Рабочая программа по биологии
  Автор В. В. Пасечник.
  «Бактерии. Грибы. Растения» — 34 часов (5 класс);
  
 
  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  
 
  Рабочая программа составлена на основе закона «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 5 класса «Биология. Бактерии Грибы Растения» автора В.В.Пасечника, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
  Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год.
  Главная цель совершенствования российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.
  Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5—9 классов привело к изменению структуры школьного биологического образования. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
  Настоящая программа включает следующие разделы:
  -  основное содержание; 
 а) предметные результаты обучения
  - Учащиеся должны знать
  - Учащиеся должны уметь
  б) метапредметные результаты обучения
  в) личностные результаты обучения
  2) тематическое планирование;
  3) учебно-методическое обеспечение учебного процесса;
  
 
  В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
  
 
  Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
  
 
  В результате изучения биологии ученик должен
  знать/понимать
  -  признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона; 
-  сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.   
 уметь
  -  объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;   
-  изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; 
-  распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;   
-  выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; 
-  сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; 
-  определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); 
-  анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; 
-  проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); 
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  -  соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;   
-  оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;   
-  рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; 
-  выращивания и размножения культурных растений, уход за ними. 
 
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Содержание программы
  Биология.
  Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс
  (35 часов, 1 час в неделю)
  Введение (6 часов)
  Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
  Лабораторные и практические работы  
  Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
  Экскурсии
  Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
  
 
  Личностные результаты
  Развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы , методами естественных наук.
  Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся
  Воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости, защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни
  Мотивация к дальнейшему изучению биологии
  
 
  Предметные результаты обучения
  Учащиеся должны знать:
  — о многообразии живой природы;
  — царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
  — основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;  
  — признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
  — экологические факторы;
  — основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва и организм как среда обитания;
  — правила работы с микроскопом;
  — правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
  Учащиеся должны уметь:  
  — определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
  — отличать живые организмы от неживых;
  — пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
  — характеризовать среды обитания организмов;
  — характеризовать экологические факторы;
  — проводить фенологические наблюдения;
  — соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
  
 
  Метапредметные результаты обучения
  Учащиеся должны уметь:
  — составлять план текста;
  — владеть таким видом изложения текста, как повествование;
  — под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
  — под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
  — получать биологическую информацию из различных источников;
  — определять отношения объекта с другими объектами;
  — определять существенные признаки объекта.
  
 
  Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)
  Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
  Демонстрации  
  Микропрепараты различных растительных тканей.
  Лабораторные и практические работы  
  Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
  
 
  Предметные результаты обучения
  Учащиеся должны знать:
  — строение клетки;
  — химический состав клетки;
  — основные процессы жизнедеятельности клетки;
  — характерные признаки различных растительных тканей.
  Учащиеся должны уметь:  
  — определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
  — работать с лупой и микроскопом;
  — готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
  — распознавать различные виды тканей.
  
 
  Метапредметные результаты обучения
  Учащиеся должны уметь:
  — анализировать объекты под микроскопом;
  — сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
  — оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
  — работать с текстом и иллюстрациями учебника.
  
 
  Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)
  Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
  Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
  Демонстрация
  Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
  
 
  Лабораторные и практические работы  
  Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.
  
 
  Предметные результаты обучения
  Учащиеся должны знать:
  — строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
  — разнообразие и распространение бактерий и грибов;
  — роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
  Учащиеся должны уметь:  
  — давать общую характеристику бактериям и грибам;
  — отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
  — отличать съедобные грибы от ядовитых;
  — объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
  
 
  Метапредметные результаты обучения
  Учащиеся должны уметь:
  — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
  — составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
  
 
  Раздел 3. Царство Растения (9 часов)
  Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
  Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
  Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
  Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
  Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
  Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
  Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
  Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
  Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
  
 
  Демонстрация  
  Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
  Лабораторные и практические работы  
  Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
  
 
  
 
  
 
  Предметные результаты обучения
  Учащиеся должны знать:
  — основные методы изучения растений;
  — основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
  — особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
  — роль растений в биосфере и жизни человека;
  — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
  Учащиеся должны уметь:  
  — давать общую характеристику растительного царства;
  — объяснять роль растений биосфере;
  — давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
  — объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
  
 
  Метапредметные результаты обучения
  Учащиеся должны уметь:  
  — выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
  — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
  — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
  — находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
  
 
  Личностные результаты обучения  
  Учащиеся должны:
 — испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
 — знать правила поведения в природе;  
 — понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
 — уметь реализовывать теоретические познания на практике;
 — понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;  
 — испытывать любовь к природе;
 — признавать право каждого на собственное мнение;
 — проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
 — уметь отстаивать свою точку зрения;  
 — критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
 — уметь слушать и слышать другое мнение.
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Тематическое планирование
  5 класс. Бактерии. Грибы. Растения. (35 часов, 1 час в неделю)
  
 
          | № | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Дата проведения | Д/задание | 
  |  По плану | фактич | 
  | Введение (6 часов) | 
  | 1 | Биология — наука о живой природе | 1 | Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества | 
 | 
 | §1 
 
 | 
  | 2 |  Методы исследования в биологии 
 | 1 | Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии 
 | 
 | 
 | §2 Составить дневник наблюдений за погодой   | 
  | 3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого | 1 | Определяу живого организмают понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа | 
 | 
 |  §3.Составить характеристику по плану.   | 
  | 4 |  Среды обитания живых организмов.   | 1 | Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу | 
 | 
 | §4 | 
  | 5 |  Экологические факторы и их влияние на живые организмы | 1 | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника | 
 | 
 | §5 | 
  | 6 |  Обобщающий урок | 1 |  Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений  
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Раздел 1 клеточное строение организмов (10 часов) | 
  | 7 |  Устройство увеличительных приборов | 1 | Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом | 
 | 
 | §6 | 
  | 8 |  
  Строение клетки | 1 |  
 
 Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | 
 | 
 | §7 | 
  | 9 |  Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука | 1 |  
 
  Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их 
 | 
 | 
 | §7 | 
  | 10 |  Пластиды | 1 | Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки  
 | 
 | 
 | §7 | 
  | 11 |  Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | 1 | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием | 
 | 
 | §8 | 
  | 12 |  Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) | 1 | Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | 
 | 
 | §9 | 
  | 13 |  Жизнедеятельность клетки: рост, развитие | 1 | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты   | 
 | 
 | 
 | 
  | 14 |  Деление клетки  
  
 | 1 |  Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки  
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 15 |  Понятие «ткань» | 1 |  Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах | 
 | 
 | §10 | 
  | 16 
 
 
 
 
  
 |  Обобщающий урок | 1 |  Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом  
  
  
  
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Раздел 2. Царство Бактерии (2 часас) | 
  | 17 |  Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность | 1 | Выделяют существенные признаки бактерий | 
 | 
 | §11 | 
  | 18 
 
 
 |  Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека | 
 | 
 | §12 | 
  | Раздел 3. Царство Грибы (5 часов) | 
  | 19 |  Грибы, их общая характеристика. Роль грибов в природе и жизни человека | 1 | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека | 
 | 
 | §13 | 
  | 20 |  Шляпочные грибы | 1 | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | 
 | 
 | 
 
 §14 | 
  | 21 |  Плесневые грибы и дрожжи | 1 |  Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением | 
 | 
 |  
  §15 | 
  | 22 |  Грибы-паразиты | 1 | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | 
 | 
 | 
 §16 | 
  | 23 
 
 |  Обобщающий урок | 1 
 
 
 | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Раздел 4. Царство Растения (9 часов) | 
  | 24 |  Ботаника — наука о растениях   | 1 | Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием 
 | 
 | 
 | 
 
 §17 | 
  | 25 |  Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания | 1 | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом | 
 | 
 | 
 §18 | 
  | 26 |  Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей | 1 | Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей | 
 | 
 | 
 §18 | 
  | 27 |  Лишайники | 1 | Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе | 
 | 
 | 
 §19 | 
  | 28 |  Мхи, папоротники, хвощи, плауны | 1 | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека | 
 | 
 | §20,21 | 
  | 29 |  Голосеменные растения | 1 | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека | 
 | 
 | §22 | 
  | 30 |  Покрытосеменные растения | 1 |  Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека    
 | 
 | 
 | §23 | 
  | 31 |  Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | 1 | Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира | 
 | 
 | §24 | 
  | 32 |  Обобщающий урок | 1 |  Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую | 
 | 
 | 
 | 
  | 33 |  Контрольная работа | 1 |  
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 
 |  Итого 32 + 1 (резерв) | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 
  
 
  
 
  Материально – техническое обеспечение
  
 
  УМК
  
 
  В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения 5 класс.
  В. В. Пасечник Рабочая тетрадь Бактерии, грибы, растения.
  Рабочие программам по биологии 5- 11 класс Н.И. Сонина и др.
   
  Печатные пособия
  
 
  Портреты великих ученых – естествоиспытателей.
  Карта звездного неба.
  Физическая карта мира.
  Основные таблицы по темам данного курса.
  Технические средства обучения
  
 
  Компьютер мультимедийный (обеспечивается выходом в Интернет)
  Сканер
  Принтер
  Цифровой микроскоп, фотоаппарат.
  Мультиммедийный проектор, экран.
  
 
  Учебно – лабораторное оборудование
  
 
  Комплект для проведения наблюдения за погодой
  Комплект посуды демонстрационный  
  Микроскоп.
  Комплект для проведения экологического практикума.
  
 
  
 
  Система оценки знаний  
  
 
  Полный развернутый ответ, с привлечением дополнительной информации – «5» баллов.
  Полный развернутый ответ, с небольшими биологическими ошибками – «4» балла
  Полный, развернутый, с грубыми биологическими ошибками –«3» балла.