kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование игровых технологий на занятиях театрального объединения "Театр музыкальной сказки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы "Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса к искусству театра и актерской деятельности. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса к искусству театра и актерской деятельности"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование игровых технологий на занятиях театрального объединения "Театр музыкальной сказки"»



Администрация города Коврова Владимирской области

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования

Дом детской культуры «Дегтярёвец»















Педагогический опыт на тему


Использование игровых технологий на занятиях театрального объединения «Театр музыкальной сказка»









Володина Татьяна Николаевна-

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории











Ковров, 2023





Содержание:


1.

Условия возникновения и становления опыта

3

2

Актуальность и перспективность опыта

4

3.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Тема опыта

4

4.

Теоретическая база опыта

5

5.

Новизна опыта

10

6.

Технология опыта

12

7.

Результативность

21

8.

Адресная направленность опыта

34

9.

Библиографический список

35

10.

Приложения

37

































  1. Условия возникновения и становления опыта.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным процесс обучения и воспитания на всех этапах работы. Использование игры в воспитании и обучении является одним из древнейших методов обучения, и является одним из важнейших средств в развитии личности. Особенно это касается занятий в театре. Ведь театр-это сплошная игра.

В своем опыте я хочу поделиться своими подходами к воспитанию и образованию благодаря игровым технологиям в объединении « Театр музыкальной сказки». В последние годы игровые технологии стали очень популярны и активно их используют педагоги в учебно-воспитательном процессе. Многие руководители объединений считают игровые технологии очень эффективными в педагогической деятельности.

Такая эффективность игровых технологий объясняется рядом причин. Во-первых, они повышают интерес к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности. Кроме того, использование игровых форм обучения предупреждает утомление.

Во-вторых, при использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца. В групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учащихся.

В-третьих, игра позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой и «ненавязчивой» форме и позволяет ребенку раскрепоститься.

Игровые современные технологии в занятиях используются в комплексе с другими, как традиционными, так и инновационными.

2. Актуальность опыта.

Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает следующие требования к результатам освоения образовательных программ это: развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, развитие творческих способностей, обучающихся в многообразных видах деятельности. Для этого необходимо применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых учатся дети. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным процесс обучения и воспитания на всех этапах работы. Использование игры в воспитании и обучении является одним из древнейших методов обучения, поэтому такой метод обучения является актуальным и сейчас. Особенно это касается занятий в театре. Ведь театр-это сплошная игра.

В настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в театральной деятельности, особенно в начальных классах. Ведь на занятиях театра идет работа над развитием речевого аппарата. Благодаря скороговоркам укрепляются губы, язык. Они становятся послушными, подвижными и сразу улучшается техника чтения. Уходит зажатость нижней челюсти и рот открывается свободно и легко.

Я заметила, что все дети могут и хотят выступать на сцене. Некоторые прямо рвутся на сцену, а есть дети, которые хотят, но боятся. Вот для таких детей занятия в театральном объединении просто необходимы.

3.Ведущая педагогическая идея опыта. Тема опыта.


Тема опыта: «Использование игровых технологий на занятиях театрального объединения «Театр музыкальной сказка».


Процесс формирования успешной личности будет наиболее эффективным, если творческая деятельность и процесс духовно-нравственного развития будет решаться в комплексе с использованием новейших педагогических и инновационных технологий. Для театрального объединения наиболее продуктивным является игровая технология.

Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности.

Цель: Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи:

- воспитание личностных качеств, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.

-знакомство обучающихся с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).

- поэтапное освоение различных видов творчества.

- приобретение артистических навыков, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

- развитие речевой культуры;

- развитие эстетического вкуса.

В своей работе руководствуюсь принципом: от простого к сложному.


4. Теоретическая база опыта.

Игра является предметом многих исследований, т. к. ее используют в качестве одного из важнейших средств воспитания и обучения детей, особенно детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ведь в этом возрасте ведущей деятельностью остается еще игровая деятельность. Ребенок, играя, моделирует внешний взрослый мир, его взаимоотношения, благодаря чему он вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. «Игра есть потребность растущего детского организма, развиваются физические силы ребенка, развивается его сообразительность, находчивость, инициатива, развиваются организационные навыки, выдержка и пр». — писала Н. Крупская В процессе активной игры дети так же познают окружающие предметы, приспосабливая их к своим потребностям, вследствие чего у них развивается воображение, творческие возможности. Именно игра дает ребенку через себя понимать другого и, наоборот, через другого — понимать себя. « Ребенок должен играть даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь - игра» - писал А.С.Макаренко. В игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, А.И.Сорокина, Н.Р.Эйгес и др.) и младших школьников (Ф.КБлехер, А.С.Ибрагимова, Н.М.Конышева, М.Т.Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. С точки зрения педагога и психолога игра — это деятельность ребенка, направленная на познание, освоение и преобразование действительности, а так же средство воспитания в педагогическом процессе. Раннему детству характерны простые игры, по П. Ф. Каптереву они называются забавами, потешками. Ребенок взрослеет «взрослеют» и игры, т. е. они усложняются. П. Ф. Каптерев считает, игра-забава переходит в развлечения, которые оказывают действие не только на внешнее состояние ребенка, но и на память, мышление, в таких играх дети больше испытывают переживания. У детей развивается мышление и воображение.

Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся, позволяют:

- проводить занятия в нетрадиционной форме, например занятие - сказка; занятие-конкурс.

- раскрывать креативные способности учащихся;

- раскрепощать особо зажатых, скованных детей;

- дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;

- развивать коммуникативные навыки учащихся;

- развивать фантазию;

- обеспечивать свободный обмен мнениями;

- учитывать возрастные психологические особенности учащихся;

- организовывать процесс обучения в форме соревнования, конкурса;

- формировать навыки коллективной деятельности

- ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности;

- практически закреплять полученные знания;

- формировать мотивацию к занятиям учащихся;

- расширять кругозор учащихся;

- формировать навык коллективной деятельности.

- снять чувство усталости;

Игровые технологии выполняют такие функции: развлекательную, коммуникативную, диагностическую, самореализации, коррекции, социализации.

Большинству игр присущи 4 главные черты (по С.А.Шмакову): свободная деятельность, творческий подход, эмоциональная приподнятость, наличие правил.

5.Новизна опыта.

Новизна моего опыта заключается в том, что определены педагогические условия, способствующие эффективному развитию учебной деятельности учащихся начальных классов; на протяжении многолетней работы были разработаны, усовершенствованы и апробированы игровые задания, приемы и упражнения, способствующие развитию умения учиться на занятии. Весь материал подбирался по крупицам и был адаптирован с учетом конкретных детей и условий. Игровая форма занятия создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

6. Технология опыта.

Игровые педагогические технологии

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Педагогическая игра должна обладать существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Педагогическая игра выполняет следующие целевые задачи:

Воспитательную. Формируются определенные позиции, подходы, нравственные, этические, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма, и в то же время, ярче выражаются личностные качества. Развиваются навыки коммуникативности. Учащийся приобщается к нормам и ценностям общества, адаптируется к условиям среды, обучается навыкам само регуляции, стрессового контроля, психотерапии.

Дидактическую. Расширяет кругозор, активирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению необходимого учебного материала, позволяет быстро проверить результативность.

Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умения сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения. Активируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.

За годы многолетней практики мною был накоплен опыт по применению игровых технологий и приемов на занятиях в театральном объединении «Театр музыкальной сказки», в которых предпринята попытка обобщить теоретические наработки и практические материалы по использованию игр на занятиях театра в начальной школе. При составлении рекомендаций я использовала собственный опыт применения игровых технологий и приемов на занятиях. Разработаны примеры игр в начальной школе и наглядный материал к дидактическим играм. (Карточки для закрепления скороговорок)

Игра - это любимое занятие детей. Играя, ребенок раскрывается. При отборе содержания игры необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В игре ребенок раскрепощается, становится свободным, веселым.
Всем известно, что театр-искусство коллективное, и изначально первой моей задачей, на первом году обучения- сплотить дружный творческий коллектив. Впервые придя на занятие, ребята испытывают большие затруднения в общении: они стесняются педагога, друг друга, боятся выходить на сцену, при виде зрителя, не могут говорить громко и четко. И чтобы ребятам помочь на занятиях использую не только театральные игры, приемы, но и дидактические игры и музыкальные. Так как у нас музыкальный театр, то я подбираю больше музыкальные и ритмические игры. Игра, как особая форма общения в процессе театральной деятельности, представляет собой комплекс специально подобранных заданий и упражнений, направленных на развитие у детей основных психологических процессов: (внимания, памяти, воображения, речи, слуха, ритма), являющимися основополагающими компонентами актерской деятельности в музыкальном театре.
Чтобы не быть голословной приведу примеры используемые мной на занятиях виды игр:

  1. Подвижные игры (хоровод «Пошла коза по лесу», музыкальная игра- путешествие « Музыкальное эхо»)

  2. Сюжетно-театрализованные игры (крокодил или инсценировки песенок такие как «Два кота», «Уж как шла лиса по травке»

  3. Дидактические игры (« Глухие телефоны», «Бочка смеха» , «Кто –Я»

Самым важным моментом на первых занятиях является то ,что этих детей нужно заинтересовать так ,чтобы они пришли заниматься на второй и третий год именно ко мне. Во многом это зависит от первого занятия. И вот первое ,вводное занятие, я начинаю с путешествия в предмет. Я сначала рассказываю о том ,что мы будем на занятиях петь, слушать музыку, двигаться под музыку, играть на музыкально –шумовых инструментах, играть в муз.-ритмические игры, будем учиться правилам поведения на сцене и обязательно выступать. Наши занятия музыкальные, поэтому мы с вами и здороваться будем по – музыкальному( звучит муз. Приветствие: «Здравствуйте ребята «педагог учит, как нужно отвечать на приветствие ).

Ну, а теперь, мы с вами познакомимся : « Меня зовут Татьяна Николаевна, а чтобы мне познакомиться с вами, выучим музыкально –ритмическую игру « Угадай Ка»

( автор неизвестен).

а) Знакомство - и одновременно интонационная диагностика.

(Педагог объясняет условия игры, учит с детьми слова и мелодию игры, т.к. игра музыкальная. Приложение № 1. Во время игры педагог слушает, как чисто дети воспроизводят мелодию, как они реагируют на музыку. Путем наблюдения идет общая и индивидуальная диагностика).

Б) Путешествие в лес. «Музыкальное эхо».

Интонационная диагностика продолжается.

Педагог: « Мы с вами познакомились и я вам предлагаю пойти на прогулку в лес. Мне по - секрету сказали, что в лесу живет очень красивое эхо.

Педагог: « А что такое – эхо ?»

Дети: « Это, когда мы кричим ,а далеко где –то повторяются те же слова .»

Педагог: « А где можно услышать эхо? «

Дети: « В лесу, в горах, в пещере, в колодце, в трубе, в спортзале «.

Педагог: « Правильно, но мы будем слушать эхо в лесу. И не простое, а музыкальное ,т.е. кричать мы не будем, а будем петь. Итак, представьте, что вы с Татьяной Николаевной пришли в лес и разбежались.(педагог предлагает детям разбежаться по залу , изображая эхо ). Представьте, что эхо притаилось в овражках и за кустами. Я стала вас искать и запела.

Педагог: « Я буду петь, а вы повторяйте за мной те же самые слова, но немного по тише и у нас получиться эхо.(« Музыкальное эхо « . Приложение №2. Автор не известен.)

(Спели, расселись по своим местам ).

Педагог: « А теперь я послушаю каждого, на кого покажу рукой( педагог слушает и отмечает детей с хорошей интонацией.)

Педагог: « Погуляли мы с вами в лесу, послушали эхо –пора и отдохнуть.

Г.) Ритмическая диагностика.

( Педагог предлагает выучить муз. – ритмическую игру-хоровод «Пошла коза по лесу», во время которой дети должны петь и ритмично двигаться под музыку. Все встают в круг , педагог выполняет роль козы. Детям предлагается повторять за педагогом слова и ритмические движения. Игра проигрывается сначала

Без музыки с помощью педагога 2 раза . На 3 –ий раз педагог предлагает поиграть самостоятельно

Под музыку. В процессе игры коза выбирает себе принца или принцессу. Принцесса называет свое имя, тем самым продолжается знакомство , т.е. , закрепление имен.)

Педагог: « Последняя принцесса не захотела превращаться в козу , побежала на свое место , а все ребята - за ней, ведь наше занятие подошло к концу.

Программа, прежде всего, должна способствовать активизации интересов детей, поэтому на своих занятиях я стараюсь выбирать привлекательные формы работы , избегать штампов и стереотипов. Использую постоянно активизирующие, развивающие виды деятельности.

Чтобы не быть голословной, остановлюсь на некоторых, отдельных моментах, которые постоянно использую в своих занятиях.

  1. Тренировочные упражнения.

Для развития дикции и артикуляции, я всегда начинаю с заучивания и проговаривания скороговорок. Однажды ко мне пришла мысль еще и пропевать их (Я даже не подозревала, что уже есть такая методика обучения пению . Автор О . КАЦЕР.)Когда скороговорка выучена, проговаривается на одном дыхании, тогда я предлагаю детям ее пропеть. Мелодии к ним я сочиняю сама. За год выучивается 12—13 скороговорок. (Приложение № 5 ) Постепенно, от занятия к занятию, дети начинают пропевать скороговорки по два, три раза на одном дыхании, а некоторые и больше. Скороговорки легко запоминаются еще и потому, что я использую в своих занятиях методику Карла Орфа, добавляя к пению ритмические движения В этих тренировочных упражнениях я решаю в комплексе

Сразу четыре задачи:

А.) отрабатываю дикцию и артикуляцию;

Б.) певческие умения и навыки (как распевание);

Г.) работа над дыханием; (обязательно провожу фронтальный и индивидуальный контроль за развитием дыхания и укреплением его.)

Д.) развитие ритма.

2.)Инсценировка.

В свои занятия я ввела инсценировки маленьких песенок. Дети учатся разыгрывать мини-спектакли. Они с удовольствием показывают повадки, ужимки, жесты ,мимику, изображая котенка, птичку , зайчика. На таких занятиях у детей идет развитие артистизма, проявляются способности к перевоплощению и в полной мере выявляется эмоциональный потенциал и фантазия. Пропадает скованность и зажатость. Я использую такие песенки, как Р.н.п. « Уж как шла лиса по травке « , « Два кота « ( автор неизвестен ) (Приложение № 6 .) Дети знакомятся с театральными терминами : актер, мимика, жесты, реквизит, сценический рисунок.

3.) Значительное внимание на своих занятиях уделяю развитию познавательных способностей детей. Для этого использую наглядные пособия, карточки, иллюстрации, картинки, маски –шапочки. В завершении всего занятия , в обязательном порядке использую муз. – ритмические игры. Для них я отвожу 10 минут. Муз. Игра способствует не только развитию познавательных способностей, но и развитию внимания, памяти, Ритма, а так же является стимулирующим фактором в занятии. Если дети отвлекаются и не могут долго успокоиться, то я им напоминаю , что мы просто с ними не успеем поиграть, т.к. это время мне приходиться использовать на дисциплину. Дети очень любят играть, поэтому напоминание действует безупречно. Игра для детей является как-бы « сладким десертом всего занятия.» Я использую такие игры как « Угадай –ка» , Р.н.игра «Пошла коза по лесу» , английская народная игра « Где ты колечко «, английская народная игра « Пусть делают все так, как я « обработка Долуханяна. ( Приложение № 7). Игра очень близка и понятна детям. Каков ребенок в игре – таков во многом он будет в работе и в жизни.

Игра – это основная форма организации деятельности на моих занятиях. Синтез многожанровой музыкальной и театральной деятельности не дает детям уставать после 3-4х уроков, проведенных за партой. Эффективность этой формы я отмечаю на протяжении всей своей практики. Я вижу, что дети более целостно воспринимают музыкальный театр благодаря многожанровой деятельности.

7. Результативность

Я работаю по сетевому взаимодействию в школе №23 три года. На протяжении этих лет учителя школы заметили, что учащиеся, которые занимаются в театре, стали лучше читать, у них повысилась техника чтения, они стали внятно и понятно говорить, улучшилась память. Дети стали выразительно читать стихи. Зажатые дети раскрепостились и им понравилось выступать перед своими товарищами. В конце учебного года я практикую выступления детей в параллельных классах и вижу, как начинающие «артисты» выходят после выступления счастливые от похвал и радости успеха. После выступлений перед родителями учащиеся очень довольны, а родители счастливы от того, что их зажатые дети вдруг вышли на сцену и выступили на отлично. Я с каждым разом убеждаюсь, что использование игровых технологий дает отличный и стабильный результат. Сам процесс обучения идет интересно и весело. На протяжении учебного года успехи обучающихся оцениваются различными способами: похвала педагога, позитивные высказывания товарищей и оценка родителей.

В течение года, учащиеся принимают участие в конкурсах, фестивалях, концертах, где оцениваются членами жюри. Учащихся 2,3,4 - ого года обучения в школе используют на школьных мероприятиях в роли ведущих, а это уже успех признания. Учащиеся хорошо замотивированы и с желанием посещают занятия театра.

8. Адресная направленность опыта.

Область применения опыта – опыт может быть использован на занятиях театра и уроках музыки в начальной школе и на занятиях дополнительного образования.

9.Библиографический список

Нормативные документы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г., утверждённая распоряжением правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;

  3. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  4. Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ДООП, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196»;

  5. Национальный проект «Образование» (протокол заседания Президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 г. № 16).

  6. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 7.12.2018 г. № 3.

  7. Письмо Минобрнауки от 18.11.2015г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование»;

Распоряжение правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия

  1. рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование»;

Распоряжение правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия

Педагогическая литература

1.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: учебное пособие/ Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. - 96 с.

2.Щуркова, Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса [Текст]: учебное пособие/ Н.Е. Щуркова. – М.: Новая школа, 2009. - 112 с.

3.Ершова.А.П. Уроки театра на уроках в школе -М.:Просвещение1992.

4.С.Шмаков,Н.Безбородова От игры к самовоспитанию сборник игр-коррекции – М.: Новая школа,1993.

5.Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии [Текст]: учебное пособие – М.:1996.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Володина Татьяна Николаевна

Дата: 08.05.2024

Номер свидетельства: 650145


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства