1. Биология. Введение в биологию  5 класс. Учебник.  Под редакцией А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. УМК  «Живой организм». 2016 год.
 2. Презентация в формате Power Point «Мхи»  
       | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | 
  | I. Организационный этап | Здравствуйте ребята!  Cадитесь! Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и  полного  взаимопонимания, интересно и с пользой для всех. Отвечать на мои вопросы во время урока можно сидя. Работать мы будем с рабочими листами, которые находятся у вас на столах у каждого   | Учащиеся настраиваются на работу, сосредатачиваютя. | Позитивный настрой на работу | 
  | II. Мотивационно-ориентировочный 1. Актуализация знаний |   Ребята, скажите пожалуйста какие группы живых организмов  мы уже изучили?А какие растения мы изучали на прошлом уроке?  А к какой группе их можно отнести?
 Что же их объединяет со всеми остальными представителями этого царства?
 Какие же черты отличают?
 |   Обучающиеся отвечают на вопросы учителя |   Повторение пройденного материала, систематизация  знаний, подготовка к постановке темы урока. | 
  | 2. Мотивация | Учащимся предлагается отгадать загадку: Меж клюквы и морошки,Среди лесных болот,
 На кочке, на ножке
 Куда не глянь растет.
 Он снизу – беловатый,
 Повыше – зеленей.
 Коль нужно будет ваты.
 Нарви его скорей.
 На кустиках поляны
 Подсушен в летний зной,
 Он партизанам раны.
 Лечил в глуши лесной
 | Ребята отгадывают загадку | Умение находить ответ в другой области знания – истории Формулирование темы урока | 
  | 3. Целеполагание | На слайде показана схема при заполнении которой мы увидим, что вы уже знаете и что бы хотели узнать.Выполнили?
 Давайте посмотрим что у вас получилось.
 | Самостоятельная работа в группах на рабочих листах | Формулирование учащимися целей урока | 
  | III. Изучение нового материала | 1. Строение мхов Мини-лабораторная работа   | Выполняют лабораторную работу. Отвечают на  проблемный вопрос «Из чего состоит мох?», выполняют рисунок на рабочем листе. |   Решение проблемной ситуации | 
  | 2. Места обитания Работа с текстом учебника с 73.Обсуждение.
 – В какой природной зоне не бывает мхов? Почему?
 | Читают учебник и отвечают на вопросы | Умение выделять главное из текста учебника | 
  | 3. Знакомство с разнообразием Заполнение сравнительной таблицы, работа с гербариями.– Приведите примеры мхов?
 – Какие наиболее распространены в наших лесах?
 – По каким признакам их можно сравнить?
 | Отвечают на вопросы, выявляют признаки сравнения объектов, заполнение таблицы | Соверщенствование умения сравнивать, выявлять критерии сравнения, заполнять таблицу | 
  | Физминутка (1 мин.) |   |   | 
  | 4. Значение в природе и жизни человека – Для чего нужны мхи? (проблемный вопрос) – Что такое торф? Как его можно использовать? Почему опасны пожары торфяников?– Однажды при разработке торфа был найден хорошо сохранившейся рыцарь в доспехах. Как это можно объяснить?
  (торф – это топливо; мхом конопатят дома при их постройке; лечение ран) | Выдвигают свои предположения, один учащийся выступает с сообщением, решают познавательные задачи | Решение познавательных задач | 
  | IV. Закрепление | Давайте немного поиграем игра «Найди ошибку»1. Мхи – очень низенькие растеньица. Их слабые корешки не могут всасывать воду с большой глубины, и маленькие размеры помогают ее экономить, поэтому их так много в засушливых районах.
 2. Самые маленькие растения – мхи. У многих из них нет стеблей и листьев. Маленькими корешками они прочно прикрепляются к различным поверхностям. При этом расти они, могут в самых неблагоприятных условиях – в пустыне, степи, на стенах, на поверхности металла и даже на ледниках и в темных пещерах.
 | Отвечают на вопросы игры | Сиситематизация нового «открытого» знания | 
  | V. Подведение итогов | – Итак, скажите  какие цели, вы поставили перед собой в начале урока? Вы ответили на все вопросы урока? Достигнуты ли цели урока?   – Напишите в своих рабочих листах, что вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились на уроке?
 – А что вы хотите узнать?
 Напишите, что вы хотите узнать на следующем уроке, какие растения мы еще не изучали?
 | Рассуждают, отвечают.Пишут в рабочих листах ответы на вопросы:
 Я научился…
 Я узнал…
 Хочу узнать…
 | Самоанализ, мотивация к обучению на следующем уроке | 
  | VI. Рефлексия | – Скажите ребята, вам понравился урок? А что понравилось больше всего?– Перед вами  лежит лист самооценки .Заполните его и сдайте учителю
 | Заполняют лист самооценки | Удовлетворенность учащихся уроком. | 
  | VII. Постановка домашнего задания | 1) Изучить в учебнике с73-74, ответить на вопросы2) Подготовить сообщение, рисунок, презентацию «Использование торфа»
 | Записывают домашнее задание. |   |