Рабочая программа по биологии в 8 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2011г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.
  Рабочая программа составлена с учётом особенностей данного класса, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня.
  -сообщение учащимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни животных);
  -проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех животных, растений), бережного отношения к природе;
  -формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, лето, весна в жизни животных;
  -первоначальное ознакомление с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
  -привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
  Основой для разработки структуры данной образовательной программы для данной категории детей является Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ. Согласно данной концепции можно выделить основные взаимосвязанные содержательные линии при обучении биологии. Это:
  Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных
  Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
  Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
  Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.
  Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.
  Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
  Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
  Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.
  Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.
  Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.
  Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.
  Значение и охрана земноводных.
  Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
  Питание птиц.
  Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
  Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).
  Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
  Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
  Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
  Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
  Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.
  Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.
  Значение кролиководства в народном хозяйстве.
  Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.
  Выращивание телят.
  Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.
  Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
  Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
  Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.
  Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
  Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
  Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.
  Практическая работа на учебном подсобном хозяйстве: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.
  - личностно-ориентированное обучение.
  Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме оценивания ЗУН обучающихся по четвертям и по итогам года.
           |  № урока | Дата | Тема | Цель | Коррекционная работа | Основные понятия | Методическое обеспечение по теме урока | Практические работы | 
  |  I четверть (18 часов) Введение (2 часа) | 
  | 1 | 04.09 | Многообразие животного мира. | Сформировать понятие о многообразии животного мира, познакомить с некоторыми конкретными представителями данных групп, встречающимися на Земном шаре и относящихся к группе редких и исчезающих видов. | Развивать умение классифицировать животных по данному основанию, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы | Гепард. Страус. | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные» Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, Москва «Просвещение» 2009 год.   Фрагменты в/ф, иллюстрации, настенные картины, презентация  | Схематические зарисовки и записи в тетрадях | 
  | 2 | 06.09 | Значение животных и их охрана. | Рассказать о значении животных в природе и для человека, познакомить с животными Красной книги, выявить меры охраны животных. | Развивать мыслительную деятельность детей, умение сравнивать и соотносить; расширять кругозор и словарный запас. | 
 | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Фрагменты в/ф, иллюстрации, настенные картины, презентация  | Схематические зарисовки и записи в тетрадях | 
  |  Беспозвоночные животные (9 часов) Черви (2 часа) | 
  | 3 | 11.09 | Общие признаки беспозвоночных животных  Дождевой червь | Познакомить обучающихся с общими признаками беспозвоночных животных,  особенностями внешней и внутренней организацией дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви. | Формирование умений решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать. Формирование критического мышления | Черви. Дождевые черви. Пиявки. Трубочники.  | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Фрагменты в/ф, иллюстрации, живые дождевые черви, презентация | Демонстрация живого дождевого червя, записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб.тетр. с.1 № 1,2 | 
  | 4 | 13.09 | Круглые черви – паразиты человека | Выяснить особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых червей, многообразие их видов, рассмотреть черты приспособленности человеческой аскариды к паразитизму. 
 
 
 | Развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником. Формирование критического мышления. | Глисты. Аскариды. | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, коллекции, настенные картины, презентация | Схематические зарисовки и записи в тетрадях | 
  | Насекомые (7 часов) | 
  | 5 | 18.09 | Внешнее строение и образ жизни насекомых. | Дать представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и их образе жизни. Познакомить с представителями этого класса. Учить распознавать их и отличать от представителей других классов. | Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия. Развивать речь, обогащать активный словарный запас. | Дыхальца | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, коллекции, настенные картины, презентация | Наблюдения за живыми насекомыми Раб. тетр. с.2 № 1 
 Схематические зарисовки и записи в тетрадях | 
  | 6 | 20.09 | Бабочка – капустница. | Познакомить учащихся с особенностями внешнего вида бабочки капустницы и вреде наносимом сельскому хозяйству.   
 | Развитие мыслительных операций; активизация словарного запаса | Бабочка – капустница. | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, коллекции, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, демонстрация коллекции насекомых Раб. тетр. с.3 № 5 | 
  | 7 | 25.09 | Яблонная плодожорка  | Познакомить учащихся с особенностями внешнего вида яблонной плодожорки и вреде наносимом сельскому хозяйству.   
 | Развитие мыслительных операций; активизация словарного запаса | Яблонная плодожорка | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, коллекции, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, демонстрация насекомых Раб. тетр. с.6 № 11 | 
  | 8 | 27.09 | Майский жук. | Познакомить учащихся с особенностями внешнего вида майского жука | Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия. Развивать речь, обогащать активный словарный запас. | Майский жук. | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, коллекции, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, демонстрация насекомых Раб. тетр. с.2 № 1,2,3,4 | 
  | 9 | 02.10 | Комнатная муха | Познакомить учащихся с особенностями внешнего вида комнатной мухи | Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия. Развивать речь, обогащать активный словарный запас. | Комнатная муха | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, коллекции, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь | Записи и схематические зарисовки в тетрадях демонстрация насекомых. | 
  | 10 | 04.10 | Медоносная пчела | Познакомить учащихся с особенностями внешнего вида медоносной пчелы, раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; её ролью в природе и жизни человека. | Развитие мыслительных операций; активизация словарного запаса | Рой. Пчеловодство | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, коллекции, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь | Демонстрация коллекции пчёл, схематические зарисовки и записи в тетрадях. Раб. тетр. с.4 № 7,8,9 | 
  | 11 | 09.10 | Тутовый шелкопряд | Познакомить учащихся с особенностями внешнего вида тутового шелкопряда | Развитие мыслительных операций; активизация словарного запаса | Куколка | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, коллекции, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь | Демонстрация коллекции насекомых, схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.5 № 10; с.6,№ 11 | 
  |  Позвоночные животные Рыбы (7 часов) | 
  | 12 | 11.10 | Внешнее строение и скелет рыбы. |  Сформировать представление о внешнем строении и скелете рыб.  
 | Развивать логическое мышление, умение сравнивать, выделять главное. | Слизь.  | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.8 № 1,2,3; с.9 №5 | 
  | 13 | 16.10 | Внутреннее строение рыбы |  Сформировать  представление  внутреннем строении рыб. 
 | Развивать логическое мышление, умение сравнивать, выделять главное. | Жабры | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь | Записи и схематические зарисовки в тетрадях Раб. тетр. с.11 № 10 | 
  | 14 | 18.10 | Размножение рыб | Показать особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида | Развивать умение анализировать информацию, расширять кругозор учащихся | Икринки. Личинки. Мальки. | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь | Записи и схематические зарисовки в тетрадях Раб. тетр. с.10 № 7 | 
  | 15 | 23.10 | Речные рыбы | Уточнить и расширить представления детей о речных рыбах | Работать над расширением словарного запаса детей; формирование фразовой речи | Окунь. Щука. | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь | Записи и схематические зарисовки в тетрадях Раб. тетр. с.9 №,4, 6 | 
  | 16 | 25.10 | Морские рыбы | Уточнить и расширить представления детей о морских рыбах | Работать над расширением словарного запаса детей; формирование фразовой речи | Треска. Океаническая сельдь. Стаи (косяки). | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь | Записи и схематические зарисовки в тетрадях Раб. тетр. с.10 № 8 | 
  | 17 | 30.10 | Рыболовство и рыбоводство | Познакомить учащихся с рыболовством и рыбоводством, дать понятие о значении данной отрасли сельского хозяйства | Работать над расширением словарного запаса детей; формирование фразовой речи | Рыболовство и рыбоводство. Трал. | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.12 № 11, 12,13 | 
  |  
  II четверть (14 ч.) 
 | 
  |  № урока | Дата | Тема | Цель | Коррекционная работа | Основные понятия | Методическое обеспечение по теме урока | Практические работы | 
  | 18 | 13.11 | Рациональное использование и охрана рыб | Создать условия для формирования учебно-познавательной компетенции в ходе расширения и закрепления знаний по теме «Рыбы», познакомить с рациональным использованием и охраной рыб. | Способствовать формированию навыков информационно-коммуникативной деятельности, используя самостоятельную работу с учебником, дополнительную информацию. 
 
 
 
 | Белуга. Осётр. | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.12 № 11, 12,13 | 
  |  
 Земноводные (3 часа) | 
  | 19 | 15.11 | Общие Признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки. | Раскрыть многообразие земноводных в связи с условиями жизни; определить общие признаки земноводных Формирование представлений о среде обитания и внешнем строении земноводных на примере лягушки | Развитие механической памяти на основе упражнений на запоминание слов. | Лягушки. Жабы. Тритоны. | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь | Демонстрация в/ф; схематические зарисовки и записи в тетрадях. Раб. тетр. с.13 № 1,2,3 | 
  | 20 | 20.11 | Внутреннее строение земноводных | Познакомить учащихся с внутренним строением земноводных | Формирование умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни земноводных, анализировать, делать выводы | Филлобус – самая маленькая лягушка | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь | Схематические зарисовки в тетрадях Раб. тетр. с.15 № 6,7 | 
  | 21 | 22.11 | Размножение и развитие лягушки | Познакомиться с размножением и развитием лягушки 
 | Развивать мышление. Научиться сравнивать, обобщать 
 | Органы пищеварения, кровообращения, нервная система. | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.17 № 8,9  | 
  |  
 Пресмыкающиеся (3 часа) | 
  | 22 | 27.11 | Среда обитания и внешнее строение | Выделить признаки, характерные для класса Пресмыкающихся; показать многообразие пресмыкающихся, особенности их строения, связанные с наземным образом жизни; ознакомить с чертами более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными. | Формирование умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни, анализировать, делать выводы | Прыткая ящерица. Обыкновенный уж. Обыкновенная гадюка. | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.18 № 1,2,3 | 
  | 23 | 29.11 | Внутреннее строение | Познакомить учащихся с внутренним строением пресмыкающихся | Формирование умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни, анализировать, делать выводы | Атмосферный воздух. Трёхкамерное сердце. Скелет. | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.19 № 4 | 
  | 24 | 04.12 | Размножение и развитие пресмыкающихся | Познакомить учащихся размножением и развитием пресмыкающихся | Развивать мышление. Научиться сравнивать, обобщать 
 | Плотная кожистая оболочка. | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.20 № 6 | 
  | Птицы (12 часов) | 
  | 25 | 06.12 | Особенности внешнего строения птиц, скелет птиц. | Раскрыть особенности строения и скелета птицы, связанные с полетом и средой обитания. 
 | Развивать мышление. Научиться сравнивать, обобщать 
 | Ноздри. Крупные глаза. Маховые перья. Рулевые перья. | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.21 № 1,2 | 
  | 26 | 11.12 | Особенности скелета | Показать особенности скелета птицы, связанные с воздушной средой обитания и полетом. | Способствовать развитию логического мышления, умение сравнивать, анализировать, выделить причинно - следственные связи в природе. | Череп. Позвоночник. Скелет конечностей. Высокий гребень. | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.22 № 3,4 | 
  | 27 | 13.12 | Особенности внутреннего строения | Познакомить учащихся с особенностями внутреннего строения птиц | Развивать и корригировать словесно-логическое мышление через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, выполнение практической работы; развивать связную и монологическую речь, обогащать словарь. 
 | Пищевод. Лёгкие. Сердце. Печень. Поджелудочная железа. Почки. Кишечник. Желудок. Кровеносные сосуды. Трахея. | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.23 № 5,6 | 
  | 28 | 18.12 | Размножение и развитие | Познакомить учащихся с размножением и развитием птиц | Развивать и корригировать словесно-логическое мышление через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, выполнение практической работы; развивать связную и монологическую речь, обогащать словарь. 
 | Зародыш. | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.24 № 7,8,9 | 
  | 29 | 20.12 | Птицы, кормящиеся в воздухе | Познакомить учащихся с птицами, кормящимися в воздухе, дать понятие о том, почему ласточки и стрижи целые дни проводят в воздухе. | Развивать и корригировать словесно-логическое мышление через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, выполнение практической работы; развивать связную и монологическую речь, обогащать словарь. 
 | Ласточки. Стрижи – насекомоядные птицы. Перелётные птицы. Деревенские ласточки. Городские ласточки. | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.25 № 10 | 
  | 30 | 25.12 | Птицы леса | Сформировать представление о птицах леса, научить отличать птиц леса от других экологических групп. | Развивать и корригировать словесно-логическое мышление через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, выполнение практической работы; развивать связную и монологическую речь, обогащать словарь. 
 | Большой пёстрый дятел. Синицы. Синичники. | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.25 № 11,12 | 
  | 31 | 27.12 | Хищные птицы | Познакомить учащихся с хищными птицами, научить отличать хищных птиц от других экологических групп. | Развивать и корригировать словесно-логическое мышление через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, выполнение практической работы; развивать связную и монологическую речь, обогащать словарь. 
 | Степной орёл. Серая сова.  | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.26-27 № 13, 14 | 
  |  
  III четверть (20 часов) Птицы (продолжение) | 
  | 32 | 15.01 | Птицы пресных водоёмов и болот | Сформировать представление учащихся о жизни пресного водоёма, познакомить с разнообразием птиц водоёмов и болот. | Развивать познавательный интерес учащихся; учить работать с дополнительной литературой, применять в работе ранее полученные знания, учить рассуждать и делать выводы. | Утки – кряквы. Гоголь. Серая утка. Плавательная перепонка.  | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.28 № 15, 16 | 
  | 33 | 17.01 | Птицы, обитающие вблизи жилья человека | Продолжить формирование у учащихся знаний о различных экологических группах птиц; познакомить с многообразием, образом жизни и значением птиц, обитающих вблизи жилья человека | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия при прослушивании записи «голоса птиц» и просмотре фотографий птиц | Голуби. Воробьи. Трясогузки. | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.30 № 18 | 
  | 34 | 22.01 | Домашние куры | Расширять представление учащихся о группах птиц на основе знакомства с курицей | Развитие внимания и мышления с учётом субъективного опыта учащихся; развитие связной речи | Красный зубчатый гребень. Длинные серповидные перья. | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.30 № 19 | 
  | 35 | 24.01 | Домашние утки и гуси | Формировать у детей представления о домашних птицах (гуси, утки) их внешнем виде, питании | Развивать у детей психические процессы: внимание, память, мышление, речь. Способствовать пополнению пассивного и активного словаря, развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков. | 
 | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | записи и схематические Зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.31 № 20 | 
  | 36 | 29.01 | Птицеводство | Сформировать у учащихся знания о птицеводстве как о важной отрасли сельского хозяйства. | Развить умение работать с литературой и выступать перед аудиторией, повысить уровень информационной культуры | Птицеводство | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.31 № 21 | 
  | Млекопитающие (16часов) | 
  | 37 | 31.01 | Внешнее строение млекопитающих | Раскрыть особенности внешнего строения млекопитающих, связанные со средами их обитания. | Отработать умения распознавать зверей среди других классов Хордовых | Волосяной покров. Наружная ушная раковина. | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.32 № 1 | 
  | 38 | 05.02 | Особенности скелета и нервной системы | Познакомить учащихся с особенностями скелета и нервной системы | Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь. | Черепная коробка. Челюсти. Шейные, грудные, поясничные позвонки. Рёбра. Грудина. | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.32-33 № 2,3 | 
  | 39 | 07.02 | Внутренние органы  | Познакомить учащихся с особенностями внутренних органов млекопитающих | Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь. | Большой круг кровообращения. Малый круг кровообращения. Левое предсердие. Правое предсердие.  | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.33-34 № 4,5,6 | 
  | 40 | 12.02 | Грызуны | Актуализировать знания учащихся о роли грызунов в живой природе и хозяйственной деятельности человека; содействовать овладению учащимися способов, средств, которые помогут усвоению знаний о характерных признаках грызунов. | Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь. | Ласка. Суслик. Ондатра. | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.35 № 8,9 | 
  | 41 | 14.02 | Значение грызунов в природе и в жизни человека | Раскрыть биологические особенности грызунов. Показать их значение в природе и в жизни человека. Познакомить с хозяйственной деятельностью. | Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь. | 
 | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях | 
  | 42 | 19.02 | Зайцеобразные | Познакомить учащихся с представителями семейства зайцеобразных,  их внешним строением, питанием, особенностями строения зубов,  размножением и значением в природе и жизни человека. | Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь. | Беляк. Русак. Дикий кролик. | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях | 
  | 43 | 21.02 | Разведение домашних кроликов | Знакомство с  основными вопросами разведения кроликов. | Корригировать устную речь при работе над пересказом, развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь. | Кролиководческая ферма | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.37 № 12,13 | 
  | 44 | 26.02 | Хищные звери | Формировать представления об особенностях хищников  
 | Способствовать развитию мыслительных процессов, связной устной речи | Плотоядные | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.37-38 № 14,15 | 
  | 45 | 28.02 | Дикие пушные хищные звери | Формировать представления об особенностях диких пушные хищных зверях. | Корригировать устную речь при работе над пересказом, развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь. | Соболь. Лесная куница. Европейская норка.  | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.39 № 16 | 
  | 46 | 05.03 | Разведение норки на зверофермах | Познакомить учащихся с особенностями разведения норки на зверофермах | Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь. | Американская норка | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях | 
  | 47 | 07.03 | Домашние хищные звери – кошка, собака | Расширить представление о кошках и собаках | Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь. | Ризеншнауцер. Доберман. Ирландский сеттер. Ньюфаундленд. | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях | 
  | 48 | 12.03 | Ластоногие | Познакомить учащихся с представителями семейства ластоногих,  их внешним строением, питанием, особенностями строения зубов,  размножением и значением в природе | Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь. | Ластоногие | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.39 № 17 | 
  | 49 | 14.03 | Китообразные | Изучить млекопитающих животных, относящихся к китообразным. | Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью; развивать навыки восприятия. корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению | Китообразные | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.40 № 18,19,20 | 
  | 50 | 19.03 | Парнокопытные | Дать общую характеристику отряда парнокопытных, познакомить с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны | Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью; развивать навыки восприятия. корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению | Парнокопытные | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. | 
  | 51 | 21.03 | Непарнокопытные | Дать общую характеристику отряда непарнокопытных, познакомить с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны | Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью; развивать навыки восприятия. корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению 
 
 
 | Непарнокопытные | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.41 № 21 | 
  |  
 IVчетверть (16 часов) | 
  | 52 | 02.04 | Приматы | Рассказать учащимся об особенностях строения, внешнего вида и образа жизни приматов | Развивать навык коммуникативного общения. | Приматы | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 
 
 
 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.43 № 24,26 | 
  |  
 Сельскохозяйственные млекопитающие (12 часов) | 
  | 53 | 04.04 | Корова | Познакомить учащихся с сельскохозяйственным млекопитающим животным корова. | Коррекция произвольного внимания. Коррекция речевого развития. | 
 | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. | 
  | 54 | 09.04 | Содержание коров на фермах | Познакомить учащихся с содержанием коров на фермах | Коррекция произвольного внимания. Коррекция речевого развития. | Коровник | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. | 
  | 55 | 11.04 | Выращивание телят | Познакомить учащихся с выращиванием телят | Коррекция произвольного внимания. Коррекция речевого развития. | 
 | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. | 
  | 56 | 16.04 | Овцы | Познакомить детей с овцами | Коррекция речи, внимания, мышления детей. | 
 | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. | 
  | 57 | 18.04 | Содержание овец и выращивание ягнят | Познакомить детей с содержанием овец и выращиванием ягнят. Учить детей сравнивать уход за телятами и ягнятами. Находить общее и различия в их содержании. | Коррекция речи, внимания, мышления детей. | Овчарни | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. | 
  | 58 | 23.04 | Верблюды | Ознакомление со значением верблюдоводства в системе животноводства, продолжить развитие биологической грамотности, умения различать породы верблюдов | Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью; развивать навыки восприятия. корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению | Верблюдоводство | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. | 
  | 59 | 25.04 | Северные олени | Ознакомление со значением оленеводства в системе животноводства, продолжить развитие биологической грамотности. | Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью; развивать навыки восприятия. корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению | Оленеводство | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. | 
  | 60 | 30.04 | Домашние свиньи | Ознакомление со значением свиноводства в системе животноводства, продолжить развитие биологической грамотности. | Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью; развивать навыки восприятия. корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению | Свиноновдство | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. | 
  | 61 | 02.05 | Содержание свиней на свиноводческих фермах. | Познакомить учащихся с содержанием свиней на свиноводческих фермах. | Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью; развивать навыки восприятия. корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению | Свинарники | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. | 
  | 62 | 07.05 | Выращивание поросят | Познакомить учащихся с выращиванием поросят | Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью; развивать навыки восприятия. корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению | Свиноматка | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. | 
  | 63 | 14.05 | Домашние лошади | Познакомить учащихся с отличительными особенностями, внешним строением тела, назначением домашних лошадей | Развивать слуховое и зрительное восприятие, устойчивость и переключение внимания, умения выделять главное, излагать свои мысли логически верно | Верховая езда | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. | 
  | 64 | 16.05 | Содержание лошадей и выращивание жеребят | Познакомить учащихся с содержанием лошадей и выращиванием жеребят | Развивать слуховое и зрительное восприятие, устойчивость и переключение внимания, умения выделять главное, излагать свои мысли логически верно | Конюх. Конюшня. | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. | 
  | Экскурсии и практические работы (4 часа) | 
  | 65 | 21.05 | Что мы узнали о животных? | Обобщить знания учащихся об основных свойствах живого организма, о строении и жизнедеятельности клетки, укрепить знания об органах и системах органов животного организма | Продолжить развивать у учащихся познавательные способности и интерес, а также продолжить развивать умения излагать свои мысли; при ответах выделять самое главное, извлекать информацию при слушании текста. | 
 | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. | 
  | 66 | 23.05 | Наблюдение за птицами в парке (экскурсия) | Активизировать навыки самостоятельной работы учащихся по сбору нужной информации. Привить умения собирать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта. | Развивать умение наблюдать за природным объектом. Вовлечь в исследование.  
 | 
 | А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение» 2009 год . Иллюстрации, настенные картины, презентация, рабочая тетрадь 
 | Записи и схематические зарисовки в тетрадях. | 
 
  2) Перечислите 3-4 названия насекомых.
  4. При помощи какого органа дышат рыбы?
  А. Головы и брюшка
  Б. Груди и брюшка
  В. Головы, груди, брюшка 
 А. 4 пары ног
 Б. 3 пары ног
 В. 2 пары ног  
  Лёгкие, жабры, плавники, чешуя, шея, откладывают икру, откладывают яйца.
  Эта тайна хранилась в Китае много тысяч лет. Выдача секрета шёлка иностранцам в Китае каралась смертной казнью. Однако, несмотря на строгую секретность производства шелка, за 200 лет до нашей эры шелководство проникло в Корею, затем в Японию. Какое насекомое производит шёлк? 
  Разгадай и запиши.
  А. Щука, окунь, треска, сом, судак. 
  Б. Сельдь, треска, щука, камбала.
  Соедини их стрелкой.
  Крокодил, лягушка, ящерица, змея, жаба, черепаха, рыба. 
  кожа влажная, голая, покрытая слоем слизи дышит лёгкими и кожистой оболочкой. дышит только лёгкими 
  г)крылья. Подчеркни.
  Б.Размножение яйцами, покрытых плотной кожистой оболочкой. 
  Г. Сердце 3-х камерное
  Ж.Кости скелета лёгкие с воздушными полостями внутри.
  Воробей, синица, ласточка, голубь.
  Цапля, скворец, грач, снегирь.
  ноги располагаются по бокам туловища, 7 шейных позвонков, не имеют наружную ушную 
  раковину, 3-х камерное сердце.
  А. Чёрная книга
  Б. Красная книга
  В. Жёлтая книга
  Г. Зелёная книга
  1. Никишов А.И., Теремов А.В. Биология. Животные. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009 г.
  1. Бугай О. В., Микитюк А. Н. и др. Биология в определениях, таблицах и схемах. 6-11 кл. – Харьков, Ранок г. Харьков, 2008 г.
  2. Степанчук Н. А. Справочник учителя биологии: законы, правила, принципы, биографии ученых. – М.: Учитель, 2010 г.
  1. http://livingthings.narod.ru - «Иллюстрированная энциклопедия «Живые существа».
  2. www.zoo.h1.ru - «Мир животных».
  3. http://www.povodok.ru - сайт, посвященный интересным животным.
  4. http://nature.ok.ru - «Редкие и исчезающие животные России».
  5. http://rbo.nm.ru/museum.html - сайт, посвященный дождевым червям.
  6. http://www.aquaria.sait - сайт для аквариумистов.
  7. http://www.geosites.com/reptilife - сайт, посвященный рептилиям.
  8. http://birdnews.euro.ru - сайт для любителей птиц.
  9. http://www.km.ru/unep - сайт «Энциклопедия домашних животных».
  10. http://charles-darwin.narod.ru - сайт, посвященный Чарльзу Дарвину.
  11. http://www.dinos.ru - сайт «Развитие Жизни на Земле».
  12. http://websib.ru/noos/ecology/ - Экологические ссылки для школьников.
  13. informika.ru - электронный учебник "Биология" (вер. 2.0 - 2000) из цикла «Обучающие энциклопедии».  
  14. bio.1september.ru - газета «Биология».
  15. www.zooland.ru – «Кирилл и Мефодий. Животный мир».
  16. www.zooclub.ru - «Зооклуб. Все о животных».
  17. www.petslife.narod.ru - «Домашние животные».
  18. www.bigcats.ru - «Большие кошки».
  19. www.insect.narod.ru - «Змеи и рептилии».
  20. www.zin.ru/animalia/coleopreta/rus - «Жуки».