kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практическая биология»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Экспериментариум БИО» разработана учителем в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности  в школе по курсу внеурочной деятельности.

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности является частью ООП ООО определяющей:

- содержание курса внеурочной деятельности;

- планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности (личностные, метапредметные и предметные);

- тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания и возможностью использования ЭОР/ЦОР.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практическая биология»»





СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Введение. План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ. Раздел 1. Лаборатория Левенгука (10 часов)

Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка. Практические и лабораторные работы: Устройство микроскопа Приготовление и рассматривание микропрепаратов Зарисовка биологических объектов Проектно- исследовательская деятельность: Мини - исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией).

Раздел 2. Практическая ботаника (16 часов)

Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Чукотского АО. Практические и лабораторные работы: Морфологическое описание растений Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии Монтировка гербария Проектно-исследовательская деятельность: Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории» Проект «Редкие растения Чукотского АО»

Раздел 3. Практическая зоология (16 часов)

Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц. Практические и лабораторные работы: Работа по определению животных Составление пищевых цепочек Определение экологической группы животных по внешнему виду Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных» Проектно-исследовательская деятельность: Мини - исследование «Птицы на кормушке»

Проект «Красная книга животных Брянской области». Раздел 4. Биопрактикум (24 часов)

Учебно-исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков. Практические и лабораторные работы: Работа с информацией (посещение библиотеки) Оформление доклада и презентации по определенной теме Проектно-исследовательская деятельность: Модуль «Физиология растений» Движение растений Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений Прорастание семян Влияние прищипки на рост корня Модуль «Микробиология» Выращивание культуры бактерий и простейших Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий Модуль «Микология» Влияние дрожжей на укоренение черенков Модуль «Экологический практикум» Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации Определение запыленности воздуха в помещениях


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты:

  • знания основных принципов и правил отношения к живой природе;

  • развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;

  • развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);

  • эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  1. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

  1. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

  1. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название раздела

Количество часов

Введение

1

1 Лаборатория Левенгука

10

2. Практическая ботаника

16

3.Практическая зоология

16

4.Биопрактикум

24

5.Итоговое занятие

1

Всего

68

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/ п


в теме

Тема

Форма проведения

Основное содержание

Основные виды

деятельности обучающихся

Электронные образовательные ресурсы

Дата проведения

план

факт

1.

1

Вводный инструктаж по ТБ при проведении

лабораторных работ.

Беседа

План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ.

Определяют понятия. Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни.

https://infourok.ru/komplekt-instruktazhey-po-tehnike- bezopasnosti-v-kabinete-biologii-1091167.html

1.09


Лаборатория Левенгука 10

2.

1

Приборы для научных

исследований

Практическая работа

Методы научного исследования.

Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка. Практические и лабораторные работы: Устройство микроскопа Приготовление и рассматривание микропрепаратов Зарисовка биологических объектов Проектно- исследовательская деятельность: Мини - исследование

«Микромир» (работа в группах с последующей презентацией).

Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа

.Отрабатывают правила работы с микроскопом. Выделяют существенные признаки строения клетки.

https://infourok.ru/sbornik-zadanij-dlya-organizacii- eksperimentalnoj-deyatelnosti-s-cifrovym-mikroskopom-

napravlennyh-na-formirovanie-issledovatels-5237378.html

1.09


3

2

8.09


4

3

Лабораторное оборудование. Изучение приборов для

научных исследований»

Практическая работа

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy- mir/2017/04/13/mikroskop-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo- vozrasta

8.09


5

4

15.09


6

5

Знакомство с устройством микроскопа.

Практическая работа

«Изучение устройств увеличительны х приборов»

Практическая работа

https://posleurokov.ru/blog/microscope/ https://posleurokov.ru/blog/microscope/

15.09


7

6

Техника биологического рисунка.

Приготовления микропрепарат ов.

http://labx.narod.ru/documents/micropreparaty.html https://e-lib.gasu.ru/eposobia/papina/bolprak/R_1_2.html

22.09


8

7

22.09


9

8

«Приготовление и рассматривание микропрепаратов. Зарисовка

биологических объектов».

Лабораторный практикум.

Выделяют существенные признаки строения клетки Учатся готовить микропрепараты.

https://biouroki.ru/material/lab/1.html https://урок.рф

29.09


10

9

29.09


11

10

Микромир

Мини- исследование.

Наблюдают части и органоиды клетки под

микроскопом, описывают и схематически изображают их.

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки.

Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические

эксперименты по изучению химического состава клетки.

https://www.youtube.com/channel/UCvRHYFx9PBH-

UZUxbYQUEbQ

https://fishki.net/2006286-jetot-udivitelnyj-mikromir.html https://infourok.ru/issledovatelskaya-proekt-mir-pod-mikroskopom-5126919.html

6.10



Практическая ботаника 16

12

1

Фенологические наблюдения

«Осень в жизни растений»

Экскурсия


Характеризуют влияние деятельности человека на природу.

Анализируют и сравнивают экологические факторы

https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-5-klass- fenologicheskie-nablyudeniya-za-izmeneniyami- proishodyashimi-v-zhizni-rastenij-osenyu-6215726.html

https://multiurok.ru/index.php/files/zaniatie-osen-v-zhizni- rastenii.html

6.10


13

2

13.10


14

3

Техника сбора, высушивания и монтировки гербария.

Практическая работа

Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза).

Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Брянской области. Практические и лабораторные работы: Морфологическое описание растений Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии Монтировка гербария Проектно- исследовательская деятельность: Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»

Сбор гербария.

https://kolenovo- ros.edu.yar.ru/ekoshkola_dlya_yunih_issled/delaem_gerbariy.htm l

https://nsportal.ru/npo- spo/zdravookhranenie/library/2015/05/21/metodika-sbora- gerbariev-zachem-sobirayut-gerbariy

13.10


15

4

20.10


16

5

Определяем и классифицируем.

Практическая работа

«Определение растений по гербарным образцам».

Практическая работа.

Определяют растения и знакомятся с описанием гербария

https://foxford.ru/wiki/biologiya/tsarstvo-rasteniya-nizshie-i- vysshie-rasteniya-klassifikatsiya-rasteniy https://infourok.ru/prezentaciya-po-biologii-osnovy-sistematiki- rastenij-6-klass-4126283.html

20.10


17

6

27.10


18

7

Морфологическое

описание растений.

Практическая работа.

Описывают

морфологические признаки по плану

https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/02/16/plan-

morfologicheskogo-opisaniya-tsvetkovogo-rasteniya https://ppt-online.org/174141

27.10


19

8

10.11


20

9

Определение растений в

безлиственном состоянии.

Практическая работа.

Работают с признаками растений

https://multiurok.ru/index.php/files/opredelenie-derevev-i- kustarnikov-v-bezlistvennom.html https://housecomputer.ru/books/nature/dendrologiya/part2_2.html

10.11


21

10

17.11


22

11

Создание каталога

«Видовое разнообразие растений

пришкольной территории»

Проектная деятельность.

Самостоятельная деятельность.

https://shkolagorskaya- r40.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/67/2338/vneurochka_tochka

_rosta_5_9.pdf

https://р26.навигатор.дети/program/24577-prakticheskaya- biologiya

17.11


23

12

Проект

«Редкие растения Брянской области»

24.11


24

13

24.11


25

14

Редкие растения Брянской области

Проектная деятельность.

Самостоятельная деятельность.

https://ozonit.ru/krasnaya_kniga/krasnaya_kniga_chukotskogo_av tonomnogo_okruga.php

https://чукотка.рф/files/docs/Vol2-Plants-

FungiChukotka_2022.pdf

https://okrmyr.ru/proekt-raznoobrazie-prirody-chukotskij-ao-3- klass.html

1.12


26

15

Проект

«Редкие растения Брянской области»

Самостоятельная деятельность.

1.12


27

16

8.12



Практическая зоология 16


28

1

Система животного мира.

Творческая мастерская.

Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов.

Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности.

Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология).

Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой.

Подкормка птиц. Практические и лабораторные работы: Работа по определению животных Составление пищевых цепочек Определение экологической группы животных по внешнему виду Фенологические наблюдения «Зима в

жизни растений и животных» Проектно- исследовательская деятельность: Мини -

исследование «Птицы на кормушке»

Определяют понятия. Характеризуют этапы

развития зоологии.

https://infourok.ru/urok-prezentaciya-sovremennaya-sistema- zhivotnogo-mira-5626421.html

https://foxford.ru/wiki/biologiya/tsarstvo-zhivotnye

8.12


29

2

15.12


30

3

Определяем и классифицируем.

Практическая работа по

определению животных.

Практическая работа

Классифицируют животных.

https://multiurok.ru/files/lr-4-oznakomlenie-s-printsipami- sistematiki-organi.html http://www.myshared.ru/slide/389335/

15.12


31

4

23.12


32

5

Определяем животных по следам и контуру.

Практическая работа.

Классифицируют животных.

https://givotniymir.ru/sledy-zhivotnyh-v-lesu-i-ih-osobennosti/ https://www.ogorod.ru/ru/main/inspiration/12852/Sledy- zhivotnyh-i-ptic-na-snegu-shemy-s-nazvanijami.htm https://multiurok.ru/blog/kartochki-dlia-zaniatii-s-detmi-sledy-

zhivotnykh-na-snegu.html

23.12


33

6

29.12


34

7

Определение экологической группы животных по внешнему виду.

Практическая работа.

Используя дополнительные источники информации, раскрывают значения зоологических знаний. роль

и значение животных в природе и жизни человека.

https://lektsii.com/2-26749.html https://videouroki.net/video/03-sistematicheskaya-i- ehkologicheskaya-klassifikacii-organizmov-sistematicheskie- kategorii-i-taksony.html

29.12


35

8

12.01


36

9

Практическая орнитология.

Мини- исследование.

Сравнивают животных изучаемых классов и типов

между собой.

https://multiurok.ru/files/issliedovatiel-skaia-rabota-ptitsy-na- kormushkie.html

12.01


37

10

19.01


38

11

Составление пищевых цепочек

Групповая работа

Изучают признаки биологических объектов: естественного и искусственного биоценоза, продуцентов,консументов, редуцентов.

https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/3-klass/priroda- vokrug-nas-324086/pitanie-zhivotnykh-342191/re-3a2414aa- 1a6f-4b2e-b8ee-b9a723ee1da1 https://урок.рф/library/urok_pishevie_tcepi_180623.html https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/03/21/pishchevy e-tsepi-pitaniya

19.01


39

12

26.01


40

13

Красная книга Брянской области.

Проект.

Выполнение проекта

Самостоятельная деятельность


26.01


41

14

2.02


42

15

2.02


43

16

9.02


Биопрактикум 24


44

1

Как выбрать тему для исследования.

Практическая работа.


Учебно-исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет- ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю.

Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков. Практические и лабораторные работы:

Диспут

http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm-биологическое разнообразие России.

http://www.wwf.ru— Всемирный фонд дикой природы (WWF) https://infourok.ru/proektnaya-deyatelnost-na-urokah-biologii- 4247645.html .

9.02


45

2

16.02


46

3

Постановка целей и задач.

Теоретическое занятие

Индивидуальная работа

https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-proektnykh-tekhnologii-na- urokakh-bio.html

https://kubinka-sosh- 1.odinedu.ru/documents/Ермошкина%20Н.В..pdf

16.02


47

4

1.03


48

5

Источники информации.

Теоретическое занятие.

Работа с Интернет- ресурсами

https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-proektnykh-tekhnologii-na- urokakh-bio.html

https://kubinka-sosh- 1.odinedu.ru/documents/Ермошкина%20Н.В..pdf

1.03


49

6

15.03


50

7

15.03


51

8

22.03


52

9

Как оформить

результаты исследования.

Теоретическое занятие.

Групповая работа

https://www.n-asveta.by/dadatki/eshb/2016/gluschenko.pdf

22.03


53

10

5.04


54

11

5.04


55

12

12.04


56

13

Физиология растений.

Исследовательс кая деятельность

«Движение растений. Влияние стимуляторов роста на рост и

развитие растений».

Самостоятельная работа

https://pptcloud.ru/raznoe/fiziologiya-rasteniy-22-ch-lektsii-10- ch-laboratornye-kontrolnaya-rabota-ekzamen https://myslide.ru/presentation/skachat-fiziologiya-rastenij

12.04


57

14

19.04


58

15

Прорастание семян. Влияние

прищипки на рост корня.

Самостоятельная работа

https://infourok.ru/prezentaciya-po-biologii-na-temu-rost-kornya- klass-665520.html

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2688565-dlja-chego- prischipyvajut-koreshok-u-rassady.html

19.04


59

16


26.04


60

17

Микробиология.

Исследовательс кая деятельность

«Выращивание культуры

бактерий и простейших».

Диспут с использованием опережающих заданий

http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт

«Общественные ресурсы образования»

.http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России

26.04


61

18


3.05


62

19

Микология.

Исследовательс кая деятельность

«Влияние дрожжей на

укоренение черенков».

Выращивание культуры бактерий и простейших Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий

Диспут с использованием опережающих заданий

http://www.myshared.ru/theme/prezentatsiya-po-mikrobiologii https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-poniatiie-o- mikroorghanizmakh.html

3.05


63

20

17.05


64

21

Экологический практикум

Исследовательс кая деятельность:

«Определение запыленности воздуха в помещениях».

Модуль «Экологический практикум» Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации.

Определение

запыленности воздуха в помещениях

Коллективный проект

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/202525- jekologicheskij-praktikum

https://www.christmas-plus.ru/images/stories/pdf/kniga- eco_prakt.pdf

17.05


65

22

24.05


66

23

Подготовка к отчетной конференции

Создание презентаций, докладов.

Составление электронных презентаций.

Индивидуальная работа

http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/4647/1/03Krilosova2.pdf https://nsportal.ru/shkola/informatika-i- ikt/library/2013/09/08/tekhnologiya-razrabotki-multimediynykh- prezentatsiy

https://multiurok.ru/files/multimediinye-prezentatsionnye- tekhnologii.html

24.05


67

24

29.05


68


Итоговое занятие.

Обсуждение результатов.

Защита мини-проектов

Подведение и обсуждение итогов

https://infourok.ru/user/981990/blog/metodika-provedeniya-

zaschiti-detskih-uchebnoissledovatelskih-rabot-i-proektov- 116356.html

29.05




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практическая биология»

Автор: Перешивко Олег Яковлевич

Дата: 01.10.2024

Номер свидетельства: 657082

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа факультатива "Мир глазами ученика" "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-fakul-tativa-mir-ghlazami-uchienika"
    ["file_id"] => string(6) "127583"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415344809"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по биологии для коррекц. классов "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-dlia-korriekts-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "108473"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403705604"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа по предмету "Искусство""
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaiaproghrammapopriedmietuiskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "261393"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449130440"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_proghramma_po_okruzhaiushchiemu_miru_1_klass_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "342749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473275774"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства