Зайцева О.Ю.
  г. Москва
 Учебник «Биология. Базовый уровень» (допущен Министерством образования Российской Федерации) Авторы: И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Москва, Изд. «Вентана-Граф», 2012 года.
  Достижение предметных результатов – знаний, умений, компетентностей, характеризующих качество (уровень) овладения учащимися содержанием учебного предмета, предусматривает:
 Все личностные, метапредметные и предметные результаты при освоении содержания программы курса биологии для 10-11 классов будут проявляться в знаниях, отношениях и деятельности: учебно-познавательной, интеллектуальной, ценностно-ориентационной, трудовой, экокультурной, природоохранной, физической и эстетической.
  Содержание изучаемого курса биологии полностью соответствует обязательному минимуму содержания основных образовательных программ по биологии, который содержит следующие требования:
  Вирусы – неклеточные формы. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Проведение биологических исследований:
  наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
  Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач; анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
  Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому критерию; выявление приспособлений организмов к среде обитания; анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.
  1.Введение в курс общебиологических явлений 5 часов: содержание и структура курса общей биологии; основные свойства жизни; уровни организации живой материи; значение практической биологии; методы биологических исследований.
  2.Биосферный уровень организации жизни 10 часов: учение В.И.Вернадского о Биосфере; функции живого вещества в биосфере; происхождение живого вещества; этапы происхождения жизни на Земле; физико-химическая эволюция в развитии биосферы; биологическая эволюция в развитии биосферы; биосфера как глобальная экосистема; Человек как житель биосферы; особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле; взаимоотношение человека и природы как фактор развития биосферы; обобщение по теме «Биосферный уровень жизни».
  3.Биогеоценотический уровень организации жизни 7 час: Биогеоценоз как особый уровень организации жизни; биогеоценоз как био- и экосистема; строение и свойства биогеоценоза; совместная жизнь видов в биогеоценозе; зарождение и смена биогеоценозов; сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем), типы биогеоценозов (экосистем); антропогенное влияние; экологические законы Природопользования.
 4.Популяционно-видовой уровень организации жизни 12 часов: вид, его критерии и структура; популяция как форма существования вида и как особая генетическая система; популяция как основная единица эволюции; видообразование – процесс увеличения видов на Земле; Человек как уникальный вид живой природы, этапы происхождения человека; история развития эволюционных идей; современное учение об эволюции органического мира; результат эволюции и ее основные закономерности; Особенности популяционно-видового уровня жизни; всемирная стратегия охраны природных видов
  (Авторы: Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е.)
        | N урока | Тема урока 
 | Основные понятия. 
 | Требования к уровню подготовки обучающихся  (результат) | Кол-во часов | 
  | Глава 1. Введение в курс общей биологии – 5 часов | 
  | 1 | Содержание и структура курса общей биологии | Система биологических наук | Называть естественные науки, составляющие биологию, методы исследований живой природы. Объяснять роль биологии в формировании научного  мировоззрения.  | 1 | 
  | 2 | Основные свойства жизни | Жизнь,приспособленность, дискретность, энергозависимость | Давать определение понятию жизнь. Перечислять основные свойства живого | 1 | 
  | 3 | Уровни организации живой  материи | Уровни организации, эволюция | Перечислять уровни организации живой материи. Характеризовать проявление свойств живого на различных уровнях организации. Определять принадлежность биологического объекта к уровню организации жизни. | 1 | 
  | 4 | Значение практической биологии | Биотехнология, бионика | Знать определение понятий бионика, биотехнологии. | 1 | 
  | 5 | Методы биологических  исследований | Традиционные методы, метод моделирования,  мониторинг | Познакомится с методами моделирования и мониторинга | 1 | 
  | Глава 2. Биосферный уровень жизни – 10 часов | 
  | 6 | Учение В.И.Вернадского о  биосфере. Функции живого вещества в биосфере | Биосфера, биологический круговорот | Знать понятия биосфера, биологический круговорот. | 1 | 
  | 7 | Происхождение живого вещества | Этапы происхождения жизни на Земле | Анализировать и оценивать содержание научной и религиозной точек зрения по вопросу происхождения жизни. | 1 | 
  | 8 | Физико-химическая эволюция в развитии биосферы | Физико-химическая эволюция | Знать понятия физико-химической эволюции, основные процессы | 1 | 
  | 9 | Биологическая эволюция в развитии биосферы | Автотрофы , гетеротрофы, хемо- и  фотосинтез, прокариоты, эукариоты | Уметь: Составлять схемы процессов, протекающих в клетке; Работать с микроскопом; Изготавливать микропрепараты. | 2 | 
  | 10 | 
  | 11 | Биосфера как глобальная  экосистема | Биосфера, биосистема, биологический круговорот | Называть структурные компоненты и свойства биосферы, границы биосферы и факторы, их обуславливающие. | 1 | 
  | 12 | Человек как житель биосферы | Ноосфера | Приводить примеры прямого и косвенного  воздействия человека на живую природу. Предлагать пути решения экологического кризиса. | 1 | 
  | 13 | Особенности биосферного уровня  организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле. | Биосфера, биогеоценоз | Знать: Роль физических и химических процессов. Уметь: Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле. 
 | 1 | 
  | 14 | Взаимоотношение человека и природы как фактор развития биосферы | Биосфера | Знать: Роль физических и химических процессов. Уметь: Объяснять с материалистических позиций  процесс возникновения жизни на Земле. | 1 | 
  | 15 | Обобщение по теме  «Биосферный уровень жизни» | 
 | 
 | 1 | 
  | Глава 3. Биогеоценотический уровень жизни – 7 часов | 
  | 16 | Биогеоценоз как особый уровень  организации жизни | Биогеоценоз, биотоп 
 | Зать: Формы размножения; сущность онтогенеза; периоды развития. Уметь: Объяснять процесс мейоза; этапы  образования половых клеток; характеризовать сущность бесполого и полового размножения; различать различные периоды онтогенеза | 1 | 
  | 17 | Биогеоценоз как био- и экосистема 
 | Свойства биогеоценоза, учение о биогеоценозе,  учение об экосистеме. | Описывать структуру экосистемы.  Называть и характеризовать компоненты экосистемы | 1 | 
  | 18 | Строение и свойства  биогеоценоза | Трофическая структура биогеоценоза, экологическая ниша. | Описывать структуру экосистемы.  Называть и характеризовать компоненты экосистемы | 1 | 
  | 19 | Совместная жизнь видов в  биогеоценозе 
 | Типы связей и зависимость в биогеоценозе. | Приводить примеры организмов, представляющих трофические уровни. Характеризовать роль организмов (продуцентов, консументов, редуцентов) в потоке веществ и энергии | 1 | 
  | 20 | Зарождение и смена  биогеоценозов 
 | Смена биогеоценоза | Объяснять причину устойчивости биоценозов, причины смены и необходимость сохранения многообразия  видов. Описывать этапы смены экосистем. Выявить изменения в экосистемах. | 1 | 
  | 21 | Сохранение разнообразия  биогеоценозов (экосистем) | Типы биогеоценозов (экосистем). Антропогенное влияние. | Приводить примеры экологических нарушений. Называть способы оптимальной эксплуатации агроценозов и способы сохранения естественных экосистем. | 1 | 
  | 22 | Экологические законы  природопользования | Экологические законы природопользования. | Знать формулировки основных законов  природопользования. | 1 | 
  | Глава 4. Популяционно-видовой уровень жизни – 12 часов | 
  | 23 | Вид, его критерии и структура 
 | Вид, критерии вида. | Уметь: На основе знаний движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов  и их приспособленность к условиям окружающей среды | 1 | 
  | 24 | Популяция как форма  существования вида и как особая генетическая система | Популяция | Характеризовать популяцию как структурную единицу вида и как единицу эволюции | 1 | 
  | 25 | Популяция как основная единица  эволюции 
 | Типы популяций, популяционные основы  эволюции, генетическая разнородность,движущие силы и факторы эволюции. | Характеризовать популяцию как структурную единицу вида и как единицу эволюции | 1 | 
  | 26 | Видообразование  – процесс  увеличения видов на Земле | Понятие видообразования | Знать определение видообразования. Называть способы видообразования и приводить примеры. Описывать механизм основных путей видообразования | 1 | 
  | 27 | Человек как уникальный вид  живой природы. Этапы происхождения человека 
 | Происхождение человека. Становление человека  как вида. Популяционные основы антропогенеза.  Уникальная особенность вида Человек разумный.  Расы. Гипотезы происхождения современного вида. | Называть место человека в системе животного мира, стадии эволюции человека, представителей каждой эволюционной стадии. Называть и различать человеческие расы. Объяснять механизмы формирования расовых признаков. | 1 | 
  | 28 | История развития эволюционных идей | Теория Ч. Дарвина. Естественный отбор | Выделять предпосылки эволюционной теории. Характеризовать естественно -научные предпосылки формирования эволюционных взглядов. Давать определения понятиям естественный и искусственный отбор, борьба за существование. Называть формы борьбы за существование. Выделять наиболее напряженную форму борьбы за  существование. | 1 | 
  | 29 | Современное учение об эволюции  органического мира | Видообразование. | называть эволюционно значимые результаты  видообразования. Описывать генетические механизмы, лежащие в основе видообразования. Приводить примеры способов видообразования и доказывать реальное их существование. | 1 | 
  | 30 | Результат эволюции и ее основные закономерности | Синтетическая теория эволюции, изоляция. | Знать определения понятий Синтетическая теория эволюции, изоляция. | 1 | 
  | 31 | Основные направления эволюции 
 | Биологический прогресс. Ароморфозы.  Идиоадаптация. Дегенерация. | Знать определения понятий Биологический прогресс. Ароморфозы. Идиоадаптация. Дегенерация.Приводить примеры различных ароморфозов, и их значение | 1 | 
  | 32 | Особенности популяционно -видового  уровня жизни | Специфика популяционно-видового уровня жизни | Знать особенности, специфику и структуру  популяционно-видового уровня жизни.  | 1 | 
  | 33 | Всемирная стратегия охраны природных видов | Редкие и исчезающие виды. | Приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных. | 1 | 
  | 34 | Обобщение, повторение | 
 | 
 | 1 | 
  | Итого: 34 часа | 
 
  1. Организменный уровень жизни 17 часов: организменный уровень жизни и его роль в природе; организм как биосистема; обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов; регуляция процессов жизнедеятельности организмов; различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапрофиты, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы); размножение организмов – половое и бесполое; оплодотворение и его значение; двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений; искусственное оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма; последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека; наследственность и изменчивость – свойства организмов; генетика  - наука о закономерностях наследственности и изменчивости; изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная); мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом; мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом; генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основ; моногибридное и дигибридное скрещивание; закон Т.Моргана; хромосомная теория наследственности; взаимодействие генов; современные представления о гене, генотипе и геноме; генетика пола и наследование, сцепленное с полом; наследственные болезни, их профилактика; этические аспекты медицинской генетики; факторы, определяющие здоровье человека; творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека; способность к творчеству; роль творчества в жизни каждого человека; генетические основы селекции; вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции; учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений; основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор; биотехнология, ее достижения; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека); вирусы – неклеточная форма существования организмов; вирусные заболевания; способы борьбы со СПИДом.
  2. Клеточный уровень жизни 5 часов: клеточный уровень организации жизни и его роль в природе; развитие знаний о клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов); методы изучения клетки; клетка как этап эволюции живого в истории Земли; многообразие клеток и тканей; клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов; основные положения клеточной теории; значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира; основные части в строении клетки; поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана; цитоплазма с органоидами и включениями; ядро с хромосомами; постоянные и временные компоненты клетки; мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке; доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки; гипотезы происхождения эукариотических клеток; клеточный цикл жизни клетки; деление клетки - митоз и мейоз; соматические и половые клетки; особенности образования половых клеток; структура хромосом; специфические белки хромосом, их функции; хроматин – комплекс ДНК и специфических белков; компактизация хромосом; функции хромосом как системы генов; диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках; гомологичные и негомологичные хромосомы; значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.
  3. Молекулярный уровень жизни 7 часов: молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе; основные химические соединения живой материи; макро- и микроэлементы в живом веществе; органические и неорганические вещества, их роль в клетке; вода – важный компонент живого; основные биополимерные молекулы живой материи; понятие о мономерных и полимерных соединениях; роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот; строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке; понятие о нуклеотиде; структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки; репликация ДНК; матричная основа репликации ДНК; правило комплементарности; ген; понятие о кодоне; генетический код; строение, функции и многообразие форм РНК в клетке; особенности ДНК клеток эукариот и прокариот; процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках; фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ; световые и темновые реакции фотосинтеза; роль фотосинтеза в природе; процессы биосинтеза молекул белка; этапы синтеза; матричное воспроизводство белков в клетке; молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках; понятие о клеточном дыхании; бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки; понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке; роль регуляторов биомолекулярных процессов; опасность химического загрязнения окружающей среды; последствия деятельности человека в окружающей среде; правила поведения в природной среде; время экологической культуры человека и общества; экология  и новое воззрение на культуру; осознание человечеством непреходящей ценности жизни; экологическая культура – важная задача человечества.
  4. Заключение 4 часа: структурные уровни организации живой природы.
  (Авторы: Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е.)
        | N урока | Тема урока 
 | Основные понятия. 
 | Требования к уровню подготовки обучающихся  (результат) | Кол-во часов | 
  | Глава 1. Организменный уровень жизни – 17 часов | 
  | 1 | Организменный уровень жизни и его роль в природе. | Основные понятия: жизнь, открытая система, наследственность. Изменчивость. Отличительные особенности живых организмов от неживых: единый принцип организации, обмен веществ и энергии. Особенности развития: упорядоченность. Постепенность, последовательность, реализация наследственной информации. | Знать свойства живого Уметь выделять особенности развития живых организмов 
 | 1 | 
  | 2 | Организм как биосистема. | Ассимиляция, диссимиляция, фермент.  Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы.  | Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция.Называть этапы обмена веществ, роль АТФ и ферментов в о\в. Характеризовать сущность процесса о\в 
 | 1 | 
  | 3 | Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. | Ассимиляция, диссимиляция, фермент.  Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы.  |     | Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция. Называть этапы обмена веществ, роль АТФ и ферментов в о\в. Характеризовать сущность процесса о\в | 
 |   
 
 | 
 | 
  | 4 | Размножение организмов. |  Размножение, бесполое и вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты.  Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение – древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: почкование, деление  тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения |  Давать определение понятию  размножение.  Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения.  Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.  Объяснять биологическое значение бесполого размножения. | 1 | 
  | 5 | Оплодотворение и его значение. |  Оплодотворение, гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом.  Половое размножение растений и животных, его биологическое значение.  Половые клетки: строение и функции. Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение. |  Узнавать и описывать по рисунку половые клетки. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологич значение оплодотворения.  Использовать ресурсы Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток. | 1 | 
  | 6 | Развитие организмов от зарождения до смерти. |  Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.  Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие.  Дробление, гаструляция, органогенез.  Закон зародышевого сходства (закон К.Бэра) |  Давать определения понятиям Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.  Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбр развития. Характеризовать сущность эмб и постэмбр периодов развития  Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек. | 1 | 
  | 7 | Из истории развития генетики. |  Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип.  Наследственность и изменчивость -  свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. |  Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип. Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом. Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости.  Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. | 1 | 
  | 8 | Изменчивость признаков организмов и её типы. |  Геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия.  Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, геномные, хромосомные.  Вариационная кривая, изменчивость, модификация, норма реакции. Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Характеристики модификационной изменчивости. Наследование способности проявлять признак в определенных условиях |  Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип. Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом. Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости.  Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. | 1 | 
  | 9 | Генетические закономерности, открытые Г. Менделем. |  Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание.  Использование Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей  Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. |  Давать определения понятиям Гомо- и гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание.  Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования. | 1 | 
  | 10 | Дигибридное скрещивание. |  Генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип.  Условия проявления закона независимого наследования. Соотношения генотипов и фенотипов независимого наследования 9:3:3:1.  Закон независимого наследования. |  Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования.  Анализировать содержание определений основных понятий, схему дигибридного скрещивания. | 1 | 
  | 11 | Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. |  Селекция.  Наследственность и изменчивость-основа искусственного отбора. Центры происхождения культурных растений.  Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах. Учение Н.И.Вавилова о центрах. |  Называть практическое значение генетики.  Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком.  Анализировать содержание основных понятий. Характеризовать  роль учения Вавилова для развития селекции.  Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционных работ закона гомологических рядов | 1 | 
  | 12 | Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. |  Гетеро- и гомогаметный пол, половые хролмосомы.   Наследственные заболевания , сцепленные с полом.  Расщепление фенотипа по признаку определения пола.  Закон сцепленного наследования. |  Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека  Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом.  Решать простейшие генетические задачи. | 1 | 
  | 13 | Наследственные болезни человека. |  Группы наследственных болезней.  Генные болезни и аномалии.  Хромосомные болезни.  Диагностика заболеваний.  Безопасность жизнедеятельности. |  Раскрывать понятие генных болезней и аномалии: наследование, сцепленное с полом и локализованное в X- и Y-хромосомах (дальтонизм, гемофилия). Хромосомная болезнь – синдром Дауна. Составление родословных. | 1 | 
  | 14 | Этические аспекты медицинской генетики. |  Биотехнология, штамм.  Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для с.х.,медицины,   Микробиологический синтез. |  Давать определение термину биотехнология, штамм. Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. | 1 | 
  | 15 | Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований. |  Биотехнология, штамм.  Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для с.х.,медицины,   Микробиологический синтез. |  Давать определение термину биотехнология, штамм. Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. | 1 | 
  | 16 | Решение генетических задач. | 
 |  Решать генетические задачи  | 1 | 
  | 17 | Вирусные заболевания. | Вирусы как возбудители заболеваний. СПИД - вирусное заболевание. Защита от вирусов. |  Знать значение вирусов в природе и жизни человека; меры профилактики вирусных заболеваний. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для профилактики вирусных заболеваний. | 1 | 
  | Глава 2. Клеточный уровень жизни – 5 часов | 
  | 18 | Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. | Клетка - основная структурная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов, как доказательство их родства, единства живой природы. |  Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение.  Называть жизненные свойств клетки и положения клеточной теории.  Объяснять общность происхождения растений и животных. | 1 | 
  | 19 | Строение клетки. Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы. | Строение клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Особенности строения животной и растительной клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. |  Особенности строение клеток прокариот и эукариот, строение клеток растений и животных, выделять различия в их строении; названия органоидов клетки, взаимосвязь между строением и функцией органоида.  Работать с микроскопом. Наблюдать, описывать и сравнивать строение клеток растений и животных. | 1 | 
  | 20 | Клеточный цикл. Деление клетки - митоз и мейоз. | Жизненный цикл. Размножение-свойство организмов. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Митоз, сущность и значение. Гаметогенез. Овогенез. Сперматогенез. Строение половых клеток. Значение гаметогенеза. Образование половых клеток. Стадии размножения, роста, созревания. Мейоз. Фазы первого и второго мейотического деления. |  Сущность и биологическое значение митоза, фазы митоза, строение половых клеток, фазы первого второго мейотических делений, отличие мейоза от митоза.Давать определения ключевым понятиям, описывать последовательно фазы митоза, называть стадии гаметогенеза. | 1 | 
  | 21 | Структура и функции хромосом. |  Строение и функции хромосом. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке |  Строение генов и хромосом; типы нуклеиновых кислот, функции нуклеиновых кислот. Роль ДНК и РНК в жизни организмов. Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК. Характеризовать процесс удвоения молекулы ДНК. | 1 | 
  | 22 | История развития науки о клетке. | Наука о клетке - цитология. Первые положения клеточной теории. Развитие учения о клетке. Современная клеточная теория. |  Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение.  Называть положения клеточной теории.  Объяснять общность происхождения растений и животных. | 1 | 
  | Глава 3. Молекулярный уровень жизни – 7 часов | 
  | 23 | Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе. Основные химические соединения живой материи. | Микро- и макроэлементы, углеводы, липиды, гормоны. Особенности химического состава клетки. Микро- и макроэлементы, их вклад в образовании органических и неорганических  молекул живого вещества. Роль неорганических веществ: вода, минер.соли. | Уметь:  Приводить примеры микро- и макроэлементов, а так же веществ, относящихся к липидам и углеводам Называть неорганич. и органич. вещества клетки. Характеризовать биологическое значение микро и макроэлементов, биологич. роль воды, солей неорганических кислот. | 1 | 
  | 24 | Структура и функции нуклеиновых кислот. | Белки, аминокислоты, их роль в организме. Структура и функции белков. Ферменты. Нуклеиновые кислоты и их структура. | Уметь:  Давать полные названия нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть продукты, богатые белками. Нахождение молекулы ДНК в клетке. Мономер нуклеиновых кислот. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Перечислять виды молекул РНК. Характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот. | 1 | 
  | 25 | Процессы синтеза в живых клетках. | Питание, фотосинтез, фотолиз.  Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.  Хлоропласты. Световая и темновая фазы фотосинтеза. | Уметь:  Давать определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез. Называть органы растения где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла. Характеризовать фазы фотосинтеза. | 1 | 
  | 26 | Процессы биосинтеза белка. | Ген, генетический код, триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность. Механизмы трансляции и транскрипции. Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации в клетке. | Уметь:  Давать определения понятиям ген, ассимиляция. Называть свойства генетического кода, роль и-РНК и т-Рнк в биосинтезе белка Анализировать содержание определений: триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция. Характеризовать сущность процесса трансляции и транскрипции. | 1 | 
  | 27 | Молекулярные процессы расщепления. | Понятие о биологическом окислении. Бескислородный этап клеточного дыхания (гликолиз). Кислородный этап клеточного дыхания. | Уметь:  Анализировать содержание определений: Гликолиз, брожение, дыхание. Называть вещества источники энергии, продукты реакции этапов обмена веществ, локализацию в клетке этапов обмена веществ. Описывать роль АТФ в обмене веществ. | 1 | 
  | 28 | Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. | Опасность полимерного мусора. Пестициды. Диоксины. Проблема устойчивого развития. | Определять проблемы устойчивого развития. | 1 | 
  | 29 | Время экологической культуры. | Развитие химического синтеза. Манипулирование наследственным веществом. Глобальные экологические проблемы. Экологическая культура - норма для каждого человека. | Знать глобальные экологические проблемы. Экологическая культура - норма для каждого человека. | 1 | 
  | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 30 | Структурные уровни организации живой природы. | Биосистемы: от элементарных биохимических систем до биосферы. Видовое биоразнообразие. Уровни организации природы. | 
 | 1 | 
  | 31 | 
 | 
 | 
 | 1 | 
  | 32 | 
 | 
 | 
 | 1 | 
  | 33 | 
 | 
 | 
 | 1 | 
 
  -  Знать свойства живого, выделять особенности развития живых организмов 
-  Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция. Называть этапы обмена веществ, роль АТФ и ферментов в о\в. Характеризовать сущность процесса о\в. 
-  Давать определение понятию  размножение. Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения. 
-  Узнавать и описывать по рисунку половые клетки. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологического значение оплодотворения.  
-  Давать определения понятиям Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез. Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбр развития. Характеризовать сущность эмбрионального и постэмбрионального периодов развития.  
-  Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип. Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом. Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости. Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. 
-  Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип. Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом. Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости. 
-  Давать определения понятиям Гомо- и гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание. Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления.Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования. 
-  Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать содержание определений основных понятий, схему дигибридного скрещивания. 
-  Называть практическое значение генетики.Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание основных понятий. Характеризовать  роль учения Вавилова для развития селекции. Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционных работ закона гомологических рядов 
-  Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека. Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Решать простейшие генетические задачи. 
-  Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. 
-  Раскрывать понятие генных болезней и аномалии: наследование, сцепленное с полом и локализованное в X- и Y-хромосомах (дальтонизм, гемофилия). 
-  Давать определение термину биотехнология, штамм. Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. 
-  Решать генетические задачи. 
-  Знать значение вирусов в природе и жизни человека. 
-  Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть жизненные свойств клетки и положения клеточной теории. Объяснять общность происхождения растений и животных. 
-  Особенности строение клеток прокариот и эукариот, строение клеток растений и животных, выделять различия в их строении; названия органоидов клетки, взаимосвязь между строением и функцией органоида. 
-  Сущность и биологическое значение митоза, фазы митоза, строение половых клеток, фазы первого второго мейотических делений, отличие мейоза от митоза. Давать определения ключевым понятиям, описывать последовательно фазы митоза, называть стадии гаметогенеза. 
-  Строение генов и хромосом; типы нуклеиновых кислот, функции нуклеиновых кислот. Роль ДНК и РНК в жизни организмов. Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК. Характеризовать процесс удвоения молекулы ДНК. 
-  Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть положения клеточной теории. Объяснять общность происхождения растений и животных. 
-  Давать определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез. Называть органы растения, где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла. Характеризовать фазы фотосинтеза. 
-  Определять глобальные экологические проблемы.