| № | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Виды учебной деятельности | Домашнее задание |  
 Дата | 
  | 
 | Введение в основы общей биологии (3ч.) | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 1 | Биология- наука о живом мире | УАОЗ  | Основные понятия: Цитология, Эмбриология, генетика, экология, палеонтология, эволюционное учение, селекция, биотехнология. Методы изучения живых объектов. | Составление опорной схемы. |  1 | 
 | 
  | 2 | Общие свойства живых организмов | КУ | Жизнь, открытая система, Обмен веществ, синтез, распад, рост, развитие, наследственность, Воспроизведение | Выделение существенных признаков для отличия живых организмов от неживых. |  2 подготовка к словарному диктанту. | 
 | 
  | 3 | Многообразие форм живых организмов | КУ | Таксон, система, иерархия. Уровни организации живой природы. | Выделение содержания ключевого понятия. |  3 | 
 | 
  | 
 | Основы учения о клетке (10ч.) | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 4 | Цитология-наука о клетке. Многообразие клеток. | УИиПЗЗ | Клетка как биосистема. | Выделение содержания ключевого понятия. |  4 | 
 | 
  | 5 | Химический состав клеток. Неорганические вещества. | УИиПЗЗ | Микроэлементы, макроэлементы. Особенности хим.состава. Вода и мин.соли. | Использование поискового чтения для подготовки ответов на вопросы. |  5 | 
 | 
  | 6 | Органические вещества клетки. | КУ | Белки, глобула, фермент, нуклеиновые кислоты, нуклеотид, ДНК, РНК, липиды, углеводы. | Анализ содержания рисунка. |  6 Повторить строение раст. и живот. клеток | 
 | 
  | 7 | Строение клетки. ЛР №1 «Сравнение растительной и животной клеток» | УКПЗУН | Прокариоты, эукариоты. Вирусы неклеточные формы жизни. Строение и функции ядра и клеточной мембраны. | Описание результатов ЛР. Отработка навыков работы с микроскопом. |  7 |  
 | 
  | 8 
 
   | Органоиды клетки и их функции. | КУ | Органоиды и их функции, цитоплазма. Отличие бактериальной клетки от эукариотической. 
 | Составление таблицы. |  8 |  
 | 
  | 9 | Обмен веществ и энергии в клетке. | КУ | Ассимиляция (анаболизм), диссимиляция (катаболизм). | Комментирование схемы. |  9 |  
 | 
  | 10 | Биосинтез белков. | КУ | Ген, кодон, антикодон, генетический код, транскрипция, трансляция. | Умение разделять процесс на этапы. |  10 |  
 | 
  | 11 | Фотосинтез | КУ | Световая и темновая фазы фотосинтеза. Фотолиз. | Умение выделять причинно-следственные связи. |  11 |  
 | 
  | 12 | Обеспечение клетки энергией. | 
 | Гликолиз, брожение, биологическое окисление. Этапы энерг. обмена. | Сравнение биологических процессов по заданным критериям. |  12 подготовиться к зачету |  
 | 
  | 13 | Зачет «Основы учения о клетке» | УКОКЗ | 
 | Развитие навыка выполнения разноуровневых заданий. | 
 |  
 | 
  | 
 | Размножение и индивидуальное развитие организмов (6ч.) | 
 | 
 | 
 | 
 |  
 | 
  | 14 | Типы размножения организмов | УИиПЗЗ | Бесполое и половое размножение, гаметы, гермафродиты. | Использование поискового чтения для подготовки ответов на вопросы. |  13 |  
 | 
  | 15 | Митоз. ЛР №2 «Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растений» | УКПЗУН | Клеточный цикл, интерфаза, редупликация, хроматиды, митоз его фазы и значение. | Описание результатов ЛР. Отработка навыков работы с микроскопом. |  14 |  
 | 
  | 16 | Мейоз. | КУ | Мейоз, конъюгация, перекрест хромосом. Биологическое значение мейоза. | Реализация умений соотносить, сравнивать и выделять существенные признаки. |  15 |  
 | 
  | 17 | Образование половых клеток | КУ | Гаметогенез, оплодотворение, зигота. | Комментирование схемы. |  15 |  
 | 
  | 18 | Онтогенез. | КУ | Онтогенез, эмбриогенез, дробление, гаструляция, органогенез. Закон К. Бэра. | Составление таблицы. |  16 подготовиться к зачету |  
 | 
  | 19 | Зачет «Онтогенез» | УКОКЗ | 
 | Развитие навыка выполнения разноуровневых заданий. | 
 |  
 | 
  | 
 | Основы учения о наследственности и изменчивости (11ч.) | 
 | 
 | 
 | 
 |  
 | 
  | 20 | Генетика. История развития генетики. | УИиПЗЗ | Наследственность, изменчивость, генотип, фенотип. | Выделение содержания ключевого понятия. |  17 |  
 | 
  | 21 | Основные понятия генетики. | УИиПЗЗ |  Гибрид, гибридологический метод, аллельные гены ,гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, рецессивный признак. | Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. |  18 |  
 | 
  | 22 | Генетические опыты Г.Менделя | КУ | Моногибридное скрещивание. Гипотеза чистоты гамет. 1 и 2 законы Менделя. Неполное доминирование. | Анализ содержания схемы. |  19 задача в тетради |  
 | 
  | 23 | Дигибридное скрещивание. | КУ | 3 закон Менделя. | Анализ содержания схемы. |  20 задача в тетради |  
 | 
  | 24 | ЛР №3 «Решение генетических задач» | УКПЗУН | Составление схем моно- и дигибридного скрещивания. Анализирующее скрещивание. | Переводить информацию из одной знаковой системы в другую. | 
 |  
 | 
  | 25 | Сцепленное наследование генов. | КУ | Гомологичные хромосомы, локус, кроссинговер. Закон Т. Моргана. | Поиск и выделение значимых функциональных связей. |  21 |  
 | 
  | 26 | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. | КУ | Хромосомная теория наследственности. | Выделение содержания ключевого понятия. |  22 |  
 | 
  | 27 | Определение пола и наследование признаков , сцепленных с полом. | КУ | Генетика пола. Половые хромосомы, гетерогаметный пол, гомогаметный пол. | Умение применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы. |  23 |  
 | 
  | 28 | Наследственная изменчивость. | КУ | Геном, мутация, мутаген, полиплоидия. | Умение применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы. |  24 |  
 | 
  | 29 | Ненаследственная изменчивость. ЛР №3 « Изучение изменчивости у организмов». | УКПЗУН | Модификация, норма реакции, вариационный ряд. | Описание результатов ЛР.  |  25 |  
 | 
  | 30 | Наследственные болезни человека. | УС | Значение генетики в медицине. | Организация работы в микрогруппе. Делать сообщение. |  26 конспект |  
 | 
  | 
 | Основы селекции (5ч.) | 
 | 
 | 
 | 
 |  
 | 
  | 31 | Генетические основы селекции организмов | УИиПЗЗ | Селекция, гибридизация, отбор. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. | Использование поискового чтения для подготовки ответов на вопросы. |  27 |  
 | 
  | 32 | Селекция растений. | КУ | Сорт, гетерозис, мутагенез, чистая линия. | Умение применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы. |  28, 29 |  
 | 
  | 33 | Селекция животных. | КУ | Порода, Внутрипородное разведение, отдаленная гибридизация. | Формулировать вывод на основе полученных данных. |  30 |  
 | 
  | 34 | Селекция микроорганизмов. | КУ | Штамм, биотехнология, генная инженерия, клеточная инженерия. | Поиск необходимой информации в учебнике. |  31 |  
 | 
  | 35 | Обобщающий урок по теме «Генетика и селекция» | УКОКЗ | 
 | Диагностика уровня собственных достижений. | подготовиться к тесту |  
 | 
  | 
 | Происхождение жизни и развитие органического мира (5ч.) | 
 | 
 | 
 | 
 |  
 | 
  | 36 | Представления о возникновении жизни на Земле. | УАОЗ | Гипотеза, креационизм, пробионты. | Поиск необходимой информации в учебнике. |  32 |  
 | 
  | 37 | Современные гипотезы возникновения жизни на Земле. | УИиПЗЗ | Коацерваты, панспермия, биогенез, абиогенез. | Ранжирование. |  33 |  
 | 
  | 38 | Значение фотосинтеза в развитии жизни. | КУ | Гетеротрофы, автотрофы, биологический круговорот веществ. | Выделение содержания ключевого понятия. |  34 |  
 | 
  | 39 | Этапы развития жизни на Земле. | КУ | Ароморфоз, идиоадаптации. | Составление таблицы. |  35 |  
 | 
  | 40 | Влияние человеческой деятельности на природу Земли. | УС | Основные экологические проблемы. | Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. |  Конспект   49  |  
 | 
  | 
 | Учение об эволюции (11ч.) | 
 | 
 | 
 | 
 |  
 | 
  | 41 | Идея развития органического мира в биологии. | УИиПЗЗ | Эволюция, учение о градациях,  | Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу. |  36 |  
 | 
  | 42 | Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина. | УИиПЗЗ |  Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. | Формулировать вывод на основе полученных данных. |  37 |  
 | 
  | 43 | Движущие силы эволюции. | КУ | Мутационная и комбинативная изменчивость. | Поиск и выделение значимых функциональных связей. |  38 |  
 | 
  | 44 | Результаты эволюции. | КУ | Адаптация, мимикрия, многообразие видов. | Использование поискового чтения для подготовки ответов на вопросы. |  38 |  
 | 
  | 45 | Современная эволюционная теория(синтетическая) | КУ | Популяционные волны, изоляция. | Поиск необходимой информации в учебнике. | конспект |  
 | 
  | 46 | Критерии вида. | КУ | Вид, ареал, популяция. | Самостоятельная формулировка определений ключевых понятий. |  39 |  
 | 
  | 47 | Видообразование (микроэволюция). | КУ | Пути и способы видообразования. | Выделение причинно-следственных связей. |  40 |  
 | 
  | 48 | Макроэволюция. | КУ | Биологический прогресс, биолог-й регресс, пути эволюции. | Комментирование текста. |  41 |  
 | 
  | 49 | Основные закономерности эволюции. | КУ | Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. | Формулировать вывод на основе полученных данных. |  42 |  
 | 
  | 50 | ЛР №5 «Влияние генотипических и генотипических проявлений у растений разных видов, произрастающих в неодинаковых условиях» | УКПЗУН | 
 | Описание результатов ЛР.  | подготовиться к зачету 43 |  
 | 
  | 51 | Зачет по теме: «Учение об эволюции» | УКОКЗ | 
 | Развитие навыка выполнения разноуровневых заданий. | 
 |  
 | 
  | 
 | Происхождение человека (5ч.) | 
 | 
 | 
 | 
 |  
 | 
  | 52 | Место человека в системе органического мира. | УАОЗ | Антропология, антропогенез. | Составление таблицы. |  44 |  
 | 
  | 53 | Доказательства эволюционного происхождения человека. | КУ | 
 | Отбор учебного материала для заполнения таблицы. |  45 |  
 | 
  | 54 | Этапы эволюции вида Человек разумный. | КУ | Движущие силы антропогенеза. | Выделение причинно-следственных связей. |  46, 47 |  
 | 
  | 55 | Человеческие расы. | УС | Расы. | Умение применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы. | подготовиться к зачету 48 |  
 | 
  | 56 | Зачет по теме : «Антропогенез». | УКПЗУН | 
 | Диагностика уровня собственных достижений. | 
 |  
 | 
  | 
 | Основы экологии (12ч.) | 
 | 
 | 
 | 
 |  
 | 
  | 57 | Среды жизни на Земле. | УАОЗ | Экология, экологические факторы, среды жизни. | Составление таблицы. |  50 |  
 | 
  | 58 | Закономерности действия экологических факторов на организмы. | КУ | Закон ограничивающего фактора, закон оптимума… | Формулировать вывод на основе полученных данных. |  51 |  
 | 
  | 59 | Приспособленность организмов к среде обитания. | КУ | 
 | Комментирование рисунка. |  52 |  
 | 
  | 60 | ЛР №6 «Приспособленность организмов к среде обитания» | УКПЗУН | 
 | Описание результатов ЛР. | 
 |  
 | 
  | 61 | Биотические связи в природе | КУ | Симбиоз, паразитизм, хищничество, конкуренция, квартиранство. | Умение применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы. |  53 |  
 | 
  | 62 | Популяция как форма существования видов в природе. | КУ | Популяция. | Использование поискового чтения для подготовки ответов на вопросы. |  54 |  
 | 
  | 63 | Динамика популяции. | КУ | 
 | Формулировать вывод на основе полученных данных. |  55 |  
 | 
  | 64 | Биоценоз. | КУ | Биоценоз, Экотоп, экосистема, биогеоценоз. | Формулировать вывод на основе полученных данных. |  56 |  
 | 
  | 65 | Биогеоценоз. | КУ | Биогенные элементы, биосфера. | Анализ содержания рисунка. |  57 |  
 | 
  | 66 | Смена биогеоценозов. | КУ | Сукцессия, агроэкосистемы. | Умение применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы. |  58 |  
 | 
  | 67 | Законы устойчивости экосистем. ЛР №7 «Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места» | УКПЗУН | 
 | Описание результатов ЛР.  |  59 |  
 | 
  | 68 | Рациональное использование и охрана природы. | УКПЗУН | Природные ресурсы. | Соблюдение норм поведения в окружающей среде. |  60 |  
 | 
 
  КУ- комбинированный УАОЗ-актуализации опорных знаний УИиПЗЗ-изучения и первичного закрепления знаний
  УКПЗУН-комплексного применения ЗУН УКОКЗ- контроля, оценки и коррекции знаний УС-семинар.