kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках биологии есть много возможностей формирования естественнонаучной грамотности учащихся: научить их применять полученные знания на практике и использовать в процессе социальной адаптации, формировать умения объяснять явления, процессы, выдвигать гипотезы, ставить вопросы и отвечать на них, проводить анализ и синтез, исследовать, экспериментировать и делать выводы с привлечением полученных ранее знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках биологии»

Формирование функциональной грамотности  на уроках биологии Зверько Татьяна Александровна учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 26 с. Краснокумского

Формирование функциональной грамотности

на уроках биологии

Зверько Татьяна Александровна

учитель биологии высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 26 с. Краснокумского

Функциональная грамотность – рассматривается как способность личности использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными и результативными являются следующие педагогические технологии: Информационно-коммуникационная технология; Технология критического мышления; Технология проектного обучения; Кейс-технология; Технология-интегрированного обучения; Технологии уровневой дифференциации; Педагогика сотрудничества Такой педагогический микс, позволяет сформировать у детей необходимый набор ключевых компетенций для успешного выполнения не только Риза, но и ГИА, ВПР.

Функциональная грамотность – рассматривается как способность личности использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными и результативными являются следующие педагогические технологии:

  • Информационно-коммуникационная технология;
  • Технология критического мышления;
  • Технология проектного обучения;
  • Кейс-технология;
  • Технология-интегрированного обучения;
  • Технологии уровневой дифференциации;
  • Педагогика сотрудничества

Такой педагогический микс, позволяет сформировать у детей необходимый набор ключевых компетенций для успешного выполнения не только Риза, но и ГИА, ВПР.

Виды деятельности учащихся на уроке при формировании ФГ

Виды деятельности учащихся на уроке при формировании ФГ

  • Объяснение и описание явлений
  • Использование и построение моделей явлений и процессов
  • Прогнозирование изменений
  • Формулирование выводов на основе имеющихся данных
  • Анализ данных и оценка их достоверности
  • Выдвижение гипотез, формулирование цели и построение плана исследования
Особенности заданий по функциональной грамотности.

Особенности заданий по функциональной грамотности.

  • Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний;
  • В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная учащемуся;
  • Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
  • Ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
  • Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны;
  • Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области;
  • Используются иллюстрации: рисунки, таблицы.
Правда или ложь? Витамины есть только в овощах и фруктах В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С Недостаток витамина А может привести к заболеванию «бери-бери» Недостаток витамина Д может привести к заболеванию «куриная слепота» Уберечь детей от рахита можно с помощью витамина Е

Правда или ложь?

Витамины есть только в овощах и фруктах

В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С

Недостаток витамина А может привести к заболеванию «бери-бери»

Недостаток витамина Д может привести к заболеванию «куриная слепота»

Уберечь детей от рахита можно с помощью витамина Е

Предлагаю вам прочитать текст, делая пометки на полях. V «галочкой» помечается то, что уже известно; - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

Предлагаю вам прочитать текст, делая пометки на полях.

V «галочкой» помечается то, что уже известно;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

ЗАДАЧА К терапевту обратился больной с жалобами на кровоточивость мелких сосудов, десен, выпадение волос. Врач рекомендовал ему длительный прием отвара шиповника. Обоснуйте назначение врача

ЗАДАЧА

К терапевту обратился больной с жалобами на кровоточивость мелких сосудов, десен, выпадение волос. Врач рекомендовал ему длительный прием отвара шиповника.

Обоснуйте назначение врача

ЗАДАЧА На приеме у терапевта больной. Злоупотребляет алкоголем, курит. В анамнезе резкая потеря аппетита, замедление перистальтики кишечника, потеря памяти, склонность к галлюцинациям. Кроме этого, наблюдаются одышка, боли в сердце, покалывания и онемение конечностей. На какое заболевание указывают эти симптомы? Каковы причины его возникновения? Объясните механизм возникновения основных симптомов.

ЗАДАЧА

На приеме у терапевта больной. Злоупотребляет алкоголем, курит. В анамнезе резкая потеря аппетита, замедление перистальтики кишечника, потеря памяти, склонность к галлюцинациям. Кроме этого, наблюдаются одышка, боли в сердце, покалывания и онемение конечностей.

На какое заболевание указывают эти симптомы?

Каковы причины его возникновения?

Объясните механизм возникновения основных симптомов.

Кластер «сердце» 1. Посередине чистого листа написать ключевое слово или предложение. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

Кластер «сердце»

1. Посередине чистого листа написать ключевое слово или предложение.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

полулунные Правый желудочек Левый желудочек створчатые Левое предсердие камеры клапаны СЕРДЦЕ Правое предсердие сосуды Стенки сердца перикард артерии капилляры эндокард миокард вены

полулунные

Правый желудочек

Левый желудочек

створчатые

Левое предсердие

камеры

клапаны

СЕРДЦЕ

Правое предсердие

сосуды

Стенки сердца

перикард

артерии

капилляры

эндокард

миокард

вены

1. Однажды Везалий (1514 - 1564) вскрыл труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся… Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Но почему же все-таки сокращалось сердце? Какими особенностями обладает сердечная мышца?

1. Однажды Везалий (1514 - 1564) вскрыл труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся…

Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Но почему же все-таки сокращалось сердце?

Какими особенностями обладает сердечная мышца?

2. Известно, что горный воздух более разреженный, чем равнинный. При подготовке к восхождению в гору начинающему альпинисту рекомендуются регулярные аэробные тренировки. К каким изменениям органов сердечно-сосудистой системы и крови альпинистов приводят такие тренировки?

2. Известно, что горный воздух более разреженный, чем равнинный. При подготовке к восхождению в гору начинающему альпинисту рекомендуются регулярные аэробные тренировки. К каким изменениям органов сердечно-сосудистой системы и крови альпинистов приводят такие тренировки?

Возможные проблемы при формировании естественнонаучной грамотности учащихся: 1.Малое количество часов, которых хватает только на освоение основной программы. 2 Использование готовых “ PISA-подобных” заданий из различных источников неудобно, т. к. они слишком большие для использования на уроке. 3 Нехватка мотивации учащихся к разбору и решению данных заданий.

Возможные проблемы при формировании естественнонаучной грамотности учащихся:

1.Малое количество часов, которых хватает только на освоение основной программы.

2 Использование готовых “ PISA-подобных” заданий из различных источников неудобно, т. к. они слишком большие для использования на уроке.

3 Нехватка мотивации учащихся к разбору и решению данных заданий.

В урочной деятельности, заданиям по функциональной грамотности  есть место, и задача учителя красиво встроить их в урок. В каждом виде грамотности встречаются вопросы разного уровня сложности. Учить детей надо начиная с малого. В урочной деятельности можно использовать задания низкого уровня сложности или задания, имеющие небольшой объем. Задания требующие осмысления, планирование опытов, проведение некоторых экспериментов могут быть даны в качестве домашнего задания. КИМы для проведения ВПР, ОГЭ и ЕГЭ содержат задания на функциональную грамотность. Поэтому во внеурочной деятельности на занятиях по подготовке к итоговой аттестации обязательно работаем над формированием и развитием функциональной грамотности

В урочной деятельности, заданиям по функциональной грамотности  есть место, и задача учителя красиво встроить их в урок.

В каждом виде грамотности встречаются вопросы разного уровня сложности. Учить детей надо начиная с малого. В урочной деятельности можно использовать задания низкого уровня сложности или задания, имеющие небольшой объем. Задания требующие осмысления, планирование опытов, проведение некоторых экспериментов могут быть даны в качестве домашнего задания. КИМы для проведения ВПР, ОГЭ и ЕГЭ содержат задания на функциональную грамотность. Поэтому во внеурочной деятельности на занятиях по подготовке к итоговой аттестации обязательно работаем над формированием и развитием функциональной грамотности


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

Автор: Зверько Татьяна Александровна

Дата: 09.06.2025

Номер свидетельства: 671446

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Технология развития критического мышления на уроках биологии как условие формирования функциональной грамотности учащихся. "
    ["seo_title"] => string(144) "tiekhnologhiia-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-biologhii-kak-usloviie-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "126205"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415125294"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии»"
    ["seo_title"] => string(76) "formirovanie_funktsionalnoi_gramotnosti_uchashchikhsia_na_urokakh_biologii_1"
    ["file_id"] => string(6) "670774"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1748445366"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Развитие функциональной грамотности по биологии  через внеклассную работу "
    ["seo_title"] => string(81) "razvitiie-funktsional-noi-ghramotnosti-po-biologhii-chieriez-vnieklassnuiu-rabotu"
    ["file_id"] => string(6) "209661"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431260176"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии."
    ["seo_title"] => string(78) "formirovaniie_funktsional_noi_ghramotnosti_uchashchikhsia_na_urokakh_biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "457583"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1518684813"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Формирование функциональной грамотности на уроках биологии."
    ["seo_title"] => string(59) "formirovanie_funktsionalnoi_gramotnosti_na_urokakh_biologii"
    ["file_id"] => string(6) "653585"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1719258666"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства