СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  Введение.  План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ. Раздел 1. Лаборатория Левенгука (10 часов) 
 Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка. Практические и лабораторные работы: Устройство микроскопа Приготовление и рассматривание микропрепаратов Зарисовка биологических объектов Проектно- исследовательская деятельность: Мини - исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией).
  Раздел 2. Практическая ботаника (16 часов) 
 Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Чукотского АО. Практические и лабораторные работы: Морфологическое описание растений Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии Монтировка гербария Проектно-исследовательская деятельность: Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории» Проект «Редкие растения Чукотского АО»
  Раздел 3. Практическая зоология (16 часов) 
 Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц. Практические и лабораторные работы: Работа по определению животных Составление пищевых цепочек Определение экологической группы животных по внешнему виду Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных» Проектно-исследовательская деятельность: Мини - исследование «Птицы на кормушке»
 Проект «Красная книга животных Брянской области».    Раздел 4. Биопрактикум (24 часов) 
 Учебно-исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков. Практические и лабораторные работы: Работа с информацией (посещение библиотеки) Оформление доклада и презентации по определенной теме Проектно-исследовательская деятельность: Модуль «Физиология растений» Движение растений Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений Прорастание семян Влияние прищипки на рост корня Модуль «Микробиология» Выращивание культуры бактерий и простейших Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий Модуль «Микология» Влияние дрожжей на укоренение черенков Модуль «Экологический практикум» Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации Определение запыленности воздуха в помещениях
            |  №  п/ п |  
 № в теме |  Тема |  Форма проведения |  Основное содержание |  Основные виды деятельности обучающихся |  Электронные образовательные ресурсы |  Дата проведения | 
  |  план |  факт | 
  |  1. |  1 |  Вводный инструктаж по ТБ при проведении лабораторных работ. |  Беседа |  План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ. |  Определяют понятия. Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. |  https://infourok.ru/komplekt-instruktazhey-po-tehnike- bezopasnosti-v-kabinete-biologii-1091167.html |  1.09 |  
 | 
  |  Лаборатория Левенгука 10 | 
  |  2. |  1 |  Приборы для научных исследований |  Практическая работа |  Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка. Практические и лабораторные работы: Устройство микроскопа Приготовление и рассматривание микропрепаратов Зарисовка биологических объектов Проектно- исследовательская деятельность: Мини - исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией). |  Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа .Отрабатывают правила работы с микроскопом. Выделяют существенные признаки строения клетки. |  https://infourok.ru/sbornik-zadanij-dlya-organizacii- eksperimentalnoj-deyatelnosti-s-cifrovym-mikroskopom- napravlennyh-na-formirovanie-issledovatels-5237378.html |  1.09 |  
 | 
  |  3 |  2 |  8.09 |  
 | 
  |  4 |  3 |  Лабораторное оборудование. Изучение приборов для научных исследований» |  Практическая работа |  https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy- mir/2017/04/13/mikroskop-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo- vozrasta |  8.09 |  
 | 
  |  5 |  4 |  15.09 |  
 | 
  |  6 |  5 |  Знакомство с устройством микроскопа.  Практическая работа  «Изучение устройств увеличительны х приборов» |  Практическая работа |  https://posleurokov.ru/blog/microscope/ https://posleurokov.ru/blog/microscope/ |  15.09 |  
 | 
  |  7 |  6 |  Техника биологического рисунка. |  Приготовления микропрепарат ов. |  http://labx.narod.ru/documents/micropreparaty.html https://e-lib.gasu.ru/eposobia/papina/bolprak/R_1_2.html |  22.09 |  
 | 
  |  8 |  7 |  22.09 |  
 | 
  |  9 |  8 |  «Приготовление и рассматривание микропрепаратов. Зарисовка биологических объектов». |  Лабораторный практикум. |  Выделяют существенные признаки строения клетки Учатся готовить микропрепараты. |  https://biouroki.ru/material/lab/1.html https://урок.рф |  29.09 |  
 | 
  |  10 |  9 |  29.09 |  
 | 
  |  11 |  10 |  Микромир |  Мини- исследование. |  Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их. Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. |  https://www.youtube.com/channel/UCvRHYFx9PBH- UZUxbYQUEbQ https://fishki.net/2006286-jetot-udivitelnyj-mikromir.html https://infourok.ru/issledovatelskaya-proekt-mir-pod-mikroskopom-5126919.html |  6.10 |  
 | 
 
             |  Практическая ботаника 16 | 
  |  12 |  1 |  Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений» |  Экскурсия |  
 |  Характеризуют влияние деятельности человека на природу. Анализируют и сравнивают экологические факторы |  https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-5-klass- fenologicheskie-nablyudeniya-za-izmeneniyami- proishodyashimi-v-zhizni-rastenij-osenyu-6215726.html https://multiurok.ru/index.php/files/zaniatie-osen-v-zhizni- rastenii.html |  6.10 |  
 | 
  |  13 |  2 |  13.10 |  
 | 
  |  14 |  3 |  Техника сбора, высушивания и монтировки гербария. |  Практическая работа |  Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Брянской области. Практические и лабораторные работы: Морфологическое описание растений Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии Монтировка гербария Проектно- исследовательская деятельность: Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории» |  Сбор гербария. |  https://kolenovo- ros.edu.yar.ru/ekoshkola_dlya_yunih_issled/delaem_gerbariy.htm l https://nsportal.ru/npo- spo/zdravookhranenie/library/2015/05/21/metodika-sbora- gerbariev-zachem-sobirayut-gerbariy |  13.10 |  
 | 
  |  15 |  4 |  20.10 |  
 | 
  |  16 |  5 |  Определяем и классифицируем. Практическая работа «Определение растений по гербарным образцам». |  Практическая работа. |  Определяют растения и знакомятся с описанием гербария |  https://foxford.ru/wiki/biologiya/tsarstvo-rasteniya-nizshie-i- vysshie-rasteniya-klassifikatsiya-rasteniy https://infourok.ru/prezentaciya-po-biologii-osnovy-sistematiki- rastenij-6-klass-4126283.html |  20.10 |  
 | 
  |  17 |  6 |  27.10 |  
 | 
  |  18 |  7 |  Морфологическое описание растений. |  Практическая работа. |  Описывают морфологические признаки по плану |  https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/02/16/plan- morfologicheskogo-opisaniya-tsvetkovogo-rasteniya https://ppt-online.org/174141 |  27.10 |  
 | 
  |  19 |  8 |  10.11 |  
 | 
  |  20 |  9 |  Определение растений в безлиственном состоянии. |  Практическая работа. |  Работают с признаками растений |  https://multiurok.ru/index.php/files/opredelenie-derevev-i- kustarnikov-v-bezlistvennom.html https://housecomputer.ru/books/nature/dendrologiya/part2_2.html |  10.11 |  
 | 
  |  21 |  10 |  17.11 |  
 | 
  |  22 |  11 |  Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории» |  Проектная деятельность. |  Самостоятельная деятельность. |  https://shkolagorskaya- r40.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/67/2338/vneurochka_tochka _rosta_5_9.pdf https://р26.навигатор.дети/program/24577-prakticheskaya- biologiya   |  17.11 |  
 | 
  |  23 |  12 |  Проект «Редкие растения Брянской области» |  24.11 |  
 | 
  |  24 |  13 |  24.11 |  
 | 
  |  25 |  14 |  Редкие растения Брянской области |  Проектная деятельность. |  Самостоятельная деятельность. |  https://ozonit.ru/krasnaya_kniga/krasnaya_kniga_chukotskogo_av tonomnogo_okruga.php https://чукотка.рф/files/docs/Vol2-Plants- FungiChukotka_2022.pdf https://okrmyr.ru/proekt-raznoobrazie-prirody-chukotskij-ao-3- klass.html |  1.12 |  
 | 
  |  26 |  15 |  Проект «Редкие растения Брянской области» |  Самостоятельная деятельность. |  1.12 |  
 | 
  |  27 |  16 |  8.12 
 |  
 | 
  |  Практическая зоология 16 |  
 | 
  |  28 |  1 |  Система животного мира. |  Творческая мастерская. |  Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц. Практические и лабораторные работы: Работа по определению животных Составление пищевых цепочек Определение экологической группы животных по внешнему виду Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных» Проектно- исследовательская деятельность: Мини - исследование «Птицы на кормушке» |  Определяют понятия. Характеризуют этапы развития зоологии. |  https://infourok.ru/urok-prezentaciya-sovremennaya-sistema- zhivotnogo-mira-5626421.html https://foxford.ru/wiki/biologiya/tsarstvo-zhivotnye |  8.12 |  
 | 
  |  29 |  2 |  15.12 |  
 | 
  |  30 |  3 |  Определяем и классифицируем. Практическая работа по  определению животных. |  Практическая работа |  Классифицируют животных. |  https://multiurok.ru/files/lr-4-oznakomlenie-s-printsipami- sistematiki-organi.html http://www.myshared.ru/slide/389335/ |  15.12 |  
 | 
  |  31 |  4 |  23.12 |  
 | 
  |  32 |  5 |  Определяем животных по следам и контуру. |  Практическая работа. |  Классифицируют животных. |  https://givotniymir.ru/sledy-zhivotnyh-v-lesu-i-ih-osobennosti/ https://www.ogorod.ru/ru/main/inspiration/12852/Sledy- zhivotnyh-i-ptic-na-snegu-shemy-s-nazvanijami.htm https://multiurok.ru/blog/kartochki-dlia-zaniatii-s-detmi-sledy- zhivotnykh-na-snegu.html |  23.12 |  
 | 
  |  33 |  6 |  29.12 |  
 | 
  |  34 |  7 |  Определение экологической группы животных по внешнему виду. |  Практическая работа. |  Используя дополнительные источники информации, раскрывают значения зоологических знаний. роль и значение животных в природе и жизни человека. |  https://lektsii.com/2-26749.html https://videouroki.net/video/03-sistematicheskaya-i- ehkologicheskaya-klassifikacii-organizmov-sistematicheskie- kategorii-i-taksony.html |  29.12 |  
 | 
  |  35 |  8 |  12.01 |  
 | 
  |  36 |  9 |  Практическая орнитология. |  Мини- исследование. |  Сравнивают животных изучаемых классов и типов между собой. |  https://multiurok.ru/files/issliedovatiel-skaia-rabota-ptitsy-na- kormushkie.html |  12.01 |  
 | 
  |  37 |  10 |  19.01 |  
 | 
  |  38 |  11 |  Составление пищевых цепочек |  Групповая работа |  Изучают признаки биологических объектов: естественного и искусственного биоценоза, продуцентов,консументов, редуцентов. |  https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/3-klass/priroda- vokrug-nas-324086/pitanie-zhivotnykh-342191/re-3a2414aa- 1a6f-4b2e-b8ee-b9a723ee1da1 https://урок.рф/library/urok_pishevie_tcepi_180623.html https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/03/21/pishchevy e-tsepi-pitaniya |  19.01 |  
 | 
  |  39 |  12 |  26.01 |  
 | 
  |  40 |  13 |  Красная книга Брянской области. |  Проект. |  Выполнение проекта |  Самостоятельная деятельность |  
 |  26.01 |  
 | 
  |  41 |  14 |  2.02 |  
 | 
  |  42 |  15 |  2.02 |  
 | 
  |  43 |  16 |  9.02 |  
 | 
  |  Биопрактикум 24 |  
 | 
  |  44 |  1 |  Как выбрать тему для исследования. |  Практическая работа. 
 |  Учебно-исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет- ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков. Практические и лабораторные работы: |  Диспут |  http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm-биологическое разнообразие России. http://www.wwf.ru— Всемирный фонд дикой природы (WWF) https://infourok.ru/proektnaya-deyatelnost-na-urokah-biologii- 4247645.html . |  9.02 |  
 | 
  |  45 |  2 |  16.02 |  
 | 
  |  46 |  3 |  Постановка целей и задач. |  Теоретическое занятие |  Индивидуальная работа |  https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-proektnykh-tekhnologii-na- urokakh-bio.html https://kubinka-sosh- 1.odinedu.ru/documents/Ермошкина%20Н.В..pdf |  16.02 |  
 | 
  |  47 |  4 |  1.03 |  
 | 
  |  48 |  5 |  Источники информации. |  Теоретическое занятие. |  Работа с Интернет- ресурсами |  https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-proektnykh-tekhnologii-na- urokakh-bio.html https://kubinka-sosh- 1.odinedu.ru/documents/Ермошкина%20Н.В..pdf |  1.03 |  
 | 
  |  49 |  6 |  15.03 |  
 | 
  |  50 |  7 |  15.03 |  
 | 
  |  51 |  8 |  22.03 |  
 | 
  |  52 |  9 |  Как оформить результаты исследования. |  Теоретическое занятие. |  Групповая работа |  https://www.n-asveta.by/dadatki/eshb/2016/gluschenko.pdf |  22.03 |  
 | 
  |  53 |  10 |  5.04 |  
 | 
  |  54 |  11 |  5.04 |  
 | 
  |  55 |  12 |  12.04 |  
 | 
  |  56 |  13 |  Физиология растений. |  Исследовательс кая деятельность «Движение растений. Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений». |  Самостоятельная работа |  https://pptcloud.ru/raznoe/fiziologiya-rasteniy-22-ch-lektsii-10- ch-laboratornye-kontrolnaya-rabota-ekzamen https://myslide.ru/presentation/skachat-fiziologiya-rastenij |  12.04 |  
 | 
  |  57 |  14 |  19.04 |  
 | 
  |  58 |  15 |  Прорастание семян. Влияние прищипки на рост корня. |  Самостоятельная работа |  https://infourok.ru/prezentaciya-po-biologii-na-temu-rost-kornya- klass-665520.html http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2688565-dlja-chego- prischipyvajut-koreshok-u-rassady.html |  19.04 |  
 | 
  |  59 |  16 |  
 |  26.04 |  
 | 
  |  60 |  17 |  Микробиология. |  Исследовательс кая деятельность «Выращивание культуры бактерий и простейших». |  Диспут с использованием опережающих заданий |  http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования»  .http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России |  26.04 |  
 | 
  |  61 |  18 |  
 |  3.05 |  
 | 
  |  62 |  19 |  Микология. |  Исследовательс кая деятельность «Влияние дрожжей на укоренение черенков». |  Выращивание культуры бактерий и простейших Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий |  Диспут с использованием опережающих заданий |  http://www.myshared.ru/theme/prezentatsiya-po-mikrobiologii https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-poniatiie-o- mikroorghanizmakh.html |  3.05 |  
 | 
  |  63 |  20 |  17.05 |  
 | 
  |  64 |  21 |  Экологический практикум |  Исследовательс кая деятельность: «Определение запыленности воздуха в помещениях». |  Модуль «Экологический практикум» Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации. Определение запыленности воздуха в помещениях |  Коллективный проект |  https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/202525- jekologicheskij-praktikum https://www.christmas-plus.ru/images/stories/pdf/kniga- eco_prakt.pdf |  17.05 |  
 | 
  |  65 |  22 |  24.05 |  
 | 
  |  66 |  23 |  Подготовка к отчетной конференции |  Создание презентаций, докладов. |  Составление электронных презентаций. |  Индивидуальная работа |  http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/4647/1/03Krilosova2.pdf https://nsportal.ru/shkola/informatika-i- ikt/library/2013/09/08/tekhnologiya-razrabotki-multimediynykh- prezentatsiy https://multiurok.ru/files/multimediinye-prezentatsionnye- tekhnologii.html |  24.05 |  
 | 
  |  67 |  24 |  29.05 |  
 | 
  |  68 |  
 |  Итоговое занятие. |  Обсуждение результатов. |  Защита мини-проектов |  Подведение и обсуждение итогов |  https://infourok.ru/user/981990/blog/metodika-provedeniya- zaschiti-detskih-uchebnoissledovatelskih-rabot-i-proektov- 116356.html |  29.05 |  
 |