Тема занятия: «Пусть ёлочки растут в лесу! Будем хранить ту красоту!»
  Цель: повышение уровня экологического сознания учащихся, формирование у них ответственного отношения к окружающей природе.
  Задачи:  
  -  развивать интерес к проблеме сохранения и пополнения хвойных деревьев; 
-  показать огромное значение леса в природе и жизни человека; раскрыть роль охраны хвойных растений и окружающей природы; 
-  воспитывать у детей бережное отношение к хвойным деревьям. 
 
  Ход мероприятия.
  1. Вступительная беседа
  Педагог: Лесом частым, полем вьюжным зимний праздник к вам идет.
 Так давайте скажем дружно: «Здравствуй, здравствуй Новый год!»
  Здравствуйте ребята! Сегодня, в преддверии нового года, мы бы хотели поговорить с вами о важной проблеме – проблеме сохранения хвойных деревьев. И тема нашего занятия звучит так - «Пусть ёлочки растут в лесу! Будем хранить ту красоту!» (Показ слайда №1)
  Скоро наступит любимый праздник Новый Год, и у всех дома замигают огоньки на нарядных елках. А кто знает, откуда берёт своё начало обычай именно в новый год ставить ёлку в доме и украшать её?
 2. Историческая справка о возникновении традиции ставить ёлку.
  Историк: Зелёная пахучая ель-красавица издавна считается особым деревом. Стройная представительница зеленого царства хвойных украшает собою лес и невольно вызывает уважение к себе. Недаром древние германцы считали, что в ели живет добрый дух леса, сохраняющий все растения, оберегающий зверей и птиц. В древности к этому дереву приходили вожди воинственных германских племен, чтобы преклониться перед духом, умилостивить его, добиться его расположения. Жрецы, произнося таинственные заклинания, развешивали на еловых ветках различные украшения — свои дары лесному духу. От древних германцев обряд почитания ели перешел к голландцам, затем к англичанам, которые чествовали это дерево как символ неувядающей жизни, вечный молодости и силы. Так появился обычай ставить на Новый год наряженную елку, как символ вечной жизни и здоровья.
  Педагог: А как ель у нас в России стала украшением новогоднего праздника?
  Историк (продолжает). В Россию же новогодняя елка пришла с петровским указом. Петр I повелел 1 января 1700 года все дома украсить хвойными, еловыми, сосновыми, можжевеловыми ветвями.  Вот откуда идет этот обычай. (Показ слайда №2) . [2]
  Юннат. А, по-моему, это плохой обычай. Вы только представьте себе, сколько елочек срубается перед новогодним праздником! Для того чтобы вырастить одну елку до полуметровой высоты, нужно 15 - 20 лет. А к новогодним праздникам ежегодно срубается несколько миллионов елок! (Показ слайда №3)
  Чтец.
  Чтоб не царапалась и не цеплялась,
  Елку скрутили и потащили  
  Праздновать то, чего в нас не осталось, —
  К этому совесть свою приучили.
  А ветви-руки, чистые и нежные,
  Людскому фарсу не чета и не родня,
  Обвешают стеклянными, железными  
  Игрушками пустыми бытия.
  А ей идет лишь снег, капель и солнце,
  Все ваши вздорные наряды так дурны,
  Пускай в лесах смолистый запах льется,
  И не тревожьте хвойной тишины.
  Кто ты такой, что суд ведешь над миром,
  И машешь в исступленьи топором?!
  Никто не вправе делать плахой или тиром  
  Природу — тело, наше тело,
  Огромное и общее — наш дом.
  (Андрей Юшков, «Новогоднее».). [1]
  3. История ёлочки.
  Педагог: Познакомьтесь, это ёлочка мама. (Показ слайда №4). Дерево достигает 20-50 м в высоту, доживает до 500 лет. Образует стройную пирамиду кроны с приподнятыми на концах ветвями. Ствол крупный, прямой, покрыт красновато-коричневой чешуйчатой корой. К роду елей относятся 45 видов, растущих по всему свету. Есть ели с голубоватой, синевато-белой, золотисто-желтой хвоей и традиционно зелёной (Показ слайда №5).
  Педагог: Хвоя. (Показ слайда №6).Ель считают вечнозеленой породой. Хвоинки колючие, четырехгранные, острые. Но хвоя у ели не вечная. Хвоинки, отслужив свою службу, через 7-9 лет опадают. Каждую осень ель сбрасывает не меньше седьмой части хвои, невидимо, постепенно сменяя свой вечнозеленый наряд.  
  Педагог: Шишки ели. (Показ слайда №7). Шишки появляются на верхушках прошлогодних веток. Шишки у ели узкие и длинные. В конце зимы шишки открываются и оттуда вылетают семена.
  Педагог: Семена ели. (Показ слайда №8).Семена ель начинает приносить в сомкнутых насаждениях, когда им исполняется около 50 – 60 лет. Семенные ее годы бывают через 5 – 6 лет. Их наступление замечается уже в предшествующую осень по изобилию лежащих на земле кончиков побегов, отгрызенных белками.
  Педагог: Маленький росточек. Крылатые семена подхватывает ветер и по снежному насту уносит их далеко от родного дерева. Из семян вырастают молодые нежные елочки. (Во так выглядит ёлочка в 1 год и в 3 года) (Показ слайда №9). А вы знаете, как быстро растёт елочка?  
  Педагог: Оказывается рост деревьев в первые годы медленный. С 25 – 30 лет рост значительно усиливается и сохраняется равномерным часто даже в 100-летнем возрасте. [6]
   Педагог: А какие хвойные растения вы знаете ещё? (Показ слайдов №10,11)
  
 
  4. Значения хвойных растений.
   Педагог: Ребята, какое значение имеют хвойные растения? РР
  Юннат (продолжает). В хозяйстве ель — чуть ли не самое «ходовое дерево». Ее древесина в больших количествах идет на изготовление бумаги. Из древесины ели вырабатывают целлюлозу, искусственный шелк. Широко применяется ель и в строительстве: из толстых еловых бревен люди строят теплые деревянные дома, делают красивую мебель. У ели самая звонкая, певучая древесина. Она незаменимый материал для изготовления музыкальных инструментов: скрипок, пианино. Из нее изготавливают лукошки, корзины, решёта. (Показ слайда №12). Ель является важным поставщиком дубильных веществ, которые необходимы при выделки кожи. Многие химические и лекарственные препараты дает человеку только ель.
  Врач. В медицине ель имеет огромное значение! Используется хвоя, молодые побеги, шишки. Побеги собирают в мае-июне, хвою — круглый год. В хвое содержатся эфирные масла, смолы, дубильные вещества, микроэлементы, витамин С — аскорбиновая кислота. Из хвои готовят витаминный настой: 25-30 граммов хвои промывают холодной водой, заливают 1-1,5 стаканами кипятка, кипятят — зимой 20 минут, летом — 40 минут. Процеживают, для улучшения вкуса добавляют сахар, лучше мед. Выпивают в течение дня в 2-3 приема. Рекомендуется принимать для предупреждения цинги и усиления сопротивляемости организма неблагоприятным условиям внешней среды. Особенно этот витаминный напиток полезен зимой, когда содержание аскорбиновой кислоты в хвое резко возрастает по сравнению с летним периодом. В народной медицине водный настой и отвар молодых веток и шишек рекомендуют при цинге, простудных заболеваниях, кашле, туберкулезе, водянке, различных кожных сыпях, для ванн при радикулитах и ревматических болях. Смола ели также применяется в народной медицине. Ее осторожно собирают с коры, сухую измельчают и присыпают раны и язвы. А из порошка сухой смолы, пчелиного воска и подсолнечного масла делают мазь: все берут в равных количествах, подогревают, помешивая до получения однородной массы. Применяют для заживления гнойничков и застарелых язв. Вот такое это полезное деревце с точки зрения медицины. [4]
  Выходят дети в костюмах Дятла, Клеста, Белочки.
  Дятел. А вы еще про нас забыли!
  Клест. В густом ельнике звери и птицы пережидают холода и дожди.
  Белочка. Там мы скрываемся от опасности.
  Дятел. Для меня осень и зима —суровые времена. Летом-то я питаюсь насекомыми, а вот к зиме перехожу на растительный корм. В своих «кузницах» лущу шишки, достаю из них семена. Это они меня спасают от голода в зимнюю стужу.
  Клест. У птиц, как известно, птенцы появляются тогда, когда есть достаточно пищи! А наш корм — это семена хвойных растений. Они созревают осенью и в шишках держатся до марта. Корма у нас много, поэтому мы своих птенцов выводим не только весной, но и зимой под вьюжный вой. «А почему же птенцы не замерзают?» — спросите вы. Охотно отвечу: гнездо у нас сделано очень тщательно - внизу теплая подстилка, с боков — толстые стены. Да и в еловом лесу теплее, чем на открытом месте, здесь не бывает ветра.
  Белочка. Если под елью снег, будто ковром, устлан зелеными веточками-коротышками, знайте, ребята: это я сюда на обед приходила. Я ведь тоже в зимнее время питаюсь семенами ели.
  Юннат. Все верно, друзья! Когда созревают шишки, со всего леса слетаются птицы, спешат звери. На земле шишки тоже не залеживаются. Мыши, землеройки и другие зверьки лакомятся ими. Шишек на елке много — всем хватает. В каждой шишке по 50-60 семян! Даже хозяин леса — медведь — и тот предпочитает берлогу под сваленной бурей старой елкой. (Показ слайда №13)
    
  Эколог. Русские люди издавна с почтением относятся к этим чудесным пушистым деревцам, украшают ими сады, парки, исторические и памятные места. Справка: (Показ слайда №14)
  1.Если 1 гектар лиственного леса за сутки выделяет 2 килограмма фитонцидов, то 1 гектар хвойного леса — 5 килограммов! Фитонциды — это вещества, убивающие болезнетворных микробов.
  2. 1 гектар хвойного леса в год дает 540 килограммов кислорода!
  -  1 гектар хвойного леса отфильтровывает в год 30-35 тонн пыли! 
 Жаль только, что у ели есть своя особенность: задымленный, загрязненный воздух городов действует на нее губительно, поэтому еловые посадки в больших городах выживают нечасто. [1]
  5. Разгадывание ребусов.
  Педагог. Казалось бы, самая обыкновенная ель, а оказывается, как много загадок хранит она в себе! А сейчас отгадав ребусы вы узнаете какое значение имеют хвойные растения в природе – 1 ребус. Из ребуса 2 вы узнаете, почему воздух в хвойных лесах практически не содержит болезнетворных бактерий – микробов. Когда вы разгадаете ребус 3, то прочтёте, какие особенности есть у древесины хвойных растений. (Показ слайдов №15, 16, 17 ).
  (1 – Хвойные – основные лесообразующие породы.
  2- Хвоя выделяет фитонциды, убивающие микробы.
   3- Древесина хвойных содержит смоляные ходы.) [5] (Показ слайда №18)
  Педагог: А вы знаете, где растут ели? (правильно в лесу)
  6. Конкурс «Что такое лес?»
  (Педагог раздаёт листочки с пословицами. Участникам (в парах) предлагается пословица или высказывание смысл понимания которых им необходимо объяснить)  
  Лес – родной дом растениям и животным.
  Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади!
  Враг природы тот, кто лес не бережет.
  Лес – это богатство и краса, береги наши леса!
  Люби лес, люби природу, вечно будешь мил народу.
  Лес – это «легкие» планеты.
  Лес – это зеленый наряд нашей Земли.
  Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары.
  Лес – это «зеленое золото» .) [3] (Показ слайда №19)
  Педагог. Молодцы ребята как много важного вы сказали о лесе, о его пользе и необходимости его защиты. Роль лесов на планете велика. Леса очищают воздух, задерживают осадки, закрепляют почву, участвуют в процессе фотосинтеза, обеспечивая воздух кислородом. Кроме того лес – это место обитания животных, а так же сырьё для промышленности.
  Вы очень хорошо справились с этим конкурсом.  
   Педагог: Ребята, а что страшнее всего для леса?
  (Высказывание детей: пожар, мусор, рубка.)
  Педагог: Очень важно, чтобы вы осознавали, что людская беспечность – вот главная причина беды. К сожалению, многие рассуждают так: чего- чего, а уж лесов на белом свете видимо-невидимо, никто их не сеял, не сажал – сами выросли. Так всегда бывало, так и впредь будет. (Показ слайда №20)
  – Но будет ли?
  Мы порой безбожно
  Не храним, что имеем,
  Не щадим, не жалеем.
  Ни за что не в ответе,
  Словно самую малость
  Нам на этой планете
  Жить и править осталось.
  Не хозяева вроде,
  Так добро своё сгубим,  
  А гордимся природой
  И отечество любим. [3]
  7. Правила поведения в лесу.
  Педагог: Ребята, людям лес доставляет огромную радость своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека. А сколько грибов, ягод, лекарственных растений дарит нам лес! Жизнь леса зависит от каждого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определенные правила поведения. Что должен знать и уметь юный защитник леса? (Дети называют правила поведения в лесу).
  Педагог: Ребята, я раздам вам листовки, а вы их прочитаете дома всем своим родным людям, размножите их и раздадите знакомым и прохожим возле вашего дома или в других местах. Так вы приумножите доброе и практически поможете сохранению хвойных растений (Педагог раздаёт листовки).
  8. Подведение итогов занятия.  
  Педагог: Кто до сих пор считает, что на Новый Год нужно ставить живую елку дома? Почему?  
  Мы очень надеемся, что наше занятие не прошло напрасно, что вы пополнили свои знания о пользе хвойных деревьев, будете охранять и пополнять хвойные насаждения. (Показ слайда №21)
  Литература.
  
 
  
 
  -  Газета «Педсовет» №11/2011. 
-  Группа продлённого дня: Конспекты занятий, сценарий мероприятий: 3-4 классы/ Авт.-сост. Л.И.Гайдина, А.В. Кочергина.-М.:ВАКО, 2009. 
-  Калейдоскоп школьных дел. Выпуск 2: методические рекомендации/ Авт. – сост. Щербакова В.М., Смекалова Е.М. – Псков, ПОИПКРО,1997. 
-  Растения здоровья. Г.В. Крылов, Н.Ф. Козакова, А.А. Лагерь-Новосибирск: кн. изд-во, 1989. 
-  Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1999. 
 6. Сайт: www.vitusltd.ru