Дышева В.И.
  К учебнику Биология. 9 класс.  
  Общие закономерности: Учебник для общеобразовательных учебных заведений.  
  С.Г. Мамонтов. – Дрофа, 2014
  68 часов.
  Программа для основной общеобразовательной школы.. Биология. 5-9 классы. Авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, А.А. Плешаков, В.И. Сивоглазов.  
  Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2014.
  2015-2016у.г.
    Дышева Т.В.
  01.09.2015 г.
    Покунова Н.Н.
  01.09.2015 г.
          | № п/п | Тема урока | Цели и задачи | Домашнее задание | Дата | 
  | 
 | 
 | Эволюция живого мира на Земле. | 
 | 
 | 
  |    | Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. |  Дать представление о предмете, методах и теориях биологии; показать практическое значение биологических знаний в народном хозяйстве и формировании научного мировоззрения;  систематизировать ранее изученный материал по многообразию живого мира на Земле, показать, что многообразие живого мира на Земле – результат эволюции;  | Стр. 8-11 | 
 | 
  |    | Развитие биологии в додарвиновский период. |  Систематизировать знания учащихся о сущности жизни и уровнях её организации, раскрыв их тесную взаимосвязь; сформировать умение распределять биологические понятия, термины по соответствующим уровням организации живой материи; познакомить учащихся с деятельностью учёных разных периодов человеческой истории, объясняющих разнообразие живых организмов; раскрыть сущность взглядов К. Линнея для понимания развития органического мира | Стр. 12-14 | 
 | 
  |    | Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. | Продолжить изучение взглядов учёных на живую природу, причины разнообразия живых организмов; изучить сущность первого эволюционного учения Ж.Б. Ламарка для понимания развития органического мира и его оценку. | Стр. 15-17 | 
 | 
  |    | Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина. | Охарактеризовать научные и социально-экономические предпосылки возникновения и утверждения эволюционного учения Ч. Дарвина. | Стр. 18-20 | 
 | 
  |    | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. | Раскрыть сущность учения Ч. Дарвина об искусственном отборе как основе формирования эволюционной теории.  | Стр. 20-23 | 
 | 
  |    | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Формы естественного отбора. | Изучить сущность естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции. | Стр. 24-34 | 
 | 
  |    | Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. | Продолжить расширять знания о многообразии видов в природе; сформировать понятие о приспособленности организмов к среде обитания; на конкретных примерах показать относительный характер приспособленности. | Стр. 35-44 | 
 | 
  |    | Забота о потомстве. Физиологические адаптации. | Сформировать у учащихся понятие о роли в жизни живых организмов заботы о потомстве, о физиологической адаптации. | Стр. 45-52 | 
 | 
  |    | Контроль знаний по пройденному материалу. | Систематизировать и обобщить представления учащихся о многообразии живого мира, основных свойствах живых организмов, о принципах систематики, об эволюционных учениях.  | Стр. 8-52 | 
 | 
  |    | Вид, его критерии. | Продолжить формирование понятия «вид», изучив его критерии и структуру. | Стр. 53-55 | 
 | 
  |    | Эволюционная роль мутаций. | Дать учащимся представление о следующих биологических терминах: ген, доминантный ген, рецессивный ген, гомозиготные организмы, гетерозиготные организмы, генофонд, микроэволюция. | Стр. 55-59 | 
 | 
  |    | Лабораторная работа №1 "Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений". | 
 | 
 | 
 | 
  |    | Главные направления эволюции. | Дать понятия «макроэволюция», «биологический прогресс», «биологический регресс»; изучить основные направления эволюции, ведущие к биологическому прогрессу, и показать соотношение; рассмотреть основные направления эволюции на конкретных примерах. | Стр. 60-66 | 
 | 
  |    | Общие закономерности биологической эволюции. | Показать общие закономерности биологической эволюции, охарактеризовав дивергенцию и конвергенцию на макроэволюционном уровне, углубив знания о результатах эволюции. | Стр. 66-70 | 
 | 
  |    | Современные представления о возникновении жизни. Этапы развития жизни. | Познакомить учащихся с современными представлениями о возникновении жизни на Земле. | Стр. 71-77 | 
 | 
  |    | Жизнь в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры. |  Изучить особенности проявления жизни на Земле в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры, выделив главные ароморфозы - фотосинтез, многоклеточность, половой процесс и показать их значение в дальнейшем развитии живого мира. 
 | Стр. 78-88 | 
 | 
  |    | Жизнь в мезозойскую и кайнозойскую эры. |  Изучить особенности проявления жизни на Земле в мезозойскую эру; продолжить формировать понятия «главные направления эволюции» на примере развития растительного и животного мира мезозоя. Продолжить систематизировать знания о закономерностях развития жизни на Земле на примере кайнозойской эры, характеризуя важнейшие идиоадаптации растительного и животного мира. |  Стр. 89-93 | 
 | 
  |    | Происхождение человека. | Продолжить развивать у учащихся представление о происхождение человека, дать знания об антропологии и об особенностях человека. | Стр. 94-101 | 
 | 
  |    | Контроль знаний по пройденному материалу.  | Систематизировать и обобщить представления учащихся о виде и его критериях, о эволюционной роли мутаций, о главных направлениях эволюции, общих закономерностях биологической эволюции, о современных представлениях о возникновении жизни, об этапах развития жизни на Земле, о происхождении человека. | Стр. 53-101 | 
 | 
  |  
 | 
 | Структурная организация живых организмов. | 
 | 
 | 
  |    | Химическая организация клетки. Неорганические вещества. | Конкретизировать положение клеточной теории о сходстве химического состава клеток всех организмов на примере неорганических веществ: воды и минеральных солей; изучить их строение и функции в процессах жизнедеятельности клетки | Стр. 104-107 | 
 | 
  |    | Органические вещества. | Изучить особенности и строения и функций белков – органических веществ, составляющих основу всего живого на Земле. Продолжить конкретизировать положение клеточной теории о сходстве химического состава клеток всех живых организмов на примере органических веществ – углеводов и липидов; изучить особенности их строения и функций в процессах жизнедеятельности клеток и организма. Изучить особенности строения и функции нуклеиновых кислот, отвечающих за хранение и передачу наследственной информации, являющихся вместе с белками основой живых тел, существующих на Земле. | Стр. 107-112 | 
 | 
  |    | Обмен веществ. Пластический обмен. Биосинтез белков. | Продолжить формировать у школьников представление об обмене веществ, о пластическом обмене; сформировать понятия о биологических терминах: триплет, генетический код, инициаторы, терминаторы. | Стр. 113-117 | 
 | 
  |    | Энергетический обмен. | Расширить и углубить знания об обмене веществ – основном свойстве живых организмов: дать характеристику процессу диссимиляции, в результате которого живые организмы получают энергию, обеспечивающую все процессы их жизнедеятельности и все виды клеточных функций. | Стр. 117-121 | 
 | 
  |    | Прокариотическая клетка. | Расширить и углубить знание о клеточном уровне организации живой материи на основе изучения особенностей строения прокариотической клетки; продолжить формирование умения сравнивать биологические объекты (клетки прокариот и эукариот), находить общее, различное, делать выводы. | Стр. 121-124 | 
 | 
  |    | Эукариотическая клетка. Цитоплазма. | Охарактеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить особенности строения клеточной мембраны растений, животных, грибов, ей функции и способы поступления веществ в клетку. Конкретизировать положение о клеточной теории о том, что клетка является структурно-функциональной единицей всех живых организмов на основе изучения строения и функций её главных составных частей | Стр. 125-132 | 
 | 
  |    | Эукариотическая клетка. Ядро. | Изучить строение и функции ядра - важнейшего компонента клеток растений, животных, грибов; сформировать умение объяснять роль ядра в хранении и воспроизведении наследственной информации. | Стр. 132-136 | 
 | 
  |    | Деление клетки. | Конкретизировать положение клеточной теории о том, что клетки размножаются делением на примере митоза – непрямого способа деления; изучить фазы митоза и выяснить роль этого способа деления клетки в передаче наследственной информации. | Стр. 137-141 | 
 | 
  |    | Клеточная теория строение организмов. | Изучить основные положения клеточной теории – одного из трёх великих открытий XIX века, наряду с эволюционной теорией Ч. Дарвина и законом сохранения и превращения энергии, раскрыв её значимость для доказательства единства живой природы. | Стр. 142-143 | 
 | 
  |    | Лабораторная работа №2 «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом». | 
 | 
 | 
 | 
  |    | Контроль знаний по теме "Структурная организация живых организмов". | Систематизировать и обобщить представления учащихся о химическом составе клетки, о строении клетки прокариот и эукариот, об обмене веществ. | Стр. 104-143 | 
 | 
  |  
 | 
 | Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 
 | 
 | 
  |    | Бесполое размножение. | Расширить и углубить знания учащихся о размножении как об одном из свойств живых организмов на примере бесполого размножения; продолжить формирование умения характеризовать способы бесполого размножения и определять их биологическую роль. | Стр. 146-149 | 
 | 
  |    | Половое размножение животных. Развитие половых клеток. | Продолжить формирование знаний о размножении живых организмов на примере полового размножения – ведущей формы размножения в органическом мире; изучить развитие половых клеток животных; раскрыть сущность мейоза – способа деления клетки, с помощью которого образуются и половые клетки. | Стр. 150-155 | 
 | 
  |    | Половое размножение растений. Двойное оплодотворение. | 
 | Записи в тетради | 
 | 
  |    | Эмбриональный период развития. | Продолжить формирование знаний об индивидуальном развитии организмов, изучить эмбриональный период их развития; сформировать умения характеризовать этапы эмбрионального развития на основе цитологических знаний. | Стр. 156-161 | 
 | 
  |    | Постэмбриональный период развития. | Продолжить формирование знаний об индивидуальном развитии организмов на примере характеристики постэмбрионального периода. | Стр. 162-166 | 
 | 
  |    | Общие закономерности развития. Биогенетический закон. | Сформировать понятия об общих закономерностях развития, о биогенетическом законе | Стр. 166-169 | 
 | 
  |    | Контроль знаний по теме "Размножение и индивидуальное развитие организмов". | Систематизировать и обобщить представления учащихся о способах размножения живых организмов, об индивидуальном развитии организмов.. | Стр. 146-169 | 
 | 
  |  
 | 
 | Наследственность и изменчивость организмов. | 
 | 
 | 
  |    | Генетика как наука. Основные понятия генетики. | Сформировать представление о генетике как науке о закономерностях наследственности и изменчивости, её роли в развитии биологической науки. Познакомить учащихся с генетической терминологией и символикой; начать формирование умения оперировать ею для объяснения закономерностей наследования признаков. | Стр. 172-174 | 
 | 
  |    | Методы генетики. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя. | Сформировать представления о гибридологическом методе изучения наследственности, предложенного Г. Менделем; показать его достоинства в определении закономерностей передачи наследственных признаков организмами. | Стр. 174-175 | 
 | 
  |    | Законы Г. Менделя. |  Сформировать знания о моногибридном скрещивании и его результатах; продолжить формирование умения объяснять закономерности наследования использованием знаний по цитологии, основных понятий генетики; начать формирование умения записывать схемы скрещивания. Сформировать представление о дигибридном скрещивании и его результатах. | Стр. 176-185 | 
 | 
  |    | Законы Г. Менделя. | 
 | Стр. 176-185 | 
 | 
  |    | Решение задач. | 
 | 
 | 
 | 
  |    |  Сцепленное наследование генов. | Продолжить развивать у учащихся понятие «кроссинговер», сформировать у детей знание о законе сцепленного наследования генов Томаса Моргана, дать учащимся представление о биологическом термине «сцепление генов». | Стр. 186-188 | 
 | 
  |    | Решение задач. | 
 | 
 | 
 | 
  |    | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | Сформировать у детей понятие о принципах наследования пола, изучить новые биологические термины: «аутосомы», «гетерогаметный пол», «гомогаметный пол». | Стр. 188-192 | 
 | 
  |    | Решение задач. | 
 | 
 | 
 | 
  |    | Взаимодействие генов. | Сформировать у детей понятие об открытии Бетсеном принципов взаимодействия генов одной аллели: полное доминирование, неполное доминирование, сверхдоминирование; взаимодействие неаллельных генов: комплементарность, эпистаз, полимерия. | Стр. 192-195 | 
 | 
  |    | Взаимодействие генов. | 
 | Стр. 192-195 | 
 | 
  |    | Лабораторная работа №3 "Решение генетических задач и составление родословных". | 
 | Стр. 172-195 | 
 | 
  |    | Повторение и обобщение знаний по пройденному материалу. | Систематизировать и обобщить представления учащихся об основных законах и закономерностях генетики. | Стр. 172-195 | 
 | 
  |    | Контроль знаний по пройденному материалу. | Систематизировать и обобщить представления учащихся об основных законах и закономерностях генетики. | 
 | 
 | 
  |    | Наследственная изменчивость. | Продолжить формирование представлений об основных свойствах живых организмов – наследственности и изменчивости, умений объяснять наследственную изменчивость на основе цитологических и генетических знаний. | Стр. 196-200 | 
 | 
  |    | Фенотипическая изменчивость. | Продолжить формирование знания об изменчивости, одном из основных свойств живых организмов, на примере фенотипической изменчивости; сформировать умение определять статистический характер этих изменений. | Стр. 201-203 | 
 | 
  |    | Центры многообразия и происхождения культурных растений. | Познакомить учащихся с биографией советского учёного Н.И. Вавилова, с основными его работами; сформировать у учащихся знания о центрах происхождения культурных растений. | Стр. 204-206 | 
 | 
  |    | Методы селекции растений и животных. | Продолжить формирование знания о закономерностях наследственности и изменчивости применительно к практической деятельности человека по выведению новых сортов растений и пород животных; сформировать представление о селекции как науке, связи её с другими биологическими науками, особенностях селекции растений и животных. | Стр. 207-211 | 
 | 
  |    | Селекция микроорганизмов. | Продолжить формирование знания о селекции, формировать представление о селекции микроорганизмов. | Стр. 211-213 | 
 | 
  |    | Лабораторная работа №4 "Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)". | 
 | 
 | 
 | 
  |    | Контроль знаний по теме "Изменчивость". | Систематизировать и обобщить представления учащихся о видах изменчивости, о селекции как науке, о методах селекции растений, животных и микроорганизмов. | Стр. 196-213 | 
 | 
  |  
 | 
 | Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. | 
 | 
 | 
  |    | Структура биосферы. | Продолжить формирование знания об уровнях организации природы на примере биосферного; изучить структуру и функцию биосферы. | Стр. 216-221 | 
 | 
  |    | Круговорот веществ в природе. | Продолжить формирование знания о главной функции биосферы – круговороте химических элементов, продолжить развитие умения характеризовать взаимосвязь живого и неживого на примерах круговоротов воды, углерода, азота, серы, фосфора. | Стр. 221-225 | 
 | 
  |    | История формирования сообществ живых организмов. | Дать учащимся представление об истории формирования сообществ живых организмов. | Стр. 225-229 | 
 | 
  |    | Биогеоценозы и биоценозы. | Продолжить формирование знания об уровнях организации живой материи на примере биогеоценотического (экосистемного) уровня; сформировать представление о биогеоценозе, его структуре, связях элементов структуры, роли В.Н. Сукачёва в создании учения о биогеоценозе. Сформулировать представление о биоценозе и его структуре. | Стр. 229-230, 239-246 | 
 | 
  |    | Факторы среды. |  Систематизировать знания учащихся о влиянии абиотических факторов – света, температуры, влажности – на живые организмы и их приспособленности к этим факторам; продолжить формирование умения объяснять биологические процессы и явления на основе полученных знаний по биологии. Систематизировать знания учащихся о типах взаимоотношений живых организмов разных систематических групп. | Стр. 231-235 | 
 | 
  |    | Факторы среды. | 
 | Стр. 236-238 | 
 | 
  |    | Взаимоотношения между организмами. | Дать учащимся представление о взаимоотношениях между организмами, развить понятие о следующих биологических терминах: нейтрализм, симбиоз, микориза, нахлебничество, квартирантство, антибиоз. | Стр. 246-268 | 
 | 
  |    | Природные ресурсы и их использование. | Сформировать представление о природно-ресурсных возможностях окружающей среды, умение оценивать их состояние и принимать решения по их охране. | Стр. 269-273 | 
 | 
  |    | Охрана природы и основы рационального природопользования. | Сформулировать целостное представление о проблемах экологии на глобальном, региональном и локальном уровнях, возможных путях их решения; продолжить ориентировать учащихся на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной среды. | Стр. 274-281 | 
 | 
  |    | Контроль знаний по теме "Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии". | Систематизировать и обобщить представления учащихся об экологии как науке, круговороте веществ в природе, об истории формирования сообществ живых организмов, о биогеоценозах, об охране природы и основах рационального природопользования. | Стр. 216-284 | 
 |