Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых началось в 5 и 6 классах. Рассматривается влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе. На основе данной программы организован учебный курс из расчета 1час в неделю.
             |  дата | Тема курса |  № урока   |  Тип урока | Тема урока | Методы обучения |  обрудование | Основные понятия | Связь с жизнью | Д.з | 
  | 
 | Экология животных: раздел науки и учебный предмет (1ч) | 1 | Вводный в курс | Экология животных как раздел науки | Проблемный, поисковый | Цор 1 | Экология животных, биосферная роль животных, взаимосвязь животных с окружающей средой | 
 |  Конспект,  §4,5 | 
  | 
 | 2. Условия существования животных (4ч) | 2. | Вводный  в тему | многообразие условий обитания | поисковый | Цор2 | Условия существования, изменчивость условий | Регион примеры | §6,7 | 
  | 
 | 
 | 3 | погружение | Среды жизни | поисковый | Цор3 | Среда обитания | Регион примеры | §10,11,12,13 | 
  | 
 | 
 | 4 | погружение | Взаимосвязи организма и среды обитания Экскурсия «Условия обитания животного» | Част поиск | Цор4 | 
 | Экскурсия проводится в микрорайон «Березка» | 10,11,12,13 | 
  | 
 | 
 | 5 | Погружение в тему | Предельные условия существования животных | поисковый | Цор4 | Изменчивость условий, автотрофы, гетеротрофы, питание активное и пассивное | Регион примеры | 14, | 
  | 
 | 3. Среды жизни (5ч) | 6 | Вводный в тему | Наземная среда обитания. Животный мир суши. Животные тундры и лесов умеренной зоны. | поисковый | 
 | Видовое разнообразие, природно-химические зоны Земли. | 
 | 15,16. | 
  | 
 | 
 | 7 | погружение | Животные степей, пустынь, тропических лесов, горных областей | Частично-поисковый | Цор5 | Видовое разн ообразие, природно-химические зоны Земли  | Регион примеры | 17,18,19, | 
  | 
 | 
 | 8 | Погружение в тему | Водная среда обитания. | поисковый | Цор6 | 
 | 
 | 21-23 | 
  | 
 | 
 | 9 | Погружение в тему | Почва как среда обитания животных | поисковый | Цор 7 | 
 | Региональ ные примеры | 24,25 | 
  | 
 | 
 | 10 | Обобщения знаний | Живой организм как среда обитания животных | Коррекция знаний | Цор8 | 
 | 
 | конспект | 
  | 
 | 4. Жилища в жизни животных (1ч) | 11 | Погружение в курс | Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных. Разнообразие жилищ. | поисковый | Цор 9 | Жилище животного, многообразие жилищ: дупло, нора, логово, лежбище, лежка, гнездо. | Регион примеры | 14 | 
  | 
 | 5. Биотические экологические факторы в жизни животных (3ч) | 12 | Вводный в тему | Взаимоотношения между животными одного вида | Частично-поисковый | Цор 10 | Внутривидовые взаимоотношения, территориальные, жизненное пространство | 
 | 28,  | 
  | 
 | 
 | 13 | Погружение в тему | Отношения между животными разных видов. Различные формы взаимодействия между животными | поисковый | Цор 11 | Хищник-жертва, пищевые связи, взаимное приспособление, сожительство, взаимопомощь | 
 | 32 | 
  | 
 | 
 | 14 | Погружение в тему | Животные и микроорганизмы. Роль микроорганизмов в жизни животных. | Проблеино-поисковый | Цор12 | Бактериальные и грибковые заболевания животных | 
 | 33 | 
  | 
 | 6. Свет в жизни животных. (!ч) | 15 | Погружение в курс | Дневные и ночные животные. Особенности распространения животных в зависимости от светового режима. | поисковый | Цор13 | Органы зрения и органы свечения, дневные животные, ночные животные, световой режим | Регио прим | 13 | 
  | 
 | 7. Вода в жизни животных (2) | 16 | Погружение в курс | Водоем как многоэтажное жилище. Взаимосвязи морских животных. | Частично-поисковый | Цор 14 | Содержание воды, поступление воды в организм, выделение воды из организма | 
 | конспект | 
  | 
 | 
 | 17 | Погружение в тему | Лаб работа «Реакция дождевых червей на различную влажность почвы» 1ч ИТБ | 
 | 
 | Наблюдение за поведением дождевых червей в садках и террариумах в условиях недостатка и нормального количества влаги в почве – формируется умение ставить цель наблюдения | 
 | Отчет по работе | 
  | 
 | 8. Температура в жизни животных (2ч) | 18 | Погружение в курс | Экологические группы животных по отношению к теплу. Холоднокровные и теплокровные животные. Способы регуляции теплоотдачи. | Частично-поисковый | Цор 15 | Холоднокровные животные, двигательная активность спячка, оцепенение теплокровные животные | 
 | 26 | 
  | 
 | 
 | 19 | Погружение в тему | Лаб работа «Движение амебы при разных температурах» | Проблено-поисковый | 
 | Определяется время образования ложноножек у амебы при комнатной температуре и при охлаждении – формируется умение ставить цель эксперимента | 
 | Отчет по работе | 
  | 
 | 9. Кислород в жизни животных (1ч) | 20 | Погружение в курс | Значение воздуха в жизни животных. Приспособление у животных к извлечению кислорода из окружающей среды. | Частично-поисковый | 
 | Окисление, газовый состав атмосферы, дыхание животных | 
 | Практическая работа: Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни | 
  | 
 | 10. Сезонные изменения в жизни животных.(4ч) | 21 | Погружение в курс | Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. | Частично-поисковый | 
 | 
 | 
 | Конспект, Фенологические наблюдения за животными зимой и весной. | 
  | 
 | 
 | 22 | Погружение в тему | Спячка и оцепенение | проблемный | 
 | Оцепенение, спячка, длина светового дня | 
 | 26 | 
  | 
 | 
 | 23 | Погружение в тему | Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие. | поисковый | Цор 16 | 
 | 
 | 27 | 
  | 
 | 
 | 24. | Погружение в тему | Лаб работа. «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых, встречающихся на пришкольном участке. | наблюдение | 
 | Из любого отмирающего фрагмента дерева послойно выбирают насекомых, определяют их систематическое положение, стадию развития, количество. | 
 | Отчет по работе | 
  | 
 | 11. Численность животных (3ч) | 25 | Вводный в тему | Популяции животных | Комбини рованный | Цор 17 | 
 | 
 | 37 | 
  | 
 | 
 | 26 | Погружение в тему | Как и почему меняется численность животных | комбинированный | 
 | 
 | 
 | 38 | 
  | 
 | 
 | 27 | Коррекции знаний | Лаб работа «Динамика численности дрозофилы» 1 ч ИТБ | Наблюдение, эксперимент | 
 | 
 | 
 | Отчет по работе | 
  | 
 | 12. Изменения в животном мире Земли (6) | 28 | Вводный в курс | Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. | комбинированный | Цор 18 | Многочисленные виды, малочисленные виды, деятельность человека. | 
 | 39 | 
  | 
 | 
 | 29 | погружение | Экологические особенности Ставропольского края. Палеонтологические находки на территории Ставрополья. | поисковый | Цор 19 | 
 | 
 | конспект | 
  | 
 | 
 | 30 | погружение | Животные и человек | Поисковый, проблемный | 
 | Деятельность человека, загрязнения | 
 | 41,42 | 
  | 
 | 
 | 31 | погружение | Красная книга России. Красная книга Ставропольского края | 
 | 
 | 
 | 
 | 45 | 
  | 
 | 
 | 32 | погружение | Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. | 
 | 
 | 
 | 
 | 46 | 
  | 
 | 
 | 33 | погружение | Региональные охраняемые территории | 
 | Цор 20 | 
 | 
 | конспект | 
  | 
 | 
 | 34 | Итоговый урок | Защита творческих проектов по курсу «Экология животных» | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |