Населенный пункт: Ставропольский край Изобильненский городской округ поселок Рыздвяный
Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа различных вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также правильно использовать полученные результаты к ситуациям и проблемам.
Что входит в понятие «Критическое мышление»?
Набор основных навыков, которые необходимы для критического мышления, включает в себя способность к интерпретации, анализу, наблюдательность, выведению заключений, способность давать оценки.
Логика очень важна для применения критического мышления, кроме того эта технология опирается на такие критерии как: интеллектуальность, ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость.
Применяя достаточно долгое время технологию развития критического мышления, я заметила очевидные ее преимущества, как для учителя, так и для обучающихся.
Технология критического мышления дает обучающимся: - повышение эффективности восприятия информации; - появление интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение критически мыслить и ответственно относиться к собственному обучению; - умение работать в команде; - повышение качества образования обучающихся; - желание получать знания в течение всей жизни.
Технология критического мышления дает учителю: - умение создать в классе непринужденную атмосферу; - возможность использовать систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
В процессе применения технологии развития критического мышления:
обучающиеся имеют возможность получить обобщенные знания, умения, навыки и способы мышления;
формируется собственная индивидуальная технология обучения, вырабатывается направленность на самореализацию;
можно объединить отдельные дисциплины в рамках урока;
появляются условия для дифференциации обучения и вариативности.
Этапы урока с использование критического мышления
Технология «Критическое мышление» используется модульный урок, состоящий из трех этапов: первая стадия – «вызов», вторая стадия – «осмысление», третья стадия – «рефлексия».
Схематично стадии урока можно рассмотреть в таблице.
Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы
Технологичекие
этапы
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Возможные
приемы и методы
I стадия (фаза)
Вызов (evocation):
- актуализация имеющихся у обучающихся знаний;
- мотивация к появлению интереса к получению новой информации;
- работа учителя по постановке обучающимися собственных целей обучения.
Направлена на активизацию у обучающихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивации обучающихся к дальнейшей работе
Обучающиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию до изучения нового материала, задают вопросы, на которые хотят получить ответы.
Опора на «известную информацию»:
сообщение по опорным фразам;
систематизация учебного материала (графическая): кластеры, таблицы;
верные и неверные утверждения;
перепутанные логические цепочки;
мозговая атака;
проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы, прогнозирование (по портрету, картине), по ключевым словам и т.д.
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается,обсуждается, иногда записывается. Основные формы работы: индивидуальная, в парах или группах.
II стадия
Осмысление содержания (realization of meaning):
- обучающиеся получают новую информацию;
-обучающиеся корректируют поставленные цели обучения.
Направлена на мотивацию и сохранение интереса к учебному материалу урока при предъявлении новой информации, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Обучающиеся читают (слушают) тексты, используя активные методы чтения, предложенные учителем, делают пометки на полях или ведут записи по мере получения и осмысления новой информации
Методы активного чтения: стратегия
«фишбоун»;
чтение текста с маркировкой по методу insert; стратегия
«идеал»;
поиск ответов на вопросы, поставленные в первой части урока; выделение ключевых слов подчёркиванием
На этой стадии осуществляется непосредственный контакт с новой информацией. Основные формы работы: индивидуальная, в парах. Групповая работа возможна при условии индивидуального поиска и обмена идеями, причем предпочтительно, чтобы личный поиск предшествовал обмену мнениями.
III. Рефлексия (reflection):
-размышление, появления нового знания;
-постановка обучающимися новых целей обучения.
Задача учителя: напомнить обучающимся их первоначальные записи-предположения; внести возможные изменения; предложить задания на основе изученной информации
Обучающиеся сверяют и соотносят «новую» информацию со «старой», при этом используют знания, полученные на стадии осмысления содержание.
Обучающиеся заполняют таблицы, кластеры; составляют синквейны, устанавливают причинно-следственные связи между блоками информации; возвращаются к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; отвечают на поставленные вопросы; участвуют в различных видах дискуссий, пишут творческие работы.
На этой стадии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Основные формы работы: индивидуальная, в парах или группах.