Пояснительная записка 
 
 
     | Автор материала (ФИО) * 
 | Карахан Татьяна Михайловна | 
  | Должность (с указанием преподаваемого предмета) * | Учитель биологии | 
  | Образовательное учреждение   
 | МОУ СОШ № 83 Центрального района г. Волгограда | 
  | Название материала * 
 | Программа дополнительного образования  «Живой организм» 
 | 
  | Класс (возраст) * 
 | 5-6 класс (11-12 лет) | 
  | Учебный предмет * 
 | Биология | 
  | Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс | УМК:    Введенский Э.Л., Плешаков А.А. « Введение в биологию. 5 класс». – Москва: Русское слово, 2013.Исаева Т.А., Романова Н.И «.Биология. 6 класс». – Москва: Русское слово. Линия «Ракурс», 2014 
 | 
  | Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) * 
 | Текстовый документ | 
  | Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.) * 
 |  «не требуется».  | 
  | Цели, Задачи материала * 
 |  Цель:  повышение экологической грамотности учащихся;вооружение навыками бережного использования природных ресурсов; формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе. 
 Задачи:  Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.Изучение природы родного края.Развитие познавательного интереса учащихся к природеВоспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде. 
 | 
  | Краткое описание работы с ресурсом  (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора). * |  Отличительные особенности данной образовательной программы:   знание экологических законов развития природы и системы «человек – общество – природа» есть необходимое условие для формирования экологической культуры и практической реализации модели устойчивого развития системы «общество – природа».  
  Возраст обучающихся, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы:  программа объединения «Живой организм» предназначена для группы обучающихся в возрасте 11-12 лет.  
  Срок реализации дополнительной образовательной программы 1 год.   
  Формы и режим занятий:  1 час в неделютеоретические и практические занятия  продолжительность одного занятия – 45 мин., перерыв – 15 мин. программа выстроена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей среднего школьного возраста количество детей – 15 человек  
  Ожидаемые результаты  
  Личностные результаты:  Метапредметные результаты:    Регулятивные УУД:   Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.  Познавательные УУД:   Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.   Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.  Коммуникативные УУД:   Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.   Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.    
  Способы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:   составление рефератов и сообщений по интересующим темам, представление их аудитории. проведение конференций, семинаров тестирование составление буклетов, газет 
 | 
  | Список использованной литературы. Ссылки на Интернет - источники * 
 | Введенский Э.Л., Плешаков А.А. « Введение в биологию. 5 класс». – Москва: Русское слово, 2013. Исаева Т.А., Романова Н.И «.Биология. 6 класс». – Москва: Русское слово. Линия «Ракурс», 2014 Методические рекомендации по проведению лабораторных работ к учебнику Т.А.Исаевой, Н.И.Романовой Биология 5 класс. – Москва: Русское слово, 2013 г. 
 Методические рекомендации по проведению лабораторных работ к учебнику Т.А.Исаевой, Н.И.Романовой Биология 6 класс. – Москва: Русское слово, 2013 г. 
 
 | 
  | Ранее данный материал был опубликован в интернете (адрес публикации материала) * | Материал ранее не публиковался | 
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  «Живой организм»
  
 
  Программа дополнительного образования детей 11-12 лет
  Срок реализации – 1 год
  
 
  Пояснительная записка
  
 
  Программа эколого-биологического объединения «Живой организм» составлена на основе рабочей программы «Биология» линия «Ракурс» для изучения биологии на базовом уровне при организации внеклассной и внешкольной работы по биологии. Авторы-составители: С.Н.Новикова, Н.И.Романова. Москва, «Русское слово», 2013 год.
  
 
  Направленность данной дополнительной образовательной программы:
  эколого-биологическая.
  
 
  Новизна программы состоит в том, что  «Живой организм» позволяет не только расширить и систематизировать знания обучающихся о живом организме как открытой биологической системе, но и реализовать комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации. Формирование представлений о целостности живых организмов и особенностях их функционирования основывается на знаниях, полученных обучающимися при изучении биологии в 5-9 классах.
  
 
  Актуальность программы дополнительного образования «Живой организм» связана с решением вопроса об эколого-биологическом просвещении.
  
 
  Цель:
  -  расширение знаний; 
-  повышение экологической грамотности учащихся; 
-  вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов;  
-  формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе. 
 
 
  Задачи:
  -  Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность 
-  по изучению и охране окружающей среды. 
-  Изучение природы родного края. 
-  Развитие познавательного интереса учащихся к природе 
-  Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде. 
 
 
  Отличительные особенности данной образовательной программы:  
  знание экологических законов развития природы и системы «человек – общество – природа» есть необходимое условие для формирования экологической культуры и практической реализации модели устойчивого развития системы «общество – природа».
  
 
  Возраст обучающихся, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы:
  программа объединения «Живой организм» предназначена для группы обучающихся в возрасте 11-12 лет.
  
 
  Срок реализации дополнительной образовательной программы 1 год. 
  
 
  Формы и режим занятий:
  -  1 час в неделю 
-  теоретические и практические занятия  
-  продолжительность одного занятия – 45 мин., перерыв – 15 мин. 
-  программа выстроена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей  
-  детей среднего школьного возраста 
-  количество детей – 15 человек 
 
 
  Ожидаемые результаты
  
 
  Личностные результаты:
   Метапредметные результаты:  
  Регулятивные УУД:
  -  Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. 
-  Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. 
-  Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. 
-  В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. 
 Познавательные УУД:
  -  Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. 
-  Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. 
-  Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). 
-  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. 
-  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. 
-  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.   
-  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. 
 Коммуникативные УУД:
  -  Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 
-  Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. 
-  Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. 
-  Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.   
-  Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 
-  Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.   
 
 
  Способы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
  -  составление рефератов и сообщений по интересующим темам, представление их аудитории. 
-  проведение конференций, семинаров 
-  тестирование 
-  составление буклетов, газет 
 
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  План программы «Живой организм»
       | Раздел | Тема | Теоретическая часть | Практическая часть | 
  | Введение (2 часа)) 
 | 1. Живой организм как открытая биологическая система. | 1 час | 
 | 
  | 2. Науки о природе. Методы изучения природы | 1 час | 
 | 
  | Раздел 1. Мир биологии (4 часа) | 3. Живые царства. Бактерии | 1 час | 
 | 
  | 4.. Живые царства. Грибы | 1 час | 
 | 
  | 5. Живые царства. Растения. | 1 час | 
 | 
  | 6. Живые царства. Животные | 1 час | 
 | 
  | Раздел 2. Клетка (1 час) | 7..Клетка как структурно-функциональная единица всего живого | 1 час | 
 | 
  | Раздел 3. Ткани (3 часа) |  8. Растительные ткани 9. Практическая работа «Строение кожицы листа» 10. Ткани животных | 1 час | 
 | 
  | 
 | 1 час | 
  | 1 час | 
 | 
  | Раздел 4. Органы (7 часов) | 11 Органы растений | 1 час | 
 | 
  |  12. Практическая работа «Строение стержневой и мочковатой системы», «Строение корневых волосков и корневого чехлика» 
 | 
 | 1 час 
 | 
  |  13. Практическая работа «Микроскопическое строение стебля», «Строение  луковицы, клубня» | 
 | 1 час | 
  | 14. Лабораторная работа «Строение почек, расположение их на стебле» | 
 | 1 час | 
  | 15. Лабораторная работа «Простые и сложные листья» | 
 | 1 час | 
  | 16. Лабораторная работа «Строение семян двудольных и однодольных растений» | 
 | 1 час | 
  | 17. Органы животных | 1 час | 
 | 
  | Раздел 5.   Организм как единое целое    (1 час) | 18.Организм высших растений. Организм животных. 
 | 1 час | 
 | 
  | Раздел 6.   Организм и среда обитания (13 часов) | 19.  Водные обитатели | 1 час | 
 | 
  | 20.  Наземно-воздушная среда обитания | 1 час | 
 | 
  | 21.  Почвенная среда обитания | 1 час | 
 | 
  | 22.  Организменная среда обитания. | 1 час | 
 | 
  | 23.  Экологические факторы | 
 | 1 час | 
  | 24.Экологическиефакторы: биотические и антропогенные | 1 час | 
 | 
  | 25  Природные сообщества | 
 | 1 час | 
  | 26. Жизнь в Мировом океане | 
 | 1 час | 
  | 27. Путешествие по материкам | 1 час  | 
 | 
  | 28.  Биология и практика | 
 | 1 час | 
  | 29.  Биологи защищают природу | 1 час | 
 | 
  | 30.  Биология и здоровье | 
 | 1 час | 
  | 31.  Живые организмы и наша безопасность | 
 | 1 час | 
  | Заключение (6 часов) |  32-35. .Проектная деятельность   36-37. Конференция «Живой организм» | 6 час | 
 | 
  | Итого |  37 часов | 25 час | 12 часов | 
 
  
 
  Тематическое планирование программы «Живой организм»
         |  Раздел | Тема | Содержание | Характеристика деятельности обучающихся |  Дата | 
  | План | Факт | 
  | Введение2 часа | 1. Живой организм как открытая биологическая система 
 | Живой организм. Признаки жизни. Жизнь | Характеризовать признаки жизни, особенности живого организма | 
 | 
 | 
  | 2. Науки о природе. Методы изучения природы | Формирование представлений о естественных науках, процессах объектах и явлениях, изучением которых они занимаются | Познавательный  интерес к естественным наукам; Знание объектов изучения естественных наук | 
 | 
 | 
  |  Раздел 1.  Мир биологии 4 часа | 3. Живые царства. Бактерии 
 | Бактерии – безъядерные одноклеточные организмы | Умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую | 
 | 
 | 
  | 4. Живые царства. Грибы 
 | Грибы. Грибница (мицелий), гифы, плодовое тело. Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые), дрожжевые грибы, грибы-паразиты | Выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. | 
 | 
 | 
  |  5. Живые царства. Растения. 
 |  Растения. Хлорофилл. Органы растений: корни, стебли, листья, цветки, плоды и смена  Отделы: Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные, Цветковые  |  Выделение существенных особенностей  Представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения. | 
 | 
 | 
  | 6. Живые царства. Животные | Животные. Простейшие стейшие (одно- клеточные) жи- вотные. Многоклеточные животные. Типы: Кишечнополо-стные, Иглокожие, Кольчатые черви, Моллюски, Чле нистоногие, Хордовые | Выделение су- щественных особенностей представителей царства Живот- ные. Знание ос- новных систе- матических единиц царства Животные | 
 | 
 | 
  | Раздел 2. Клетка.  1 час | 7. Клетка как структурная и функциональная единица живого | Клетка как структурно- функциональная единица всего живого. Строение клеток  .Ссс Строение клеток. Разн Разнообразие клет клеток.  Клетки растений и животных  Кле | Давать характеристику клетки Сравнивать строение клеток растений и животных Называть особенности строения клеток растений и животных. | 
 | 
 | 
  | Раздел 3. Ткани. 3 часа | 8. Растительные ткани | Разнообразие растений – результат эволюции. Классификация тканей. Виды тканей: покровная, основная, выделительная. | Давать определение тканей. Различать виды тканей. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. | 
 | 
 | 
  | 9. Практическая работа «Строение кожицы листа» 
 | Стебель. Его внутреннее и внешнее строение. Рост стебля в толщину | Использовать теоретические знания для проведения практической работы. | 
 | 
 | 
  | 10. Ткани животных | Классификация тканей. Виды тканей: эпителиальные, мышечные,соединительные | Называть ткани животных, классифицировать ткани. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. | 
 | 
 | 
  | Раздел 4. Органы. 7 часов | 11. Органы растений | Корень и побег. Стебель, лист, почки. | Называть органы растений.  Определять их функции. Устанавливать взаимосвязь  
 | 
 | 
 | 
  | 12. Практическая работа «Строение стержневой и мочковатой системы», «Строение корневых волосков и корневого чехлика» | Классификация корней, виды корневых систем. Функции корня и его частей. | Использовать теоретические знания для проведения практической работы. | 
 | 
 | 
  | 13. Практическая работа «Микроскопическое строение стебля», «Строение луковицы, клубня» | Стебель. Его внутреннее и внешнее строение. Рост стебля в толщину | Использовать теоретические знания для проведения практической работы. | 
 | 
 | 
  | 14. Лабораторная работа «Строение почек, расположение их на стебле» | Строение почек, виды почек | Использовать теоретические знания для проведения практической работы. | 
 | 
 | 
  | 15. Лабораторная работа «Простые и сложные листья» | Классификация листьев по строению, внутреннее строение листьев. | Использовать теоретические знания для проведения практической работы. | 
 | 
 | 
  | 16. Лабораторная работа «Строение семян двудольных и однодольных растений» | .строение семян | Использовать теоретические знания для проведения практической работы. | 
 | 
 | 
  | 17. Органы животных | Органы брюшной и грудной полости. | Называть органы грудной и брюшной полости.  Устанавливать взаимосвязь строения и функций органов. | 
 | 
 | 
  |  Раздел 5. Организм как единое целое  (1 час) 
 | 18. Организм высших растений. Организм животных. 
 | Организм как единое целое. Взаимосвязь органов и систем органов. | Характеризовать организм как единое целое. Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями организма как единого целого. | 
 | 
 | 
  |  Раздел 6.   Организм и среда обитания (13 часов) | 19.  Водные обитатели |  Компоненты  природы. Водная среда обитания | Знание компонентов природы. Представление о многообразии  обитателей водной среды. Выявление при-  способлений организмов к обитанию в водной среде. 
 | 
 | 
 | 
  | 20.  Наземно-воздушная среда обитания | Наземно-воздушная среда обитания | Представление о многообразии обитателей наземно-воздушной среды и разнообразии приспособлений | 
 | 
 | 
  | 21 Почвенная среда обитания | Почвенная среда обитания |  Представление  о многообразии  обитателей почвенной среды. Выявление приспособлений организмов к очвенной среде обитания | 
 | 
 | 
  | 22. Организменная среда обитания. |  Организменная  среда обитания.  Хозяин, паразит, симбионт | Выявление приспособлений организмов  к организменной среде обитания. Знание  причин примитивности паразитов и их отличий от симбионтов.  Знание основных правил,позволяющих  избежать заражения паразитами. 
 | 
 | 
 | 
  | 23.  Экологические факторы |  Экологические  факторы. Абио-  тические факторы: температура, влажность, свет |  Знание классификации экологических  факторов. Понимание значимости каждого  абиотического  фактора для живых организмов | 
 | 
 | 
  | 24 Экологические факторы: биотические и антропогенные |  Биотические  факторы среды:  положительные  (симбиоз), отрицательные (хищничество)  паразитизм,  конкуренция) 
 |  Знание различных форм взаимоотношений между живыми организмами в  природе. Умение приводить  примеры форм взаимоотношений организмов. Различение отрицательных и положительных результатов  влияния деятельности человека на природу. Знание правил поведе-  ния в природе и мер по ее охране | 
 | 
 | 
  | 25.  Природные сообщества |  Природные сообщества (естественные, искусственные).  Пищевые цепи,  пищевые сети.  Круговорот ве- ществ в природе. | Представление о многообразии природ-  ных сообществ как следствие разнообразия  природных условий на поверхности планеты.  Понимание  важности пищевых связей для осуществления круго- ворота веществ. | 
 | 
 | 
  | 26. Жизнь в Мировом океане |  Мировой океан.  Обитатели  поверх ностных  вод (планктон),  обитатели толщи  воды, обитатели морских глубин | Осознание роли Мирового океана на планете. Понимание рациональности  приспособлений обитателей океана к разным условиям | 
 | 
 | 
  | 27. Путешествие по материкам |  Материки: Африка, Евразия, Северная и Южная  Америка,  Австралия, Антарктида.  Природные  условия.  Растительный и животный мир | Познавательный интерес к предметам естественно-научного цикла.  Представление о многообразии растительного и живот-  ного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различны природным условиям на разных материках | 
 | 
 | 
  | 28. Биология и практика |  Биологическая  защита урожая,  породы животных, сорта растений, лекарственные растения |  Понимание необходимости биологических знаний  для хозяйственной  деятельности человека | 
 | 
 | 
  | 29. Биологи защищают природу |  Охрана природы.  Виды (исчезаю-  щие, редкие). Охраняемые  территории (заповедники, заказники, национальные парки) |  Осознание степени негативного влияния человека на природу и  необходимости ее охраны.  Принятие правил поведения в живой природе | 
 | 
 | 
  | 30.  Биология и здоровье |  Здоровый образ жизни.  Вредные привычки.   Первая доврачебная помощь  пострадавшему 
 | Принятие правил здорового образа жизни.  Понимание необходимости оказания экстренной  Доврачебной помощи пострадавшим при  кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях | 
 | 
 | 
  | 31.  Живые организмы и наша безопасность 
 | Ядовитые растения и грибы, опасные животные | Представление о существовании живых организмов, опасных для здоровья и жизни человека. Понимание необходимости оказания экстренной первой помощи при отравлениях ядовитыми растениями и грибами, при укусах ядовитых  животных | 
 | 
 | 
  | Заключе-ние  (6 час) | 32-35. Проектная деятельность 36-37. Конференция «Живой организм» | Обобщение знаний. | Анализировать, систематизировать, применять полученные знания в своей жизни | 
 
 | 
 | 
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Содержание программы
   Общее количество часов — 37
   Введение (2 ч) Живой организм как открытая биологическая система.
   Раздел 1. Клетка (2 ч)
  Химический состав клетки. Клетка как структурно- функциональная единица всего живого. Прокариотические и эукариотические клетки. Строение, сходство и различия. Разнообразие клеток. Клетки растений, грибов и животных. Сходство и различия. Неклеточные формы жизни.
  Демонстрация схем и таблиц:
  -  многообразие клеток; 
-  строение эукариотической клетки; 
-  строение животной клетки; 
-  строение растительной клетки; 
-  строение прокариотической клетки. 
 
 
  Раздел 2. Ткани (3 ч)
  Ткань как совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих сходное строение и выполняющих общую функцию.
  Растительные ткани
  Разнообразие растений — результат длительной эволюции, сопровождающейся переходом к наземным условиям существования. Дифференцировка клеток, формирование тканей.
  Классификация тканей по основной выполняемой функции. Строение и расположение.
  
 
  Лабораторные и практические работы
  
   1. Строение основной и проводящей ткани листа.
   2. Строение кожицы листа
  Ткани животных
  Одноклеточные и многоклеточные животные.  
  Дифференцировка клеток в многоклеточном организме. Образование тканей.  
  
 
   Демонстрация образцов эпителиальной и соединительной ткани под микроскопом.
  Раздел 3. Органы (7 ч)
  Орган — обособленная часть организма, имеющая определенную форму, строение.  
  Органы растений
  Корень. Классификация корней: по происхождению (главный, придаточные, боковые),
  Корневые системы: стержневая и мочковатая.
  Функции корня и его частей.  
  Видоизменения корней.
  Побег — стебель с расположенными на нем листьями и почками.  
  Почка (зачаточный побег): строение, расположение, классификация.
  Стебель: строение, рост. Функции стебля
  Лист — боковой орган побега. Функции листа. Внешнее строение листа: листовая пластинка,
  черешок, основание, прилистники. Разнообразие листьев. Листорасположение.
  Жилкование листа: сетчатое, параллельное, дуговое. Клеточное строение листа.
  Видоизменения листьев.
  Цветок. Видоизмененный укороченный побег. Функции и строение цветка.  
  Соцветия: простые и сложные.
  Плод. Плоды простые и сложные.  
  Семя. Специализированный орган. Строение семян
  Лабораторные и практические работы
  -  Строение корневых волосков и корневого чехлика 
-  Строение стержневой и мочковатой корневых систем. 
-  Микроскопическое строение стебля. 
-  Строение луковицы, клубня. 
-  Строение почек, расположение их на стебле. 
-  Простые и сложные листья. 
-  Строение семян двудольных и однодольных растений. 
 
 
  Органы животных
   Внутренние органы: органы пищеварительной, дыхательной, выделительной и половой систем.  
  
 
   Демонстрация схем систем органов человека или других млекопитающих.
  Раздел 4. Организм как единое целое (1 ч)
   Организм высших растений. Целостный организм высших растений  
   Жизненные формы растений:  
  дерево, кустарники, кустарнички и травы. Однолетние, двулетние, многолетние.
   Организм животных. Взаимодействие всех органов и систем — обеспечение целостности  
  организма.  
  Раздел 5. Жизнедеятельность организма (17 ч)
   Опора и движение
  Значение опорных систем в жизни организмов.
   Растения. Опорные системы растений.  
   Животные. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет
  Дыхание
  Значение дыхания. Роль кислорода в расщеплении органических веществ и освобождении  
  энергии.  
  Растения. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений.  
  Животные. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.  
  
 
  Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней,
  обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
  Транспорт веществ
  Перенос веществ в организме, его значение.
  Растения. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений,  
  
 
  Лабораторные и практические работы
   Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю.
  Питание и пищеварение.
  Питание как процесс получения организмами веществ и энергии
  Растения. Особенности питания растений. Почвенное питание.  
  Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза.
  Животные. Особенности питания животных. Травоядные и плотоядные животные. Хищники,  
  симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение.
  
 
  Выделение.
  Выделение как процесс выведения из организма конечных и промежуточных продуктов метаболизма, чужеродных и избыточных веществ. Значение процесса выделения для обеспечения оптимального состава внутренней среды организма и его нормальной жизнедеятельности.
  Растения. Выделение у растений. Значение листопада в жизни растений.
  Животные. Выделение у животных. Роль легких, желудочно-кишечного тракта, кожи, слизистых оболочек в осуществлении функции выделения.
  Демонстрация:
   
 
  Сущность и значение обмена веществ и энергии как одного из наиболее существенных свойств живого.
  Растения. Обмен веществ у растительных организмов.
  Животные. Обмен веществ у животных организмов.
  
 
  Размножение
  
 
  Биологическое значение размножения. Виды размножения.
  Растения. Бесполое размножение растений: спорообразование; вегетативное размножение..
   Половое размножение высших споровых и семенных растений. Размножение покрытосеменных растений. Цветок как орган полового размножения. Опыление, двойное оплодотворение. Образование семян и плодов.
  Животные. Бесполое размножение животных: деление, почкование. Особенности полового размножения животных.  
  
 
  Демонстрация способов размножения растений.
   Лабораторные и практические работы
   Рост и развитие
  Растения. Распространение плодов и семян. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков.  
  Животные. Прямой и непрямой типы постэмбрионального развития. Яйцекладное и внутриутробное прямое развитие.  
   Лабораторные и практические работы
   Регуляция процессов жизнедеятельности
  Связь организмов с внешней средой. Поддержание гомеостаза и приспособление к  
  изменениям окружающей среды.
  Растения. Ростовые вещества растений. Животные. Раздражимость как
   способность организмов отвечать на воздействия окружающей среды. Нервная система.
  Железы внутренней секреции.
   Демонстрация:
   
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
    |  
 
  Учебно-методические средства обучения  образовательному стандарту. Москва, «Русское слово», 2013 год.  БиличГ. Л., Крыжановский В. А. Биология: Полный курс. Т. 1-3. М.: Оникс 21 век, 2002.Биология. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.КемпП., Арме К. Введение в биологию. Т. 1—3. М.: Мир, 1988.Левитин М. Г., Левитина Т. П. Общая биология: словарь понятий и терминов. СПб.: Паритет, 2002.Медников Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.Тейлор Д., Грин Н., СтаутУ. Биология. Т. 1—3. М.: Мир, 2001.  
  Дополнительная литература:   .Н.И. Галушкова. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. Волгоград: «Учитель» 2007. .Оданович М. В. Биология 6 класс: тесты по всем программам/ авт.-сост. М. В. Оданович. – Волгоград: Учитель, 2007. -97с.Кривошеева М. А., Кислицкая М. В. Тесты по биологии. – Москва: ИКЦ «МатТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МатТ», 2004. -192с. | 
  | 
 | 
  |  Материально-техническое обеспечение  
  Биология. Лабораторный практикум. Учебное электронное изданиеЭкология. Учебное электронное изданиеЭкология. Электронный мультимедийный курсБиология. Красная книга Волгоградской области Электронный учебник «Кирилла и Мефодия», мультимедийные пособия, электронные энциклопедии «Зоология», «Ботаника», «Открытая биология» Физикон и др.,  
 |