| № | Раздел, темы |  Формируемые регулятивные универсальные учебные действия 
 | Формируемые коммуникативные универсальные учебные действия |  Формируемые познавательные универсальные учебные действия 
 | Формируемые элементы ИКТ-компетенции учащихся   |  Формируемые основы учебно-исследовательской и проектной деятельности   
 |  Формируемые основы стратегии смыслового чтения и работы с текстом   
 | 
  | 5 класс | 
  | 1 |  Введение (6ч) 
 | Научится целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную |  Научится  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве 
 | Научится давать определения понятиям | Научится правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание) | - |  Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:    - определять главную тему, общую цель или назначение текста; — выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста. | 
  | 2 |  Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч) | Научится целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную |  Научится  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности  Научится учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; | Научится  проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя |  Научится соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.  Научится входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;   выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалам. 
 | Научится различать учебное исследование и учебный проект |  Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:    — выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текст;    -  формулировать тезис, выражающий общий смысл текста  Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации:   - структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения. | 
  | 3 |  Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч) |  Научится самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;   |  Научится устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор 
 | Научится осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета | 
 | - | Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста | 
  | 4 |  Раздел 3. Царство Грибы (5 ч) |  Научится самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;  планировать пути достижения целей  
 |  Научится устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор 
 | Научится устанавливать причинно-следственные связи | Научится выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью | Научится планировать учебное исследование   |  Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:    -  формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;  -  предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт 
 | 
  | 5 | Раздел 4 Царство Растения (12 ч.) |  Научится  устанавливать целевые приоритеты; умению самостоятельно контролировать своё время и управлять им |  Научится аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |  Научится создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |  Научится участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета 
 | Научится планировать учебный проект |  Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:  - предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; — объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте. | 
  | 6 класс | 
  | 6 |  Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений  (14 ч) |  Научится самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;  • планировать пути достижения целей   планировать пути достижения целей;  • устанавливать целевые приоритеты;   • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | Научится осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |  Научится создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |  Научится использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска; использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве | Научится планировать учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме |  Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:  - предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;  — объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте. Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому.   | 
  | 7 | Раздел 2. Жизнь растений (10 ч) |  Научится    планировать пути достижения целей   планировать пути достижения целей;  • устанавливать целевые приоритеты;   • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им |  Научится адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | 
 |  Научится использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг 
 | Научится распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы |  Сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;  - находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте).   | 
  | 8 |  Раздел 3. Классификация растений   (6 ч) |  Научится умению самостоятельно контролировать своё время и управлять им; • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров |  Научится организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;  
 | Научится осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций |  Научится искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители; формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете. |  Научится самостоятельно задумывать, планировать учебное исследование, учебный и социальный проект;  
 | Сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; | 
  | 9 | Природные сообщества (3 ч) |  Научится умению самостоятельно контролировать своё время и управлять им; • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров | Научится  работать в группе,  устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми | Научится основам реализации проектно-исследовательской деятельности |  Научится использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг 
 |  Научится самостоятельно задумывать, планировать учебное исследование, учебный и социальный проект 
 |  Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:  - предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;  — объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте. | 
  | 7 класс | 
  | 10 |  Введение (2 ч.). Раздел 1 Простейшие   (2 ч) |  Научится самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; • планировать пути достижения целей | Научится  работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми | 
 |  Научится использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг 
 | -   | 
 | 
  | 11 | Раздел 2. Многоклеточные животные (32 ч) |  Научится самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;  • планировать пути достижения целей.  Научится адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации |  Научится учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;  продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;  брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности |  Научится проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; давать определение понятиям |  Научится искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители; формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете. |  Научится самостоятельно задумывать, планировать и реализовывать учебное исследование, учебный и социальный проект 
 |  Сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте) ;  -  выделять главную и избыточную информацию. Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому. | 
  | 12 |  Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (12 ч) |  Научится    планировать пути достижения целей   планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты;  уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;  самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи |  Научится учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;  продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;  брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности | Научится устанавливать причинно-следственные связи;  осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом |  Научится искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители; формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете. |  Научится самостоятельно задумывать, планировать и реализовывать учебное исследование, учебный и социальный проект 
 |  Сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте). 
 | 
  | 13 | Раздел 4 Индивидуальное развитие животных (3 ч) | Научится адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации   |  Научится учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;  продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;  брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности | Научится устанавливать причинно-следственные связи;  осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом |  Научится искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители; формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете. |  Научится самостоятельно задумывать, планировать и реализовывать учебное исследование, учебный и социальный проект 
 | Различать темы и подтемы специального текста | 
  | 14 | Раздел 5 Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3ч.) | Научится адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации |  Научится учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;  продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;  брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности | Научится устанавливать причинно-следственные связи;  осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом |  Научится искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители; формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете. |  Научится самостоятельно задумывать, планировать и реализовывать учебное исследование, учебный и социальный проект 
 |  Выделять не только главную, но и избыточную информацию. Прогнозировать последовательность изложения идей текста | 
  | 15 | Раздел 6. Биоценозы (4ч.) | Научится выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ | Научится следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности |  Научится строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;  объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; 
 |  Научится искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители; формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете. |  Научится самостоятельно задумывать, планировать и реализовывать учебное исследование, учебный и социальный проект 
 | Анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. |