| №пп | Тема уроков | Кол-во часов | Тип урока   | Характеристика деятельности учащихся | Вид контроля | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения |  Дата  Проведения фактически | 
 | 
  |  8А |  8В |  8Г | 
 | 
  |  ВВЕДЕНИЕ (2 часа) | 
 | 
  | 1 |  Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки о человеке: анатомия,физиология, гигиена, медицина,
 психология.
 |  1 час |  Вводный урок |  Участие в беседе  Поиск в тексте учебника информации для составления таблицы  
 |  
 |  Учащиеся должны знать:  -Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена и их методы;  - объяснять место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды  
 |  2.09 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  | 2 |  Становление наук о человеке.   Методы изученияорганизма человека, их значение
 и использование в собственной
 жизни.
 |  1 час | Урок изучениянового материала
 |  Участие в беседе. Заполнение таблицы |  
 |   Учащиеся должны знать:  -вклад великих ученых  в развитие наук о человеке;  -объяснять этапы становления наук о человеке  
 |  4.09 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  |  
 Тема 2 . Происхождение человека (Зч) | 
 | 
  | 3 |  Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличиеот них.
  
 |  1 час |  Комбиниурок |  Участие в беседе  Выполнение упр. 6 на с. 7 учебника  Беседа по таблице  Анализ содержания рисунков учебника | ФО ИРК ТКК | Учащиеся должны знать:-специфику строения
 организма человека,
 обусловленную
 прямохождением и
 трудовой деятельностью
 | 9.09 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 4 | Историческое прошлое людей |  1 час | Урок изучениянового материала
 |  Обсуждение вопроса 1 на с. 21 после § 4 Биологический диктант | ТМК |  Учащиеся должны знать: раскрывать усложнения человека в процессе его эволюции (ископаемого, древнейшего и древнего человека);  – раскрывать значение ископаемых, древнейших и древних форм человека, черты совершенствования человека, факторы его становления и образования рас; 
 | 11.09 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 5 | Расы человека |  1 час | Урок изучениянового материала
 | Участие в эвристической беседе | ФО ИРК |  Учащиеся должны знать: характерные расовые признаки.  –доказывать происхождение и единство рас человека;–распознавать на таблицах, рисунках расы человека, его исторические формы.
 
 | 16.09 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  Тема 3. Строение организма (4 ч.) 
 | 
 | 
  | 6 |  Строение и процессыжизнедеятельности организма
 человека.
  JI.p l. Распознавание на таблицахорганов и систем органов
 человека
 |  1 час | Комбинир. урок |  Л.p 1. Распознавание на таблицахорганов и систем органов человека
 | ФО ИРК ТКК |  Учащиеся должны знать:    -клеточное строение организма;–строение животной клетки;
 
 
 |  18.09 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  | 7 | Клеточное строение организма |  1 час | Урок изучениянового материала
 |  Беседа по демонстрационной таблице  
 | ТМК |   Учащиеся должны знать:    -клеточное строение организма;– строение животной клетки;
 – называть части и органоиды клеток организма человека,
  -распознавать на микропрепаратах части и органоиды клетки, видимые под световым микроскопом;  
 |  23.09 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  | 8 |  Ткани: эпителиальные,соединительная, мышечная,
 нервная
  Л.р.2 Изучение микроскопического строения тканей |  1 час | Комбинир. урок |  Л.р.2 Изучение микроскопического строения тканей | ФО ИРК |  Учащиеся должны знать:    -называть типы тканей,  -распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки, видимые под световым микроскопом; типы тканей  -уметь работать с микроскопом.  
 |  25.09 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  | 9 |  Рефлекторная регуляция
 
 |  1 час |  Комб. урок |  Тестирование - Общий обзорорганизма человека
 |  
 |  Учащиеся должны знать:    - строение и функции рефлекторной дуги, |  30.09 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  |  Тема 4. Опорно-двигательная система ( 8ч.) 
 | 
 | 
  | 10 |  Опора и движение. Строение ифункции опорно-двигательной
 системы.
 
 |  1 час |  Урок изуч. нов.  материала 
 | 
 | ФО ИРК ТКК |   Учащиеся должны знать:    -знать состав и свойства костей, значение опорно-двигательной системы,  – разъяснять процесс регуляции деятельности опорно-двигательной системы;  – характеризовать типы  соединений костей,  -находить на рисунках, таблицах, муляжах и показывать основные типы соединений костей  -работать с микроскопом и микропрепаратами;  
 | 2.10 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 11 |  Скелет человека. Осевой скелет. |  1 час | Урок изучениянового материала
 |  Обсуждение вопроса 3 на с. 49 после § 10 | ТМК |  Учащиеся должны знать:    – называть части опорно-двигательной системы (скелет), основные отделы скелета (кости);  – приводить примеры приспособленности скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности; |  7.10 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  | 12 |  Добавочный скелет. Л.р 3 Изучение внешнеговида отдельных костей
 |  1 час | Урок изучениянового материала
 |  Л.р 3 Изучение внешнеговида отдельных костей
 | ЛР 
 |  Учащиеся должны знать:    – показывать на себе, модели, скелете основные кости скелета;– доказывать родство млекопитающих животных и человека;
 |  9.10 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  | 13 |  Строение мышц. 
 |  1 час |  Комб. урок
 
 |  Заполнение таблицы | ФО ИРК ТКК |   Учащиеся должны знать:    -знать  основные типы мышц, их строение и функции.  – характеризовать типы мышц;  - называть и находить на  рисунках, муляжах и моделях отдельные мышцы тела |  14.10 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  | 14 |  Работа скелетных мышц и ихрегуляция
  Л.р. 4 Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц  
 |  1 час |  Интегрир. урок.
 
 |  Л.р. 4 Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц  
 | ЛР |  Учащиеся должны знать:    -влияние нагрузки и ритма на работу мышц, причины их утомления;  – характеризовать работу мышц;– характеризовать торможение как нервный процесс, координирующий движение.
 |  16.10 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  | 15 |  Осанка. Предупреждениеплоскостопия и искривления
 позвоночника. Признаки
 хорошей осанки.
 |  1 час | Урок изучениянового материала
 |  Обсуждение вопр. 1 и 2 на с. 75 после § 15 | ФО ИРК |   Учащиеся должны знать:    -знать влияние физического труда и спорта на формирование системы опоры и движения, роль двигательной активности в сохранении здоровья, меры, предупреждающие нарушение осанки, развитие плоскостопия;  – научиться соблюдать правильную осанку; предупреждать развитие плоскостопия;  -анализировать и оцениватьвоздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье. |  21.10 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  | 16 |  Профилактика травматизма.Приемы оказания первой
 помощи себе и окружающим при
 травмах опорно-двигательной
 системы.
 |  1 час |  комбинированныйурок
 |  Анализ содержания рисунка учебника . Поиск информации о приемах первой доврачебной помощи |  ИРК |  Учащиеся должны знать:    - знать о правилах первой помощи при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.  – оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах. |  23.10 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  | 17 |  Контрольная работа №1 «Опорно-двигательная система) |  1 час | Контрольный урок |  Разноуровневое тестирование |  КР |  Учащиеся должны знать:  -Применять на практике ранее изученный материал, владеть биологической терминологией. |  28.10 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  |  Тема 5. Внутренняя среда организма ( 3 ч.) 
 | 
 | 
  | 18 |  Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость . Значениепостоянства внутренней среды
 организма.
  Л.р 5 Изучение микроскопического строения крови(микропрепараты
 крови человека и лягушки) |  1 час |  Урок изучениянового материала
 |  Л.р 5 Изучение микроскопического строения крови(микропрепараты
 крови человека и лягушки) | ЛР |  Учащиеся должны знать:    – называть компоненты внутренней среды организма, форменные клеточные элементы крови; – раскрывать роль внутренней среды организма, ее компонентов, состав крови, функции ее форменных элементов; – раскрывать материал об относительном постоянстве внутренней среды, о различии и сходстве ее компонентов, о взаимосвязи строения клеток крови с выполняемыми функциями,
  -работать с микроскопом и микропрепаратами; | 30.10 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 19 |  Иммунитет. Иммунная системачеловека. Факторы, влияющие
 на иммунитет.
 |  1 час | Урок изучениянового материала
 |  Обсуждение вопросов 2, 3, 4, 5 после § 19 на с. 93 | ФО ИРК ТКК |   Учащиеся должны знать:    иммунитет, инфекционные заболевания; значение прививок и лечебных сывороток, о видах лейкоцитов, сущности процесса воспаления, фагоцитоза, защитных свойств крови;    - соблюдать правила личной и общественной гигиены, предупреждающие распространение СПИДа и других инфекционных заболеваний; 
 |  11.11 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  | 20 | Значение работЛ.Пастера и И.И.Мечникова в
 области иммунитета.
 Вакцинация.
 |  1 час | Урок изучениянового материала
 |  Поиск информации для участия в беседе по вопросам задания на с. 93 | ТМК |  Учащиеся должны знать:  -основы учения И.И. Мечникова о защитных свойствах крови;  -анализировать и оцениватьвоздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье. |  13.11 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
    | 21 | Транспорт веществ. |  1 час | Урок изучениянового материала
 |  Обсуждение вопросов на с. 102 перед § 20 | ФО ИРК ТКК |  Учащиеся должны знать:  -функции транспорта веществ 
 |  18.11 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  | 22 | Кровеносная система.Значение кровообращения.
 |  1 час |  Урок изучениянового материала
 |  Описание рисунка учебника | ТМК |  Учащиеся должны знать:  – называть органы кровообращения, сосуды, отделы сердца  – распознавать на таблицах, моделях, муляжах органы кровообращения;  
 |  20.11 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  |  23 
 | Сердце и кровеносныесосуды.
 |  1 час |  Урок изучениянового материала
 |  Обсуждение вопр. 1 и 2 нас. 114 после §22 | ФО ИРК |  Учащиеся должны знать:  - называть органы кровообращения, сосуды, отделы сердца влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу; |  25.11 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  | 24 |  Сердечно-сосудистыезаболевания, причины и
 предупреждение. Артериальное
 и венозное кровотечения.
 Л.р.6 Измерение кровяного давления
 
 |  1 час | Комбинированный урок |  Л.р.6 Измерение кровяного давления |  ФО  ЛР |   Учащиеся должны знать:  -раскрывать сущность; вредное влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу;  – уметь подсчитывать пульс, измерять артериальное давление знать основные типы кровотечений и правила первой помощи при них–  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: умения оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях.
 |  27.11 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  | 25 | Приемы оказания первойпомощи при кровотечениях.
 Л.р.7 Изучение приемов
 остановки капиллярного,
 артериального и венозного
 кровотечений
 |  1 час | Комбинированный урок |  Л.р.7 Изучение приемовостановки капиллярного,
 артериального и венозного
 кровотечений
 |  ЛР |  Учащиеся должны знать:    -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: умения оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях |  2.12 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  | 26 | Лимфатическая система. Значение лимфаобращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.  |  1 час |  Урок изучениянового материала
 |  Поиск информации для характеристики лимф. системы |  ИРК |  Учащиеся должны знать:  -взаимосвязь кровеносной и лимфатической системы  
 |  4.12 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  |  Тема 7. Дыхание (5ч.) | 
 | 
  | 27 |  Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Заболевания органовдыхания и их профилактика.
 Л.р 8.
  Подсчет ударов пульса в покое ипри физической нагрузке
 |  1 час |  Урок изучениянового материала
 |  Л.р8.  Подсчет ударов пульса в покое ипри физической нагрузке
 
 Поиск информации о строении и функциях голосовых связок | ФО ЛР |   Учащиеся должны знать:  -сущность процесса дыхания, его значением в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; знания о строении органов дыхания в связи с функциями, процессом образования голоса, членораздельной речи;  – характеризовать строение голосового аппарата человека, роль ротовой и носовой полостей в усилении звуков и формировании членораздельной речи.   -раскрыть меры профилактики заболевания голосовых связок. | 9.12 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 28 |  Легкие. Легочное и тканевое дыхание. |  1 час | Комб урок |  Описание содержания рисунков | ТМК |  Учащиеся должны знать:  -характеризовать изменение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха,  – раскрывать сущность понятий «дыхание», «жизненная емкость легких», процесса газообмена в легких и тканях;– обосновывать гигиенические правила дыхания, вредное воздействие курения на органы дыхания
 |  11.12 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  | 29 |  Механизм вдоха и выдоха.  Чистота атмосферного воздуха  как фактор здоровья. Л.р.9 Определение частоты дыхания |  1 час | Комбинированный |  Л.р.9 Определение частоты дыхания Описание содержания рисунков | ФО ИРК |  Учащиеся должны знать:  - знать механизм дыхательных движений,  - дыхательные рефлексы;  - способы регуляции дыхания;  -изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов 
 |  16.12 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  | 30 |  Предупреждениераспространения инфекционных
 заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы
 оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
 |  1 час | Комбинированный |  Отбор информации для составления таблицы |  ИРК  ТКК |   Учащиеся должны знать:  -показания к искусственному дыханию, последовательность восстановления дыхания и сердечной деятельности (искусственное дыхание);  - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  предупреждения заболеваний органов дыхания;  -уметь оказывать первую помощь при остановке дыхания, простудных и других заболеваниях |  18.12 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  | 31 |  Контрольная работа №2«Дыхание»
 |  1 час | Контр урок |  Разноуровневое тестирование |  КР |  Учащиеся должны знать:  -распознавать и описывать: органы дыхания человека;   -сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;  -анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье. |  23.12 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  |  Тема 8. Пищеварение (6ч.) | 
 | 
  | 32 |  Питание. ИсследованияИ.П. Павлова в области
 пищеварения. Пища как биологическая основа жизни.
 
 
 |  1 час | Урок изучениянового материала
 |  Обсуждение вопр. 2 после § 30 | ФО ИРК ТКК |  Учащиеся должны знать:  -сущность биологических процессов: питание и пищеварение,  -распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;  -характеризовать процессы пищеварения, объяснять роль желез и ферментов в процессах пищеварения. |  25.12 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  | 33 |  Пищевые продукты ипитательные вещества: белки,
 жиры, углеводы, минеральные
 вещества, вода, витамины..
 |  1 час |  Урок изучениянового материала
 |  Обсуждение вопр. 3 и вопр. 4 после § 30 | ТМК |   Учащиеся должны знать:   -изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов |  
 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  |  34 
 |  Пищеварение. Строение ифункции пищеварительной
 системы
 |  1 час | Комб урок |  Обсуждение вопр. 1 на с. 174 | ФО ИРК |  Учащиеся должны знать:  - основы пищеварения в ротовой полости, желудке и кишечнике |  
 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  | 35 |  Пищеварительные железы. Рольферментов в пищеварении.
 |  1 час |  Урок изучениянового материала
 |  Поиск информации о расположении пищеварительных желез | ФО ИРК ТКК |  Учащиеся должны знать:  -характеризовать процессы пищеварения, объяснять роль желез и ферментов в процессах пищеварения. |  
 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  | 36 |  Л.р 10. Изучение действияжелудочного сока на белки,
 действия слюны на крахмал
 |  1 час | Комб урок |  Л.р 10. Изучение действияжелудочного сока на белки,
 действия слюны на крахмал
 | ЛР ТМК |  Учащиеся должны знать:  -характеризовать процессы пищеварения, объяснять роль ферментов в процессах пищеварения. |  
 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  | 37 |  Профилактика пищевыхотравлений, кишечных
 инфекций, гепатита.
 
 
 |  1 час |  Урок изучениянового материала
 |  Тестирование – Пищеварение  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 | ФО ИРК |   Учащиеся должны знать:  -знать правила гигиены питания, меры предупреждения желудочно-кишечных заболеваний;  -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений и предупреждения желудочно-кишечных заболеваний |  
 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  |  Тема 9. Обмен веществ и энергии (4ч.)  
 | 
 | 
  | 38 |  Обмен веществ и превращенияэнергии как необходимое
 условие жизнедеятельности
 организма. Пластический и
 энергетический обмен. Обмен и
 роль белков, углеводов, жиров.
 Водно-солевой обмен.
 |  1 час |  Урок изучениянового материала
 |  Обсуждение вопр. 3, 4, 5 на с. 187 после § 36 | ФО ИРК ТКК |  Учащиеся должны знать:--понятия об обмене веществ и энергии  -две стороны обмена веществ:  пластический и энергетический обмен.  -доказывать, что пластический и энергетический обмен - единство противоположностей. |  
 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  |  39 
 |  Витамины, их роль ворганизме, содержание в пище.
 Суточная потребность организма
 в витаминах. Проявления
 авитаминозов и меры их предупреждения.
 |  1 час | Итегрир урок | Обсуждение вопр. 1 на с. 192 после § 37 | ТМК |  Учащиеся должны знать:--представления о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания;  -объяснять роль витаминов в организме  - уметь применять полученные знания |  
 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  | 40 | Л.Р. 11. Измерение массы и роста своего организма |  1 час | Комб урок |  Л.Р. 11. Измерение массы и роста своего организма | ФО ЛР |  Учащиеся должны знать:  -Определение оптимального веса по формуле Брока.  -Определить принадлежности себя к одному из типов телосложения: нормостеник, гиперстеник, астеник. - Рассчитать при помощи программы идеальную массу тела для собственного роста. |  
 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  | 41 | Л.р. 12 Определение норм
 рационального питания
 
 
 |  1 час | Комб урок |  Л.р. 12   Определение норм
 рационального питания
 Тестирование - Обмен веществ и
 энергия
 |  ЛР  ТКК |  Учащиеся должны знать:  -объяснять энерготраты человека и пищевой рацион. Энергетическау ёмкость пищи  - Обосновывать нормы и режим питания.  -составлять пищевой рацион в зависимости от энерготраты.  
 |  
 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  |  Тема 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение ( 5ч.) 
 | 
 | 
  | 42 |  Покровы тела. |  1 час | Комб урок | Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника | ФО ИРК ТКК |  Учащиеся должны знать:  -знать функции и строение кожи,   – устанавливать взаимосвязь строения и функции производных кожи;  -работать с лупой. | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 43 | Уход за кожей, волосами,ногтями. Приемы оказания
 первой помощи себе и
 окружающим при травмах,
 ожогах, обморожениях и их
 профилактика.
 
 
 |  1 час | Комб урок |  Тестирование – Кожа | ТМК |  Учащиеся должны знать:  -значение закаливания организма, гигиенические требования к коже, одежде и обуви;  - применять меры, предупреждающие перегревание и переохлаждение организма, первой помощи при поражениях кожи и нарушениях терморегуляции |  
 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  | 44 |  Терморегуляция. Закаливание. |  1 час | Комб урок |  Заполнение таблицы на с. 213 учебника | ФО ИРК |  Учащиеся должны знать:  относительное постоянство температуры тела человека  –разъяснять механизмы терморегуляции и закаливания |  
 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  | 45 |  Выделение. Мочеполоваясистема. Мочеполовые
 инфекции, меры их
 предупреждения для сохранения
 здоровья.
 |  1 час | Ком урок |  Заполнение таблицы |  ИРК |  Учащиеся должны знать:  – раскрывать роль выделения продуктов обмена веществ из организма; особенности строения выделительной системы, показывать локализацию органов выделения; -– рассказывать о микроскопическом строении почки, двойной фильтрации крови в почечных канальцах, образовании в них мочи. |  
 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  | 46 |  Контрольная работа №3 Пищеварение», «Обмен веществи энергии» «Покровы тела.
 Терморегуляция. Выделение»
 |  1 час | Контр урок |  Разноуровневое тестирование |  КР |  Учащиеся должны знать: -Применять на практике ранее изученный материал, владеть биологической терминологией |  
 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  |  Тема 11. Нервная система ( 4ч.) 
 | 
 | 
  | 47 |  Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Отделынервной системы: центральный и
 периферический.
 |  1 час |  Урок изучениянового материала
 | Составление опорной схемы по ходу беседы. | ФО ИРК ТКК |   Учащиеся должны знать:  -разъяснять роль нервной системы в регуляции функций организма человека, осуществлении согласованной деятельности органов, связи организма с окружающей средой  – сравнивать строение нервной системы человека и животных. | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  48 
 | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Спинной мозг,строение и функции
 |  1 час |  Урок изучениянового материала
 |  Описание рисунка учебника | ТМК |   Учащиеся должны знать:  -строение и функции нейрона, рефлекторной дуги, спинного мозга  –разъяснять рефлекторный принцип работы нервной системы, механизм нервной регуляции |  
 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  | 49 |  Головной мозг, строение ифункции.
 Л.р. 12. Изучение строения головного мозга человека(по муляжам)
 |  1 час |  Комбинированныйурок
 |  Л.р. 12. Изучение строения головного мозга человека(по муляжам)
 Описание рисунка учебника | ФО ЛР |  Учащиеся должны знать:  -проводить самонаблюдения  – разъяснять роль отделов головного мозга; механизм взаимосвязи спинного и головного мозга, соподчинение их функций.  -– разъяснять роль коры больших полушарий, отделов мозга;  -проводить самонаблюдения. |  
 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  | 50 |  Соматическая и вегетативнаянервная система. Нарушения
 деятельности нервной системы и
 их предупреждение.
 |  1 час |  Комбинированныйурок
 |  Составление схемы |  ТКК |  Учащиеся должны знать:  -понимать и объяснять отличие вегетативной нервной системы от соматической; |  
 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  |  Тема 12. Анализаторы. Органы чувств (5ч).  
 | 
 | 
  |  51 
 |  Анализаторы. Зрительный анализатор  
 |  1 час |  Урок изучениянового материала
 
 | Анализ -текста учебника | ФО ИРК ТКК |  Учащиеся должны знать:  -органы чувств человека,  – находить  на рисунках, таблицах, моделях части анализатора   -объяснять значение анализаторов.  | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 52 |  Л.р. 13. Изучение измененияразмера зрачка
 |  1 час | Комбинированныйурок
 | Л.р. 13. Изучение измененияразмера зрачка
 | ЛР |  Учащиеся должны знать: -причины изменения диаметра зрачка | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 53 |  Строение и функции органа слуха. |  1 час | Комбинированныйурок
 |  Описание содержания рисунка | ФО ИРК |  Учащиеся должны знать:  -части слухового анализатора и органа равновесия;  -нарушения в деятельности анализаторов слуха и равновесия.– гигиену органов слуха и равновесия
  – находить их на рисунках, таблицах, моделях части органов слуха и равновесия;  - объяснять передачу звуковых колебаний, их восприятие и анализ  -соблюдать гигиену слуха и равновесия. 
 |  
 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  |  54 
 |  Нарушения зрения ислуха, их профилактика..
 |  1 час |  Урок изучениянового материала
 
 |  Заполнение таблицы |  ИРК |  Учащиеся должны знать:  -причины возникновения близорукости и дальнозоркости;  -причины возникновения тугоухости |  
 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  | 55 |  Органы чувств, их роль вжизни человека
 |  1 час |  Урок изучениянового материала
 
 |  Анализ текста |  ТКК |  Учащиеся должны знать:  – части органов кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса.  - роль органов обоняния, вкуса в жизни человека;  –  соблюдать гигиену органов обоняния и вкуса, осязания (кожи)  
  
  
 |  
 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  |  Тема 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6 ч.) 
 | 
 | 
  | 56 |  Психология и поведениечеловека. Высшая нервная
 деятельность. Исследования
 И.М.Сеченова, И.П.Павлова,
 А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в
 создании учения о высшей
 нервной деятельности
 |  1 час | Урок изучениянового материала
 | Выполнение задания '. № 1 и № 2 на с. 273 после § 53 | ФО ИРК ТКК |  Учащиеся должны знать: -раскрывать особенности высшей нервной деятельности человека, поведения, их значение в восприятии окружающей среды, ориентации в ней;- Характеризовать рефлекторную теорию поведения
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 57 |  Безусловные и условныерефлексы, их биологическое
 значение.
 |  1 час | Лекция | Поиск информации на основе анализа содержания рисунка | ТМК |  Учащиеся должны знать:  -роль торможения условных рефлексов;  - вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; - биологическую терминологию и символику
  – характеризовать роль безусловных рефлексов в развитии врожденного поведения, значение безусловных и условных рефлексов и их сущность; 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 58 |  Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование.Значение сна.
 |  1 час | Лекция |  Осуждение вопр. 4 на с. 118 после § 28 учебника «Экология человека» | ФО ИРК |  Учащиеся должны знать:  -знать сущность и значение снов и сновидений;  - доказывать значение профилактики утомления, активного отдыха, сна; вредное влияние алкоголя, никотина и других наркотических средств на нервную систему;  - выполнять правила гигиены сна, предупреждающие его нарушение 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 59 |  Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельностьмозга. Сознание человека.
 Память, эмоции, речь,
 мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.
  
 |  1 час | Урок изучениянового материала
 |  Обсуждение вопр. 1 на с. 287 после § 56 | ФО ИРК ТКК |  Учащиеся должны знать:  -психическую деятельность человека как функцию мозга;  - характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека. 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 60 |  Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенностиличности: способности,
 темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в
 развитии психики и поведения
 человека.
 |  1 час | Урок изучениянового материала
 |  Обсуждение вопр. 8, 9 на с. 293 после § 57 | ТМК |   Учащиеся должны знать:  -вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; понятия: характер, личность, темперамент  - характеризовать и определять различные типы темперамента.  - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 61 |  Контрольная работа №4 «Органы чувств», «Высшаянервная деятельность. » |  1 час | Контроль знаний |  Разноуровневое тестирование | КР |  Учащиеся должны знать:  -применять на практике ранее изученный материал, владеть биологической терминологией. |  
 |  
 |  
 |  
 | 
 | 
  |  Тема 14. Эндокринная система (2 ч.). 
 | 
 | 
  | 62 |  Эндокринная система. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. |  1 час | Урок изучения нов мат | 
 | ФО ИРК ТКК |  Учащиеся должны знать:  - органы эндокринной системы 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 63 | Железы внешней и внутреннейсекреции, их строение и
 функции. Гормоны. Регуляция
 деятельности желез.
 
 
 |  1 час | Комб урок |  Тестирование - Железывнутренней секреции
 | ТМК |  Учащиеся должны знать:  -определять расположение некоторых эндокринных желёз в соответствующих областях тела;  -определение желез внешней, внутренней и смешанной секреции;  роль гормонов, последствия их недостатка или избытка в организме. |  
 |  
 |  
 |  
 | 
 |