| № 
 | Дата план | Дата факт | Тема урока | Прим. | 
  | Введение в науки о человеке (2 ч ) | 
  | 1 | 
 | 
 | Комплекс наук, изучающих организм человека. Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Инструктаж по БЖ | 
 | 
  | 2 | 
 | 
 | Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы. | 
 | 
  | Тема 1. Общие свойства организма человека (2 ч ) | 
  | 3 | 
 | 
 | Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. | 
 | 
  | 4 | 
 | 
 | Ткани, органы и системы органов организма человека. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).   Лабораторная работа. Выявление особенностей строения клеток разных тканей | 
 | 
  | Тема 2. Опора и движение (6 ч ) | 
  | 5 | 
 | 
 | Опорно-двигательная система строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. | 
 | 
  | 6 | 
 | 
 | Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью | 
 | 
  | 7 | 
 | 
 | Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета.   | 
 | 
  | 8 | 
 | 
 | Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Практическая работа. Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия. | 
 | 
  | 9 | 
 | 
 | Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. | 
 | 
  | 10 | 
 | 
 | Контрольная работа №1 | 
 | 
  |  Тема 3. Кровь и кровообращение (9 ч) | 
  | 11 | 
 | 
 | Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. | 
 | 
  | 12 | 
 | 
 | Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.Лабораторная работа. Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки. | 
 | 
  | 13 | 
 | 
 | Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. | 
 | 
  | 14 | 
 | 
 | Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. | 
 | 
  | 15 | 
 | 
 | Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. | 
 | 
  | 16 | 
 | 
 | Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. | 
 | 
  | 17 | 
 | 
 | Практическая работа. Подсчёт пульса в разных условиях | 
 | 
  | 18 | 
 | 
 | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. | 
 | 
  | 19 | 
 | 
 | Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | 
 | 
  | Тема 4 . Дыхание(5 ч ) | 
  | 20 | 
 | 
 | Дыхательная система: строение и функции. | 
 | 
  | 21 | 
 | 
 | Этапы дыхания. Газообмен в легких и тканях.   | 
 | 
  | 22 | 
 | 
 | Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. | 
 | 
  | 23 | 
 | 
 | Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания | 
 | 
  | 24 | 
 | 
 | Контрольная работа № 2 | 
 | 
  | Тема 5. Пищеварение(6 ч) | 
  | 25 | 
 | 
 | Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. | 
 | 
  | 26 | 
 | 
 | Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. | 
 | 
  | 27 | 
 | 
 | Лабораторная работа. Действие ферментов слюны на крахмал. | 
 | 
  | 28 | 
 | 
 | Пищеварение в желудке. Желудочный сок. | 
 | 
  | 29 | 
 | 
 | Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. | 
 | 
  | 30 | 
 | 
 | Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. | 
 | 
  |  Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 ч) | 
 | 
  | 31 | 
 | 
 | Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществи энергии. Обмен органических и неорганических веществ. | 
 | 
  | 32 | 
 | 
 | Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. | 
 | 
  | 33 | 
 | 
 | Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ. Практическая работа. Анализ индивидуального суточного меню и соответствие его нормам питания | 
 | 
  | Тема 7. Выделение(2 ч) | 
 | 
  | 34 | 
 | 
 | Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. | 
 | 
  | 35 | 
 | 
 | Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения. | 
 | 
  |  Тема 8. Покровы тела ( 2 ч) | 
  | 36 | 
 | 
 | Покровы тела. Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Роль кожи в процессах терморегуляции. | 
 | 
  | 37 | 
 | 
 | Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | 
 | 
  | Тема 9. Нейрогуморальная регуляция функций организма ( 11ч) | 
  | 38 | 
 | 
 | Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.   | 
 | 
  | 39 | 
 | 
 | Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. | 
 | 
  | 40 | 
 | 
 | Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. | 
 | 
  | 41 | 
 | 
 | Рефлекторная дуга. Спинной мозг. | 
 | 
  | 42 | 
 | 
 | Головной мозг. | 
 | 
  | 43 | 
 | 
 | Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | 
 | 
  | 44 | 
 | 
 | Железы и их классификация. Эндокринная система. | 
 | 
  | 45 | 
 | 
 | Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма | 
 | 
  | 46 | 
 | 
 | Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз,   | 
 | 
  | 47 | 
 | 
 | Железы внутренней секреции: щитовидная железа надпочечники,поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез | 
 | 
  | 48 | 
 | 
 | Контрольная работа № 3. | 
 | 
  | Тема 10. Сенсорные системы (анализаторы) ( 5 ч) | 
  | 49 | 
 | 
 | Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. | 
 | 
  | 50 | 
 | 
 | Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Лабораторная работа. Изучение строения и работы органа зрения. | 
 | 
  | 51 | 
 | 
 | Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. | 
 | 
  | 52 | 
 | 
 | Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. | 
 | 
  | 53 | 
 | 
 | Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств. | 
 | 
  | Тема 11. Высшая нервная деятельность ( 7 ч) | 
  | 54 | 
 | 
 | Высшая нервная деятельность человека. Безусловные и условные рефлексы, их значение. | 
 | 
  | 55 | 
 | 
 | Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. | 
 | 
  | 56 | 
 | 
 | Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. | 
 | 
  | 57 | 
 | 
 | Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации | 
 | 
  | 58 | 
 | 
 |  Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. | 
 | 
  | 59 | 
 | 
 | Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. | 
 | 
  | 60 | 
 | 
 | Контрольная работа № 4 | 
 | 
  | 
 Тема 12. Размножение и развитие ( 5 ч) | 
  | 61 | 
 | 
 | Половая система: строение и функции. | 
 | 
  | 62 | 
 | 
 | Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. | 
 | 
  | 63 | 
 | 
 | Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. | 
 | 
  | 64 | 
 | 
 | Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. | 
 | 
  | 65 | 
 | 
 | Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа. | 
 | 
  | Тема 13. Здоровье человека и его охрана (4ч) | 
  | 66 | 
 | 
 | Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.   | 
 | 
  | 67 | 
 | 
 | Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. | 
 | 
  | 68. | 
 | 
 | Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс).   | 
 | 
  | 69 | 
 | 
 | Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих | 
 |