Л\Р №1: «Рассматривание строения растения с помощью лупы» | 
 | Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом.   
 | Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом | Знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними | Р; умение контролировать время П; развивается умение проводить простейшие умения и оформлять их результаты К; планирование и регуляция своей деятельности 
 | формируется познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований | Задания 41-45 из ЭП к учебнику | 14.10 | 
 | 
  | 8 | Строение клетки | 
 | Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплаз-ма, ядро, вакуоли 
 | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | имеют начальное представление о строении клетки;   | Р; работая по плану, сверяют свои действия с целью, исправляют ошибки с помощью учителя П;развиваются умения выполнения лабораторной работы по инструкции и оформления ее результатов. К;умение подбиратьаргументы, формулировать выводы | формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов | 
 | 21.10 | 
 | 
  | 9 | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.Л\Р №2: Строение клеток кожицы чешуи лука | 
 | Строение клеток кожицы чешуи лука | Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их | приобрели навык готовить микропрепарат кожицы лука, умеют рассмотреть его в микроскоп и схематически изобразить строение клетки в тетради | Р; постановка новых целей П; развивается умение проводить наблюдение в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты К; умение подбирать аргументы, формулировать выводы 
 | формируется познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований | 
 | 28.10 | 
 | 
  | 10 | Пластиды Л\Р №3  Приготов-ление препара-тов и рассматри-вание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповни-ка | 
 | Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты 
 | Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки 
 | учащиеся имеют понятия о пластидах и хлоропластах; у них развиваются навыки приготовления микропрепаратов, изучения их под микроскопом и умения схематически изображать строение клетки в тетради | Р; работая по плану, сверяют свои действия с целью, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя П;имеют понятия о пластидах и хлоропластах. К; доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи 
 | формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов | 
 | 11.11 | 
 | 
  | 11 | Химичес-кий состав клетки: неорганические и органические вещества | 
 | Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минераль-ные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедея-тельности клетки. Демонстрация Обнаружение органических веществ в клетках растений | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием | имеют начальные представления о химическом составе клетки, неорганических и органических веществах, их роли в клетке | Р; обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П; развивается умение обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава.  К; умение подбирать аргументы, формулировать выводы 
 | формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы | 
 | 
 18.11 | 
 | 
  | 12 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)Л\Р №4 Приготовление препарата и рассмат-ривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи | 
 | Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание).   
 | Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки 
 
 
 
 | Р:работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: :развиваются навыки проведения простейших биологических экспериментов, умения объяснять их результаты К:умение формулировать выводы 
 | формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов | 
 | 25.11 | 
 | 
  | 13 | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие | Комбинированный |  Рост и развитие клеток.    Демонст-рация Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты   | формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки 
 
 
 
 | Р:работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: :развиваются навыки проведения простейших биологических экспериментов, умения объяснять их результаты К: умение формулировать выводы 
 | формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов | работа с таблицей; 
 | 2.12 | 
 | 
  | 14 | Деление клетки | 
 |  Генетический аппарат, ядро, хромосомы.  Демонстрация   Схемы и видеоматериалы о делении клетки | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки | учащиеся знают, умеют описать процесс деления клетки и ее рост 
 
 
 | Р:обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П:развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.  К: умение подбиратьаргументы, формулировать выводы 
 | формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития всех живых организмов | 
 | 9.12 | 
 | 
  | 15 | ТканиЛ\Р № 5  Рассматривание под микроско-пом готовых микропре-паратов различных раститель-ных тканей | Комбинированный | Ткань. Демонстрация Микропрепараты различных растительных тканей.   Лабораторная работа Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах | имеют первоначальные представления о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме. 
 | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П:развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника К: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи 
 | формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток | 
 | 16.12 | 
 | 
  | 16 | Обобщающий урок | 
 | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, электронным приложением к учебнику(ЭП) Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | сформированы первоначальные представления о единстве живых организмов 
 
 
 
 | Р : умение контролировать время П:развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания.  К: умение подбиратьаргументы, формулировать выводы Л:формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого | 
 | 
 | 23.12 | 
 | 
  | Раздел 2. Царство Бактерии (2 часа) 
 | 
  | 17 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность | 
 | Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение | Выделяют существенные признаки бактерий | имеют представление об особенностях строения бактерий и их многообразии 
 
 
 | Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П:развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями  К:доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи Л:формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий | 
 | 
 | 13.01 | 
 | 
  | 18 | Роль бактерий в природе и жизни человека | 
 | Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека | Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека | учащиеся имеют начальные сведения о роли бактерий в природе и в жизни человека 
 
 
 
 
 | Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П:развивается умение самостоятельно выполнять биологические исследования, работать с текстом и иллюстрациями учебника. К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе, умение подбиратьаргументы, формулировать выводы | формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий | 
 | 20.01 | 
 | 
  | Раздел 3. Царство Грибы (5 часов) 
 | 
  | 19 |  Грибы, их общая характери-стика, строение и жизнедея-тельность. Роль грибов в природе и жизни человека | Изучение нового материала |  Грибы, особеннос-ти строения и жизнедея-тельности. Многооб-разие грибов.   Роль грибов в природе и жизни человека | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека | знают о строении грибов, их роли в природе и жизни человека 
 
 
 
 | Р:  работая по плану, сверяют свои действия с целью П:развиваются умения самостоятельно работать с текстом учебника, получать информацию из видеофильма. К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь | формируется научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов | 
 | 27.01 | 
 | 
  | 20 | Шляпоч-ные грибы | 
 | Съедоб-ные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | знают особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, умеют отличать грибы съедобные от ядовитых, знакомы с приемами оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П:развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника  К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе 
 | формируется понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; усваиваются правила безопасного поведения при отравлении ядовитыми грибам | 
 | 3.02 | 
 | 
  | 21 |  Плесневые грибы и дрожжи Л\Р № 6: Особен-ности строения мукора и дрожжей | 
 |  Плесневые грибы и дрожжи.    Лабораторная работа   Особенности строения мукора и дрожжей | Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением | знают строение плесневых грибов и дрожжей, их роль в природе и жизни человека 
 
 
 | Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П;развивается умение самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы, анализировать результаты, делать выводы.  К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы | 
 | 10.02 | 
 | 
  | 22 | Грибы-паразиты | 
 |  Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека  Демонстрация Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты   | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | знают о грибах-паразитах и их роли в природе 
 
 
 
 | Р:обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.   П:развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника. К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь   
 | формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы | 
 | 17.02 | 
 | 
  | 23 | Обобщающий урок | 
 | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) | систематизировали и обобщили знания о строении и роли грибов в природе и жизни человека. 
 | Р: умение контролировать время   П:развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы К: умение подбиратьаргументы, формулировать выводы 
 | формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы. | 
 | 24.02 | 
 | 
  | Раздел 4. Царство Растения (11часов) | 
  | 24 | Ботаника — наука о растениях Разнооб-разие, распространение и значение растений. | 
 |  Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений.  Демонстрация  Гербарные экземпля-ры растений. Таблицы, видеоматериалы | Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом».   Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием | имеют представления о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях. 
 | Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.   П:развиваются умения выделять существенные признаки растений, различать и сравнивать  низшие и высшие растения, делать выводы на основе сравнения. К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе 
 | формируется экологическая культура на основе понимания важности охраны растений | 
 | 2.03 | 
 | 
  | 25 |  Водорос-ли, их многооб-разие, строение, среда обитанияРоль водорос-лей в природе и жизни человека. Охрана водорос-лей  Л\Р № 7   Строение зеленых водорос-лей | 
 |  Водорос-ли:одно-клеточные и много-клеточныеСтроение, жизнедея-тельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорос-лей.  Лабораторная работа   Строение зеленых водорос-лей | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом | имеют представление о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П:развивается умение выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе 
 | формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы | 
 | 9.03 | 
 | 
  | 26 | Лишайники | 
 | Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайни-ков в природе и жизни человека | Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе | имеют представление о лишайниках как симбиотических организмах 
 
 | Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П:развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь 
 | формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды. | 
 | 16.03 | 
 | 
  | 27 | Мхи..  Л\Р № 8: Строение мха (на местных видах) | 
 |  Высшие споровые растения. Мхи. отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека | имеют представление о мхах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках. Умеют объяснять процесс образования торфа. | 
 | 
 | 
 | 30.03 | 
 | 
  | 28 | Папоротники, хвощи, плауныЛ/Р №9 Строение спороно-сящего хвоща Л/Р №10 Строение спороно-сящего папорот-ника   | 
 | Высшие споровые растения папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторные работы Строение спороносящего хвоща Строение спороносящего папоротника   | Выполняют лабораторную работу. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека | Имеют представления о плаунах, хвощах и папоротниках как представителях высших споровых растений. Умеют объяснять процесс образования каменного угля 
 
 
 
 | Р работая по плану, сверяют свои действия с целью, П:развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям К:  умение участвовать в диалоге 
 | формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении | 
 | 6.04 | 
 | 
  | 29 | Голосеменные растенияЛ\Р №11 Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов) | 
 | Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана. Лабораторная работа Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов) | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека | имеют представление о характерных признаках и многообразии голосеменных растений; освоили понятие «семенные растения». 
 | Р: формулируют учебную проблему совместно с учителем.   П:развитие умения выделять признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями К: умение подбирать аргументы, делать выводы 
 | формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении | 
 | 13.04 | 
 | 
  | 30 |  Покрыто-семенные растенияЛ\Р № 12 Строение цветково-го растения | 
 |  Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа Строение цветкового растения | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека   | учащиеся имеют представление о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений; могут оперировать понятиями: «плод», «цветок», «жизненные формы». 
 | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П:развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам. К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе 
 | формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении | 
 | 20.04 | 
 | 
  | 31 |  Итоговый контроль знаний по теме: «Царство Растения» | 
 |  Многообразие растений, значение в природе и жизни человека.   
 | Выполняют контрольную тестовую работу по теме. | учащиеся имеют представление о характерных признаках и многообразии отделов царства Растения 
 | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П:развивается умение выделять существенные признаки отделов растений К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе 
 | формируется научное мировоззрение на основе сравнения представителей отделов царства Растений и установления усложнений в их строении | 
 | 27.04 | 
 | 
  | 32 |  Урок обобще-ния по теме:  «Отделы растений» | Контроль и коррекция знаний | Отделы растений | формирование способностей к осуществлению контрольной функции. | учащиеся имеют представление о характерных признаках и многообразии растении | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П:развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам. К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | формируется целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки | 
 | 4.05 | 
 | 
  | 33 | Происхождение растений.   | 
 | Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира.   | Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты».   | учащиеся имеют представления о методах изучения древних растений,   
 
 
 
 
 
 | Р : обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.   П:развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции). К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы | формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции | 
 | 11.05 | 
 | 
  | 34 | Основные этапы развития растительного мира | 
 | Основные этапы развития растительного мира | Характеризуют основные этапы развития растительного мира | знают основные этапы развития растительного мира. | Р : обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.   П:развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции). К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы | формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции | 
 | 18.05 | 
 | 
  | 35 | Обобщающий урок |  
 | Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания | Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях анализируют и оценивают её. | Навыки владения полученным материалом | Р : умение оценивать конечный результат П:развивается умение анализировать К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе 
 | Формируются основы экологической культуры соответствующие современному уровню экологического мышления | 
 | 25.05 | 
 |