На заседании МО учителей зам. директора по УР директор школы
  Руководитель МО. «_____» __________ 2019 г. «_____» __________ 2019 г.
  От «____»_________2019 г. 
  Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии. Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:
  -Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
  - Приказа МО РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065- п «Об утверждении учебных планов специальных /коррекционных/ образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  - Федерального базисного учебного плана, утверждённого Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
  - Основной образовательной программой среднего (полного) общего образования МБОО «Туора-Кюельская СОШ имени Ивана Николаевича Гуляева» с. Туора – Кюель МО «Таттинский район» РС (Я);
  - Учебным планом на 2019-2020 учебный год МБОО «Туора-Кюельская СОШ имени Ивана Николаевича Гуляева» МО «Таттинский район» РС(Я);
  - Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
  - Приказа МО РФ № 1897 от 17.12.2010 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте № 19644 от 01.02. 2011);
  - Письма Минобрнауки РФ от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
  - Письма Минобрнауки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
 - Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».  
 - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373»;  
  - Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;  
  Дети с ЗПР - это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета). Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов.
  Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал.
  Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно-ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
  В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ЗПР и специфика усвоения им учебного материала. Обучающемуся ребенку по программе ЗПР очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
   Адаптированная рабочая программа по биологии для обучающихся с ОВЗ составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; Биология 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / под ред. И.Н. Пономаревой. – 6-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2018. – 272с. : ил.  
  Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения начального курса биологии в 9-м классе основной школы из расчета 2 учебного часа в неделю. В том числе 6 часов отводится на выполнение лабораторных работ и 2 часа на резервные уроки.
                  |  
 № п/п |  
  Название раздела Тема урока |  
 Кол-во часов | 
 
 Элементы содержания или основные понятия урока |  
 Планируемые результаты | Дата проведения | 
  |  Личностные | Метапредметные | Предметные | По плану | факт | 
  | Глава 1. Общие закономерности жизни (5 ч) | 
  | 1 | Биология – наука о живом мире | 1 | Биология- наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Биофизика, биохимия, генетика, бионика. Научное исследование, научный факт, наблюдение. Становление биологии как науки. | Личностные: воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку.   | Познавательные: формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научнопопулярной литературой, словарями и справочниками Регулятивные: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию Коммуникативные: преобразовывать информацию из одной формы в другую форму. | Предметные: иметь представление о биологии, как науке о живой природе; о профессиях, связанных с биологией; об уровневой организации живой природы. | 2.09 | 
 | 
  | 2 | Методы биологических исследований | 1 |  Методы изучения живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение, описание и измерение биологических объектов | Личностные: воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку.     | Метапредметные: Регулятивные : овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения Коммуникативные: ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность Познавательные: оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений | Предметные: иметь представление о биологии, как науке о живой природе; о профессиях, связанных с биологией; об уровневой организации живой природы. | 6.09 | 
 | 
  | 3 | Общие свойства живых организмов | 1 | Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость. Гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Эволюция. | Личностные: воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку.   
 |  Метапредметные: Познавательные: формирование приемов работы с разными источниками информации:   словарями и справочниками Коммуникативные: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию. |  Предметные: Иметь представление о биологии, как науке о живой природе; о профессиях, связанных с биологией; об уровневой организации живой природы. Знать:свойства живого;методы исследования биологии; значение биологических знаний в современной жизни. | 9.09 | 
 | 
  | 4 | Многообразие форм живых организмов | 1 | Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.   | Основные понятия: таксон ,система, иерархия. 
 | Определять принадлежность биологических объектов к уровню организации и систематической группе. | Иметь представление о биологии, как науке о живой природе | 13.09 | 
 | 
  | 5 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни» | 1 | Содержание всего изученного материала по главе 1. |  все изученные понятия, пройденные по главе 1 «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»; 
 | выполнять и ответить на все заданные задания и правильно ответить на тестовые вопросы. | Иметь представление о биологии, как науке о живой природе | 16.09 | 
 | 
  | Глава 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч) | 
  | 6 | Многообразие клеток Лабораторная работа №1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток». | 1 | Из истории цитологии. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка- основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Свойства клетки. | Предметные: Клетка - основная структурная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов, как доказательство их родства, единства живой природы . Основные положения клеточной теории Т.Шванна и М.Шлейдена. 
 |  Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию. Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности.  
 |  Обобщать и система-тизировать знания, делать выводы. Оценивать свои достижения и дости-жения одноклассни-ков по усвоению учебного материала. ение опыта   | 20.09 | 
 | 
  | 7 | Химические вещества в клетке | 1 |  Общность хим. состава клетки. Неорганические (вода и минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты). Полимеры, мономеры. | Предметные: Приводить примеры микро- и макроэлементов, а так же веществ, относящихся к липидам и углеводам Называть неорганич и органич вещества клетки. 
 | Формирование умения выделять существенные признаки тканей растений, умение различать их на таблицах, даль-нейшее развитие навыков работы с увеличительными приборами при рассматривании микропрепаратов | Усвоение системы научных знаний о живой природе, фор-мирование первич-ных представлений об эволюции расте-ний. Знание особен-ностей различных методов исследова-ния биологических наук, приобрет | 23.09 | 
 | 
  | 8 | Строение клетки | 1 | Строение клетки. Мембрана клетки. Цитоплазма. Строение и функции ядра. Типы клеток: прокариоты, эукариоты. Вирусы- неклеточные формы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. | Различать по немому рисунку прокариот и эукариот. Называть способы проникновения веществ в клетку и функции основных органоидов клетки.   Предметные: Называть функции основных органоидов клетки. | Умение исполь-зовать различные источники информации, формирование ИКТ-компетент-ности, умение создавать, приме-нять, преобразо-вывать различ-ные знаки и сим-волы для реше-ния учебных и познавательных задач. | Отве-чать на итоговые воп-росы темы, выпол-нять задания для самоконтроляДавать определения поня-тиям, устанавливать причинно-следст-венные связи, осуществлять срав-нение и классифика-цию, строить логии-ческие рассуждения. | 27.09 | 
 | 
  | 9 | Органоиды клетки и их функции 
 | 1 | Мембранные (ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды) и немембранные (рибосома, клеточный центр) органоиды. Особенности строения растительной, животной, бактериальной клеток. | Предметные:  Органоиды, цпл, эу- и прокариоты. Строение клетки. Строение и функции ядра. Клетки бактерий. Клеточное строение организмов   | Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательской деятельности, работы с микроскопом |  Различать по немому рисунку прокариот и эукариот. Называть способы проникновения веществ в клетку и функции основных органоидов клетки.   | 30.09 | 
 | 
  | 10 | Обмен веществ – основа существования клетки | 1 |  Обмен веществ и превращение энергии- основа жизнедеятельности клетки. Анаболизм (ассимиляция) и катаболизм (диссимиляция). Энергия клетки. АТФ. | Предметные: Ассимиляция, диссимиляция, фермент.   Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов.   | Овладение основами само-оценки, само-контроля, спо-собность выби-рать целевые и смысловые уста-новки в своих учебных действиях. |  Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция.  Называть этапы обмена веществ, роль ,АТф и ферментов в о\в. Характеризовать сущность процесса о\в | 4.10 | 
 | 
  | 11 | Биосинтез белка в клетке | 1 |  Понятие о биосинтезе. Ген- участок ДНК. Генетический код, его свойства. Этапы синтеза белка в клетке: транскрипция, трансляция.   | Предметные: Ген, генетический код, триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов.   
 | Умение исполь-зовать различные источники информации, формирование ИКТ-компетент-ности, умение создавать, приме-нять, преобразо-вывать различ-ные знаки и сим-волы для реше-ния учебных и познавательных задач. |  Давать определения понятиям ген, ассимиляция.  Называть свойства генетического кода, роль и-РНК и т-Рнк в биосинтезе белка 
 | 7.10 | 
 | 
  | 12 | Биосинтез углеводов - фотосинтез | 1 | Питание. Различия организмов по способу питания. Понятие о фотосинтезе. Роль пигмента хлорофилла. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Космическая роль зеленых растений. | Предметные:  Питание, фотосинтез, фотолиз.   Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла.   | Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательской деятельности, |  Давать определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез.  Называть органы растения где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла. Характеризовать фазы фотосинтеза. | 11.10 | 
 | 
  | 13 |  Обеспечение клеток энергией | 1 |  Понятие о клеточном дыхании. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Этапы биологического окисления: подготовительный, неполное безкислородное расщепление, полное кислородное расщепление. Гликолиз. | Предметные: Гликолиз, брожение, дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии.  Этапы энергетического обмена веществ. | Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательской деятельности, |  Давать определение понятию диссимиляция.  Анализировать содержание определений: Гликолиз, брожение, дыхание.  Перечислять этапы процесса диссимиляции. 
 | 14.10 | 
 | 
  | 14 | Размножение клетки и ее жизненный цикл  Лабораторная работа №2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения». 
 | 1 | Размножение, бесполое и вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение – древнейший способ размножения.   
 | Предметные: процессы, составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического цикла.  Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. 
 | Овладение основами само-оценки, само-контроля, спо-собность выби-рать целевые и смысловые уста-новки в своих учебных действиях. |  правильно выполнять лабораторную работу.  Давать определение понятию размножение. 
 | 18.10 | 
 | 
  | 15 | Обобщение знаний по теме «Явления и закономерности жизни на клеточном уровне» 
 | 1 | Содержание всего изученного материала по главе 2. | Правильно излагать все изученные понятия, пройденные по главе 2 «Явления и закономерности жизни на клеточном уровне»; 
 | Умение развивать мотивы своей познавательной деятельности, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать их в соответствии с меняющейся ситуацией. | выполнять и ответить на все заданные задания и правильно ответить на тестовые вопросы. | 21.10 | 
 | 
  | Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 ч) | 
  | 16 | Организм – открытая живая система (биосистема) | 1 |  Элементарная структурная единица жизни – организм. Биосистема «организм»; регуляция физиологических процессов. |  Предметные:  почему клетку называют биосистемой; 
 | Развитие умения работать с различными источниками информации, выявлять главные особенности, умения преобра-зовывать инфор-мацию в символы и схемы.   | сравнивать одноклеточные и многоклеточные организмы. | 25.10 | 
 | 
  | 17 | Примитивные организмы | 1 | Изучить формы организмов (одноклеточные, многоклеточные, неклеточные). Строение бактерий и их свойства. Образ жизни и значение бактерий. Строение вирусов. |  одноклеточные, многоклеточные и неклеточные уровни жизни. 
 | Умение налажи-вания партнёрс-ких отношений во время работы в парах, в группах, умение осуществлять взаимоконтроль | различать строение бактерий и вирусов. | 28.10 | 
 | 
  | 18 | Растительный организм и его особенности | 1 | Особенности строения растительных организмов. Фотосинтез, транспирация, минеральное питание, транспорт веществ. Ксилема, флоэма, ситовидная трубка. Бесполое и половое размножение растений. |  Изучить что растения принадлежат к эукариотам; 
 | Разви-тие ИКТ-компе-тентности. Овла-дение основами самоконтроля, самооценки. | показать главные органы растений и их функции. | 1.11 | 
 | 
  | 19 | Многообразие растений и их значение в природе | 1 | Споровые и семенные растения. Низшие и высшие споровые. Водоросли. Моховидные. Папоротники, хвощи, плауны. Семенные растения: голосеменные и покрытосеменные |  Изучить строение всех высших и низших растений.   
 | Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. | отличать голосеменных и покрытосеменных растений | 15.11 | 
 | 
  | 20 | Организмы царства грибов и лишайников | 1 | Одноклеточные грибы – дрожжи, плесневые грибы, шляпочные грибы, паразитические грибы. Лишайники.   |  особенности строения всех организмов царства грибов и лишайников. 
 | Умение развивать мотивы своей познавательной деятельности, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать их в соответствии с меняющейся ситуацией. | указывать органы строения. | 18.11 | 
 | 
  | 21 | Животный организм и его особенности | 1 | Движение, распространение, питание, переживание неблагоприятных условий, забота о потомстве, постройки животных |  строение и функции животного организма. 
 | Умение развивать мотивы своей познавательной деятельности, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать их в соответствии с меняющейся ситуацией. | отличать животный организм от растительной. | 22.11 | 
 | 
  | 22 | Разнообразие животных | 1 | Простейшие, многоклеточные животные, кишечнополостные, плоские черви, круглые черви, кольчатые черви, моллюски, членистоногие, хордовые животные |  группы животных, число видов животных, а также отличия и сходства. 
 | Умение развивать мотивы своей познавательной деятельности, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать их в соответствии с меняющейся ситуацией. | относить виды животных к соответствующей группе. | 25.11 | 
 | 
  | 23 | Сравнение свойств организма человека и животных | 1 | Сходство и отличие животных от человека. Функции организма человека. |  функции организма человека и их функции и строения 
 | Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательской деятельности,   | отличать строение животных от человека. | 29.11 | 
 | 
  | 24 | Размножение живых организмов | 1 | Размножение. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение- древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Смена поколений. Вегетативное размножение. | Давать определение понятию размножение. Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения. 
 | Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательской деятельности,   |  Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения.  Характеризовать сущность бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения. | 2.12 | 
 | 
  | 25 | Индивидуальное развитие | 1 | Понятие о делении клетки. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Фазы митоза. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл. | Давать определения понятиям Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез. Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбр развития. Характеризовать сущность эмб и постэмбр периодов развития 
 | Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательской деятельности, | Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек. | 6.12 | 
 | 
  | 26 | Образование половых клеток. Мейоз | 1 | Набор хромосом в клетке. Соматические клетки. Половые клетки, строение и их функции. Диплоидная и гаплоидная клетка. Мейоз, его сущность. Редукция. Гомологичные хромосомы.   | Узнавать и описывать по рисунку половые клетки. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножения. | Умение развивать мотивы своей познавательной деятельности, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать их в соответствии с меняющейся ситуацией. | Использовать ресурсы Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток. | 9.12 | 
 | 
  | 27 | Изучение механизма наследственности | 1 | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.. Предистория генетики. Основные понятия: наследственность и изменчивость –свойства организмов, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы . Закономерности изменчивости организмов. | Давать определения понятиям Гомологичные хромосомы, конъюгация. 
 | Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательской деятельности, |  Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании. 
 | 13.12 | 
 | 
  | 28 | Основные закономерности наследования признаков у организмов. Лабораторная работа №3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов» | 1 | Методы в исследованиях Г. Менделя  (гибридологический метод). Скрещивание. Гибрид.Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. | Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. 
 | Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательской деятельности, | Решать простейшие генетические задачи. | 16.12 | 
 | 
  | 29 | Закономерности изменчивости 
 | 1 | Геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия. Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, геномные, хромосомные. 
 | Называть причины ,обеспечивающие явление наследственности, биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости. Приводить примеры генных и геномных мутаций. 
 |  Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию.   
 | Называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций, свойства мутаций. | 20.12 | 
 | 
  | 30 | Ненаследственная изменчивость Лабораторная работа №4 «Изучение изменчивости у организмов» | 1 | Изменчивость- свойство организмов. Наследственная изменчивость.  Типы наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная. Мутации. Мутагены. Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова.   | Изучить термины: Геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия.  Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, геномные, хромосомные мутаций. | Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности. |  Называть причины ,обеспечивающие явление наследственности, биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости.  Приводить примеры генных и геномных мутаций. Называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций, свойства | 23.12 | 
 | 
  | 31 | Основы селекции организмов | 1 | Из истории селекции. Селекция как наука. Задачи и методы селекции. Искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Полиплоидия. Особенности культурных растений. Методы селекции растений: гибридизация и отбор.. | Знать термины: Селекция. Наследственность и изменчивость-основа искусственного отбора. Центры происхождения культурных растений.  Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах.   
 |  Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию.   
 |  Называть практическое значение генетики.  Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком.  Анализировать содержание основных понятий. 
 | 27.12 | 
 | 
  |  32 | Обобщение по теме «Закономерности жизни на организменном уровне» | 1 | Содержание всего изученного материала по главе 3. | все изученные понятия, пройденные по главе 3 «Закономерности жизни на организменном уровне»; 
 | Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности. | выполнять и ответить на все заданные задания и правильно ответить на тестовые вопросы. | 10.01 | 
 | 
  | Глава 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (19 ч) | 
  | 33 | Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания | 1 | Гипотезы происхождения жизни. Идея абиогенеза и биогенеза. Значение работ Л. Пастера | Гипотеза, коацерваты, пробионты. Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина. Химический, предбиологически, биологический и социальный этапы развития живой материи. 
 | Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательской деятельности, |  Давать определение термину гипотеза  Называть этапы развития жизни  Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира. 
 | 13.01 | 
 | 
  | 34 | Современные представления о возникновении жизни на Земле | 1 | Гипотеза происхождения жизни А.И. Опарина. Коацерваты. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи.   | 17.01 | 
 | 
  | 35 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни | 1 | Гипотезы происхождения жизни. Идея абиогенеза и биогенеза. Значение работ Л. Пастера | Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты. Этапы развития жизни Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Происхождение эукариотической клетки. 
 |  Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию.   
 |  Давать определение термину Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты Описывать начальные этапы биологической эволюции. | 20.01 | 
 | 
  | 36 | Этапы развития жизни на Земле | 1 | Изменение животного и растительного мира в катархее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Основные черты приспособленности. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли. | Ароморфоз, идиоадаптация. Изменение животного и растительного мира. Усложнение растительного животного мира в процессе эволюции   
 | Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности. |  Давать определение термину Ароморфоз, идиоадаптация. приводить примеры растений и животных, существовавших в разные периоды развития земли | 24.01 | 
 | 
  | 37 | Идеи развития жизни на Земле | 1 | Появление идей об эволюции. Учение об эволюции органического мира. Предпосылки учения Ч. Дарвина. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. | Появление идей об эволюции. Теория эволюции Ж-Б. Ламарка. Исследования Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции. Роль естественного отбора в эволюции. Значение работ Ч. Дарвина.   |  Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию.   
 |  Давать определение термину эволюция.  Описывать предпосылки учения Дарвина.  Знать основные факторы движущих сил эволюции, приводить примеры. 
 | 27.01 | 
 | 
  | 38 | Ч.Дарвин об эволюции органического мира | 1 | Дарвин – основоположник учения об эволюции, его исследования. Наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор – движущие силы эволюции. Искусственный отбор. Значение работ Ч. Дарвина. | Появление идей об эволюции. Теория эволюции Ж-Б. Ламарка. Исследования Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции. Роль естественного отбора в эволюции. Значение работ Ч. Дарвина. 
 | Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности. |  Давать определение термину эволюция.  Описывать предпосылки учения Дарвина.  Знать основные факторы движущих сил эволюции, приводить примеры. 
 | 31.01 | 
 | 
  | 39 | Современные представления об эволюции органического мира | 1 | Популяция как элементарная единица эволюции. Современные представления об эволюции органического мира. Факторы эволюции. | Популяция как элементарная единица эволюции. Важнейшие понятия СТЭ. Элементарные факторы эволюции.   
 |  Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию.   
 | Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. | 3.02 | 
 | 
  | 40 | Вид, его структура и критерии | 1 | Понятие о виде. Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический. Экологический. Географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида. | Понятие о виде. Критерии вида. Называть признаки популяции Перечислять критерии вида Анализировать содержание определения понятий вид, популяция. 
 | Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности. | Приводить примеры видов животных и растений; практического значения изучения популяции | 7.02 | 
 | 
  | 41 | Процессы образования видов | 1 |  Видообразование: географическое и экологическое. Изолирующие механизмы: географические барьеры, пространственная разобщенность, поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения.   | Понятие о микроэволюции. Видообразование в результате географической изоляции. Видообразование в пределах одного ареала. 
 |  Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию.   
 |  Приводить примеры различных видов изоляции Описывать сущность и этапы географического и экологического видообразования. | 10.02 | 
 | 
  | 42 | Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов | 1 | Макроэволюция. Главные направления эволюции: биологический регресс и биологический прогресс. | Макроэволюция как процесс образования крупных систематических единиц.   
 | Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности. | Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении. | 14.02 | 
 | 
  | 43 | Основные направления эволюции | 1 | Биологический прогресс, биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Соотношение направлений эволюции. | Прогресс и регресс в животном мире. Направления биологического прогресса. Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.   
 | Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию.   |  Давать определения понятиям прогресс и регресс. Давать определения понятиям Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация | 17.02 | 
 | 
  | 44 | Примеры эволюционных преобразований живых организмов | 1 | Эволюционные преобразования животных: преобразования в дыхательной и кровеносной системах; Репродуктивная система. Эволюционные преобразования у растений. | Необратимый характер эволюции. Прогрессивное усложнение форм жизни. Эволюция – процесс непрограммированного развития живой природы. Относительность приспособленности видов к среде обитания.   
 | Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности. |  Называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы | 21.02 | 
 | 
  | 45 | Основные закономерности эволюции Лабораторная работа №5 «Приспособленность организмов к среде обитания» | 1 | Основные особенности эволюции. Эволюция – необратимый процесс исторического развития органического мира. Адаптации (общие, частные). | .24.02 | 
 | 
  | 46 | Человек – представитель животного мира | 1 | Последствия хозяйственной деятельности человека на растительный и животный мир, влияние собственных поступков на живые организмы.   |  эволюцию приматов, семейство Гоминиды. 
 | Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию.   | называть известные представители млекопитающих; называть особенности дриопитеков как предков человека. | 28.02 | 
 | 
  | 47 | Эволюционное происхождение человека | 1 |  Антропогенез. Накопление фактов о происхождении человека. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения.   | понятие – антропогенез. Узнать накопление факторов о происхождении человека; доказательства родства человека с животными; важнейшие особенности организма человека. | Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности. | объяснять что человек является представителем животного мира и с какими животными человек имеет сходство в своем строении. | 2.03 | 
 | 
  | 48 | Этапы эволюции человека | 1 |  Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние. Современные люди. . Биосоциальная сущность человека.   |  австралопитеков, архантропов, палеоантропов, неоантропов и по какой причине их относят к роду Человек; 
 | Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательской деятельности, | объяснять отличие и сходство человека от обезьян.   | 6.03 | 
 | 
  | 49 | Человеческие расы, их родство и происхождение | 1 | Человеческие расы: негроидная, монголоидная, европеоидная. Их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. | Человек разумный – полиморфный вид. Расы. Родство рас. Происхождение рас. Человек – житель биосферы. Влияние человека в биосфере. | Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности. |  Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека. Доказывать единство человеческих рас. | 9.03 | 
 | 
  | 50 | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли | 1 | Человек – житель биосферы. Влияние человека на биосферу. Сельскохозяйственная революция. Промышленная революция. Научно-техническая революция. |  понятие биосфера и как человек воздействует на природу 
 | Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательской деятельности, | характеризовать отношения человека и природы; защита природы и окружающей среды. | 13.03 | 
 | 
  | 51 | Обобщение по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле» | 1 | Содержание всего изученного материала по главе 4. | все изученные понятия, пройденные по главе 4  ««Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»; . | Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательской деятельности, | выполнять и ответить на все заданные задания и правильно ответить на тестовые вопросы | 16.03 | 
 | 
  | Глава 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч) | 
  | 52 | Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы | 1 | Экология – как наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле. Экологические факторы. Влияние экологических факторов на организмы.   |  Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.  Экология – наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации.  Взаимодействие факторов. 
 | Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности. |  Давать определения понятиям Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.   | 3.04 | 
 | 
  | 53 | Общие законы действия факторов среды на организмы | 1 | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные; их влияние на организм. Основные экологические законы. Фотопериодизм. |  Абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.  Основные закономерности действия факторов среды на организмы.   
 | Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности. | Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме. | 6.04 | 
 | 
  | 54 | Приспособленность организмов к действию факторов среды 
 | 1 | Приспособленность организмов к различным экологическим факторам среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. |  Приспособления организмов к различным экологическим факторам.     
 | Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности. | Выявлять приспособления организмов к среде обитания. | 10.04 | 
 | 
  | 55 | Лабораторная работа №6 «Оценка качества окружающей среды» | 1 |  Оценка качества окружающей среды. | правильно выполнять лабораторную работу. | Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности. | 
 | 13.04 | 
 | 
  | 56 | Биотические связи в природе | 1 | Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз). Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, консументы, редуценты. Значение биотических связей. |  Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.  Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, консументы, редуценты. 
 | Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности. |  Давать определения понятиям Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.  Называть типы взаимодействия организмов. Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов; организмов разных функциональных групп | 17.04 | 
 | 
  | 57 | Популяции | 1 | Взаимосвязь организмов в популяции. Популяция. Популяция – форма существования вида в природе.   |  Популяция.    Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность, функционирование в природе. 
 | Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности. |  Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции. Изучать процессы, происходящие в популяции. | 20.04 | 
 | 
  | 58 | Функционирование популяции в природе | 1 |  Популяция. Функционирование популяции в природе. Динамика численности популяций в природе. Биотические связи в регуляции численности. |  Популяция.    Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность, функционирование в природе. 
 | Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности. |  Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции. Изучать процессы, происходящие в популяции. | 24.04 | 
 | 
  | 59 | Сообщества | 1 | Естественные и искусственные биоценозы. Структура сообщества живых организмов. Биотоп. Эдификаторы. Экологические ниши. Роль видов в природе. Особенности агроэкосистем. |  Популяция, биоценоз, экосистема. Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусственные экосистемы. Структура экосистем. Классификация наземных экосистем.   | Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности. |  Давать определения понятиям Популяция, биоценоз, экосистема.  Называть компоненты биоценоза; признаки и свойства экосистемы. 
 | 27.04 | 
 | 
  | 60 | Биогеоценозы, экосистемы и биосфера | 1 | Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты.   |  Биогеохимические циклы, биогенные элементы, микроэлементы, гумус, фильтрация. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. Трофический уровень.   | Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию. |  Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности.  Описывать биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду. 
 | 1.05 | 
 | 
  | 61 | Развитие и смена биогеоценозов | 1 | Саморазвитие биогеоценозов. Первичные и вторичные сукцессии. Продолжительность и значение сукцессии. Состояние экосистемы своей местности. Видовое разнообразие.   |  Экологическая сукцессия, агроэкосистемы.  Факторы существования равновесной системы в сообществе. Первичная и вторичная сукцессия.  Продолжительность и значение экологической сукцессии. Особенности агроэкосистем. 
 | Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию. |  Называть признаки экосистем и агроэкосистем; типы сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность сукцессии. 
 | .4.05 | 
 | 
  | 62 | Основные законы устойчивости живой природы | 1 | Цикличность в экосистемах. Биологическое разнообразие в экологических системах. |  Биосфера.    Биосфера – глобальная экосистема. Границы, компоненты и свойства биосферы.  Учение В.И.Вернадского о биосфере. 
 | Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию. |  Давать определения понятиям биосфера.  Называть признаки, структурные компоненты и свойства биосферы.  
 
 | .8.05 | 
 | 
  | 63 | Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы | 1 | Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли.   |  Природные ресурсы.    Последствия хоз деятельности человека в экосистемах. Влияние человека на растительный и животный мир. Сохранение биологического разнообразия. Классификация природных ресурсов. 
 | Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию. |  Называть антропогенные факторы влияния на биогеоценозы  Приводить примеры неисчерпаемых и исчерпаемых при родных ресурсов 
 | 11.05 | 
 | 
  | 64 | Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности» | 1 | Экскурсия   |  Наблюдать и фиксировать за экосистемой, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира Таттинского улуса. Соблюдать правила поведения в природе. 
 | Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию. | 
 | 15.05 | 
 | 
  |  65 
 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды» | 1 | Содержание всего изученного материала по главе 5. |  все изученные понятия, пройденные по главе 4  «Закономерности взаимоотношений организмов и среды»; 
 | Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию.   | выполнять и ответить на все заданные задания и правильно ответить на тестовые вопросы. | 18.05 | 
 | 
  | 66 | Итоговый контроль знаний по курсу биологии для 9 класса 
 | 1 | Содержание всего курса биология 9 класс |  все изученные понятия, пройденные по курсу Биология 9 класс. 
 | Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию.   | выполнять и ответить на все заданные задания и правильно ответить на тестовые вопросы. | 22.05 | 
 | 
  | 67-68 | Резерв времени: | 2 ч | 
 | 
 | 
 | 
 |  25.05 29.05 | 
 |