Просмотр содержимого документа
«Работа с рифмованными текстами на уроках английского языка»
Работа с рифмованными текстами на уроках английского языка
Автух Вера Владимировна, учитель английского языка, ГБОУ школа № 104 имени М.С.Харченко Выборгского района Санкт-Петербурга
И. Р. Гальперин определяет текст как письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний, объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определённый моральный характер, прагматическую установку. Также текст (от лат. textus — «ткань; сплетение, связь, сочетание») определяют как зафиксированную на каком-либо материальном носителе человеческую мысль..
Под рифмой понимают созвучие концов стихотворных строк. Соответственно, под рифмованным текстом можно подразумевать текст, то есть письменно сообщение, состоящее из ряда высказываний, объединенных разными типами лексической, грамматической и логической связи, логически обработанное и имеющее рифму.
В этом случае, к рифмованным текстам можно отнести следующие:
1) песню — наиболее простую, но распространенную форму вокальной музыки, объединяющую поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией;
2) стих - художественное произведение с ритмически организованной строкой;
3) рифмованную прозу (рифмовку) - художественный прозаический текст, использующий рифмы (повтор отдельных звуков или звуковых комплексов, связывающих окончания двух или более строк).
На наш взгляд, наиболее удобными в использовании являются рифмовки, выполняющие в учебном процессе следующие функции:
1) помогают с легкостью освоить определенный лексический материал, в них отраженный.
2) грамматические рифмовки на английском языке помогают закрепить необходимый минимум в такой трудной области, как грамматика английского языка.
Однако во многих случаях рифмовки на уроке являются не средством обучения, а всего лишь фоновым сопровождением, используясь в качестве только фонетической зарядки или музыкальной (ритмической) паузы. В действительности, рифмованные тексты, в частности рифмовки, обладают большим потенциалом для совершенствования речевых навыков у младших школьников.
Можно выделить разные классификации рифмовок.
Так, по цели использования рифмовки на английском языке могут быть фонетическими, тематическими, грамматическими.
Фонетические рифмовки предназначены для отработки правильного произношения определенных звуков.
Например, рифмовка для звуков [w],[d]: Whether the weather be cold Or whether the weather be hot. We’ll weather the weather whether we like it or not..
Тематические рифмовки определяют своей целью расширение и закрепление словарного запаса, так как каждая из них включает некоторое количество лексических единиц. Например, в этой рифмовке на английском языке помимо названий частей тела присутствуют и числительные, которые также необходимо заучивать: Ten little fingers, Ten little toes, Two little ears And one little nose, Two little eyes That shine so bright, One little mouth To kiss Mummy “Good night!”
3) Грамматические рифмовки - помогают запомнить различные грамматические особенности английского языка.
Например:
А) Употребление глагола «Have/ Has»: I am a hen. I have got a pen. It is a mouse. It has got a house. I am a parrot. I have got a carrot. It is a cat. It has got a hat.
B) Употребление окончания -s с глаголами 3-го лица единственного числа в настоящем простом времени: «My friend Jane and me». I like cars. - Jane likes ducks. I like trucks. - She likes ducks. I like balls. - She likes dolls. I like cats. - She likes bats. I draw bears.- Jane draws hares. I eat ham. -She eats jam. I play with balls. - She plays with dolls. I hates nakes.-She hates cakes;
С) Употребление «There is/There are». 1) There is a book on the table. There is a picture on the door. There is a vase on the shelf. There is a kitten on the floor. 2) There are bees in the trees. There are cats in the flats. There are flags in the bags. There are foxes in the boxes.
Рифмовки по типу текста
1) Рифмовки-загадки
Отгадывание загадок предполагает знание особенностей предметов, умение сравнивать предметы, видеть в них общее. Часто описание одного предмета даётся через описание другого. Чтобы построить работу в данной области, необходимо реализовать параллельную работу в следующих направлениях:
1. обеспечить активное мышление ребёнка
2. сформировать умение сопоставлять
3. учить детей проводить сравнение предметов.
What is it?
It is red and sweet
And it’s good to eat (an apple)
2) Считалки.
One, two, buckle my shoe
Three, four open the door.
3)Советы
Learn your lessons
As well as you can
Be tidy like nick
Not dirty like Dan
3. По месту использования на уроке:
1) Рифмовки-зарядки - используются в физкультминутках
Hands up Stand up One,two,three, hop
Hands down Hands to the sides One,two,three stop
Hands on hips Bend left, bend right Stand still
Sit down Hands on hips
2) Рифмовки для основного этапа урока
Отметим, что в данную категорию могут войти рифмовки из предыдущих классификаций. Выбор рифмовки зависит от цели и задач урока (изучение нового материала, повторение изученного или др.)
3) Рифмовки для заключительного этапа урока.
На заключительном этапе предлагаются к использованию рифмовки с целью подведения итогов, организованного окончания урока. Mind the clock And keep the rule: Try to come In time to school. I can jump, I can run, I can sing, I can dance, I can swim, I can't fly I can climb and say goodbye.
3.По разновидности речи:
1) Монологические:
Learn your lessons
As well as you can
Be tidy like nick
Not dirty like Dan
2) Диалоговыерифмовки.
Например, рифмовка “good morning” служит основой для составления диалога в ситуации «Приветствие».
Good morning, good morning
Good morning to you
Good morning, good morning
I am glad to see you.
А рифмовка «How is your father?» помогает освоить вопрос о здоровье.
How is your father? He is fine, thanks.
How is your mother? She is fine, thanks.
На наш взгляд, для учителя будет полезно иметь «Копилку рифмованных текстов», которую можно использовать в зависимости от темы урока, цели урока. К примеру, «Rhymes about animals» (Стихи о животных), «Rhymes about nature» (Стихи о природе), «Rhymes about people»(Стихи о людях) и т.д. (см. Приложение).
Безусловно, для совершенствования речевых навыков на уроках английского языка в начальной школе могут быть использованы самые разные рифмовки.
Очевидно, что одну и ту же рифмовку можно отнести к разным классификациям. К примеру, рифмовка:
What is it?
It is red and sweet
And it’s good to eat (an apple)
тематическая (совершенствование лексического навыка употребления названий фруктов по теме «Фрукты и овощи»);
грамматическая (совершенствование грамматического навыка использования специальных вопросов с глаголом «to be»);
рифмовка-загадка;
рифмовка основного этапа урока;
монологическая..
Список использованной литературы
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009.
Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Арефьева Г.И. Рифмовки и скороговорки на английском языке // Иностранный язык в школе. 1991. №3. С. 105-106
Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 4. - С.12-18.
Бим И.Л. О преподавании иностранного языка на современном этапе // Иностранные языки в школе. - 1999. - №3. - С. 15-18.
Бориско Н.Ф. Сам себе методист, или Советы изучающему иностранный язык. Киев. Фирма «ИНКОС», 2001
Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: Наука, 1981.
Любченко А.С. Нестандартные уроки английского языка в школе. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2007.