kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему "Практические методы обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Практические методы обучения"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Практические методы обучения"»

Практические методы обучения

Упражнения обучающихся — основной метод производственного обучения. Основа упражнений — целенаправленное и многократное повторение обучающимися изучаемых трудовых действий, приемов и операций в целях последовательного овладения профессиональными умениями и навыками, а также последующего их совершенствования. Эффективность упражнений обучающихся может быть достигнута лишь в том случае, если упражнения проводятся по определенной системе.

Структура системы упражнений обусловлена общими закономерностями формирования умений и навыков. Среди основных требований к упражнениям отмечаются такие: — система упражнений должна обеспечить сознательное и прочное овладение обучающимися практическими профессиональными умениями и навыками, способствовать выработке у обучающихся профессиональной самостоятельности и компетентности; — каждое предыдущее упражнение должно подготавливать выполнение последующего, а последующее, в свою очередь, способствовать усвоению нового и одновременно закреплять предыдущее (изучение нового — закрепление и повторение пройденного — новое движение вперед.

и т.д.); — четкое расчленение конкретного содержания трудового процесса, а следовательно и учебного материала, на отдельные операции и приемы, что создает благоприятные условия для построения системы упражнений; — порядок упражнений предусматривает постепенный переход от изучения трудовых приемов, трудовых операций, к выполнению трудовых процессов и управлению ими (комплексных работ, учебно-производственных заданий в учебных (облегченных) усло- виях, а затем и в различных производственных ситуациях); — достижение основных целей упражнений целесообразно осуществлять в направлении формирования — правильности — точности — скорости — самостоятельности — и, наконец, творчества в работе. В целях успешного формирования у обучающихся сложных и трудных для усвоения навыков, а также предупреждения у них повышенной утомляемости рекомендуется постепенно изменять продолжительность упражнений и промежутки времени между ними. По мере овладения навыком упражнения становятся более длительными и промежутки между ними увеличиваются. Например, в начале упражнений по опиливанию мастер устанавливает для них кратковременные и частые перерывы. На этой стадии нельзя прерывать упражнения на много дней, так как обучающиеся забудут большую часть усвоенного. При овладении же указанными навыками не опасен перерыв даже на несколько недель. Иными словами, непрерывные упражнения могут продолжаться до тех пор, пока происходит улучшение навыка и не наступает утомление. Последовательно формируются и скрытые навыки работы.В достижении целей, реализация которых предусматривается в ходе упражнений обучающихся, особая роль отводится мастеру производственного обучения.

Сотрудничество обучающихся и мастера, общность целей в ходе упражнений, как и всего процесса производственного обучения, обеспечит высокую эффективность совместных усилий. Мастер производственного обучения в ходе самостоятельных упражнений обучающихся добивается, чтобы всегда были четко определены цель упражнений, ситуация (условия), в которой эти упражнения проводятся, а обучающиеся четко и осмысленно представляли себе при этом ориентировочную основу действий. Таким образом, процесс производственного обучения — это прежде всего последовательная цепь упражнений обучающихся. В соответствии с вышеприведенным, различают такие основные виды упражнений: — в выполнении трудовых приемов; — в выполнении трудовых операций; — в выполнении трудовых процессов; — в управлении трудовым процессом.

Упражнения в выполнении трудовых приемов. В порядке подготовки к упражнениям мастер помогает обучающимся разобраться в особенностях приема, мысленно воспроизвести соответствующие трудовые действия с тем, чтобы запечатлеть в памяти их точный образ. Полезно убедиться, насколько правильно, полно и сознательно восприняли обучающиеся объяснение и личный показ мастера. Не менее важно предложить обучающимся повторить те или иные элементы трудового приема, пояснив их особенности.

Затем в ходе самостоятельных упражнений каждый обучающийся практически отрабатывает изучаемый прием. В процессе обхода и текущего инструктажа мастер на учебных местах обучающихся сосредоточивает свое внимание на непрерывном контроле, правильности выполнения приема показывает и объясняет как избавиться от лишних и неверных движений, как придать нужным движениям необходимую точность, силу и скорость. В этот момент особенно ценны советы мастера по развитию наблюдательности и самоконтроля у обучающихся, что поможет постоянно следить за своими движениями и целенаправленно добиваться соответствия действий заданному образцу. Необходимы упражнения и в отдельных движениях составляющих тот или иной прием. Такие кратковременные, вспомогательные упражнения, (например, в движениях кисти, локтя, плеча при рубке) помогают обучающимся уловить особенности выполнения отдельных движений в составе приема. В разделах Х и XI справочника показаны механизмы выработки навыков выполнения приемов за счет осознания не только схем (конструкции) движения, темпа работающего органа в целом (например, руки), но и отдельных мышечных групп. Упражнения в выполнении трудовых операций. В трудовых операциях сочетается порою немало различных приемов.

На первых порах обучения выполнению операций обучающиеся должны овладевать, прежде всего, правильным выполнением движений, их структурой и координацией, рабочей позой, хваткой инструмента. Лишь после этого можно последовательно приступить к упражнениям, развивающим точность, скорость, самостоятельность, творчество в работе. Важно продолжить работу в формировании умений обучающихся самостоятельно контролировать процесс и результаты своего труда.

Упражнения начинаются с простейших операций, включающих наименьшее число приемов. Так, при изучении операций последовательно отрабатываются упражнения в опиливании плоскости под линейку (дополнительные требования не предъявляются), затем опиливание плоскостей под углом, начиная с прямого (вводится новое требование — сопряжение двух плоскостей), далее — параллельных плоскостей, требующее точное соблюдение размеров и т.д. Разъяснение сущности операции, ее значения с привлечением опыта и знаний обучающихся; подробный показ и разъяснение новых приемов работы; развитие самоконтроля - таковы характерные действия мастера в этих условиях. Лишь многократные попытки путем упражнений при помощи сочетания отдельных приемов помогут дос- тигнуть формирования умений выполнять ту или иную операцию.

Формирование умений и навыков самоконтроля не только результатов, но и самого процесса труда - важное условие усвоения операции, правильной саморегуляции движений. Здесь важно выработать у обучающихся умения не только замечать свои ошибки, но и анализировать причины их появления, и, что самое важное, предупреждать их.

Задача мастера — развивать эти качества у обучающихся систематически. Практически, при проведении упражнений мастером широко используются в их взаимосвязи все основные методы производственного обучения. Упражнения в выполнении трудовых процессов. Главной задачей этих упражнений является формирование сложных навыков и умений, которые необходимы для выполнения работ, типичных для осваиваемой профессии. Речь идет о закреплении и совершенство- вании уже приобретенных знаний и навыков, а также о формировании новых в процессе выполнения работ комплексного характера, изготовления и ремонта различных изделий, обслуживания технологического процесса, протекающего в том или ином агрегате, установке. Здесь особое значение приобретают применение документации письменного инструктирования, а также работа с технической литературой и документацией. Широкое использование технических требований, технических паспортов на оборудование, операционно-технологических карт является необходимым условием успешности упражнений в выполнении трудовых процессов. На этой стадии обучения особое внимание должно уделяться формированию не только профессиональных, но и общетрудовых умений и навыков. Прежде всего, речь идет о формировании таких общетрудовых умений, как умение планировать свой труд, контро- лировать процесс и результаты своего труда, работать в коллективе, работать творчески, «с изюминкой» и инициативой. Например, в связи с усложняющимися объектами упражнений, на данном этапе обучения важное значение приобретает формирование умения планировать свой труд, а также контролировать процесс и результаты своего труда (см. раздел VIII справочника). Планирование технологии выполнения задания — наиболее сложная часть обучения планированию труда, требующая значительных знаний и умений как от мастера, так и от обучающихся. Технологическое планирование предполагает разработку необходимой для выполнения трудового задания системы действий, приемов, операций, определяющих в своей совокупности структуру всей трудовой деятельности. В основу процесса обучения технологическому планированию может быть положен принцип постепенного перехода от анализа образца и предстоящей деятельности по его изготовлению, осуществляемых под руководством мастера, к самостоятельному выпол- нению этой работы, от использования готовых подробных инструкционных технологических карт до технологических карт, применяемых на предприятиях и, наконец, по документации, разработанной самими обучающимися в порядке домашних заданий (см. о письменном инструктировании в этом разделе). Упражнения в управлении технологическими процессами. Если в квалификации рабочих ручного и машинно-ручного труда преобладают умения и навыки, связанные, в основном, с непосредственной обработкой предметов труда и выполнением других работ, то у рабочих аппаратурного труда, управления различными движущимися машинами и устройствами главными трудовыми функциями являются функции контроля и регулирования производственных процессов, а также процессов, которые протекают в быстроизменяющихся условиях. Трудовые действия рабочих машинно-ручного труда сравнительно легко вычленить в целях упражнения, они часто повторяются, их нетрудно воспроизвести в учебных условиях. У рабочих же таких профессий, как операторы пультов управлений, аппаратчики установок непрерывного действия, сталевары электропечей, машинисты электровозов и других движущихся машин — функции контроля и регулирования занимают до 60-80% рабочего времени и являются наиболее важными в их трудовой деятельности. В обучении выполнению этих функций и встречаются наибольшие методические трудности, вызванные особенностью этих упражнений. Во-первых, в большинстве случаев нельзя создать учебные мастерские для практического обучения рабочих указанных профессий на основе производительного труда. Во-вторых, многие важные трудовые действия, связанные с выполнением функций управления технологическим процессом протекают очень быстро — один раз в смену, а иногда и реже. В-третьих, квалифицированное выполнение контрольно-регулировочных функций обуславливает необходимость овладения умственно-сенсорными навыками, что очень важно для своевременного и точного восприятия признаков, характеризующих состояние процесса; мыслительными операциями, связанными с анализом полученных данных о состоянии процесса и принятием необходимого решения; а также двигательными навыками, необходимыми для быстрого осуществления принятого решения. В-четвертых, аппаратчик должен обладать устойчивым и распределенным вниманием, способностью наблюдать за десятками контрольных приборов, и быстро и правильно перерабатывать получаемую информацию; постоянной готовностью к быстрым и точным решениям и немедленным действиям. Обычно целый ряд операций (восприятие, переработка информации и т.п.) внешне не проявляются. Поэтому практическая подготовка начинается с разборки схем и режима технологического процесса, изучения особенностей устройств оборудования и механизмов, правил техники безопасности, организации рабочего места. Изучая схему технологического процесса, расположения аппаратов на рабочем месте, обучающиеся одновременно знакомятся с вопросами управления технологическим процессом (как следует осуществлять пуск и остановку агрегатов, регулирование отключений, другие подобные операции). Упражнения на рабочих местах обучающиеся начинают сразу после изучения технологической схемы и специфики устройств оборудования. От выполнения простейших операций — включения аппарата, наблюдения и ведения записей мастер производственного обучения с аппаратчиком, к которому прикрепляется обучающийся, постепенно усложняют характер отдельных поручений для него.Учитывая уникальность оборудования и протекаемых процессов, в необходимых случаях мастер организует параллельные упражнения на тренажерах. Упражнения на тренажерах. Тренажер — техническое средство обучения, позволяющее имитировать производственные условия в учебно- производственном процессе. В большинстве случаев речь идет об отработке таких упражнений, которые провести в реальной производственной обстановке невозможно. Особенно эффективны упражнения на тренажерах с использованием электронно-вычислительной техники, позволяющей точно и доступно имитировать технологические процессы, что важно для подготовки аппаратчиков химических, нефтехимических, автоматизированных и других производств, водителей и управляющих различными движущимися машинами, а также различных приборов, устройств и аппаратуры. Содержание упражнений на тренажерах определяется на основе выявления и систематизации, во-первых, типичных ситуаций, таких, как устранение неисправностей в аппаратуре; во-вторых, состояния данного процесса — нормальные, имеющие отклонения, аварийные, а для периодических процессов еще и начальные, промежуточные, конечные. Затем определяется наиболее целесообразная последовательность воспроизведения этих состояний на тренажере. С учетом реальной последовательности процессов на производстве; сложности ориентирования в них; наконец, характера функций, которые обучающиеся выполняют на производстве, определяется содержание и примерное число упражнений по каждой ситуации и последовательность их проведения. Обоснована и методика упражнений на тренажерах. Каждая ситуация на тренажере задается посредством определенного сочетания сигналов, которые подаются мастером. Если на тренажере нельзя воспроизвести все необходимые сигналы, то некоторые из них могут быть сообщены дополнительно устно. Аварийные сигналы сопровождаются, как правило, звуковыми или световыми сигналами (звонки или вспышки сигнальных ламп). При этом предусматривается создание таких условий, чтобы обучающийся в ходе упражнений не мог заранее подготовиться к действиям в данной ситуации (так, например, панель тренажера закрывается специальными шторами и т.п.). Получив задание по упражнениям на тренажере обучающийся, прежде всего, определяет, имеются ли отклонения в протекании процесса и каков их характер. Затем, поворачивая рукоятки, установленные на панели тренажера, он изменяет (условно) значения определенных показателей, производит все необходимые переключения, включения, отключения и т.п. до тех пор, пока не появятся сигналы, которые соответствуют нормальному состоянию процесса. Всем своим действиям обучающийся должен дать полное и четкое объяснение и обоснование. Упражнения на тренажере проводятся до тех пор, пока действия обучающегося не станут точными и уверенными.Решение производственно-технических задач как метод обучения имеет важное значение, так как по своим целям направлен на применение теоретических знаний на практике, способствует развитию специальных технических способностей, формированию творческого мышления. С другой стороны, он способствует эффективному использованию практического опыта обучающихся при изучении учебных предметов, как общеобразовательного, так и особенно профессионального цикла. В силу своей сущности и потенциала данный метод является важным средством активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, реализации дидактического принципа связи теории и практики, теоретического и производственного обучения и может применяться при изучении любого учебного материала. Сущность обучения решению задачи состоит в помощи организации самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся в направлении: — осознания сложной производственно-технической задачи как проблемы, способы решения которой еще не известны; — рассмотрения и анализа условий, в которых проблема возникла и существует; — расчленения всех факторов и обстоятельств на данные (известные) и искомые; — выяснения, что нужно узнать и что можно узнать; — определения путей их реализации. При этом анализ должен быть достаточно полным и в то же время избирательным. Важнейшее требование к обучению решения производственно-технических задач — учить решать их в типичных для них производственных условиях. Обычно задачи необходимо решать в строго ограниченные сроки, как это делается и в реальных условиях, в процессе наблюдения за технологическим процессом, нередко параллельно с другими трудовыми заданиями. Здесь важен постепенный переход от учебных задач к задачам сугубо производственным. Решение производственно-технических задач в значительной мере связано с развитием общетрудовых профессиональных умений будущих рабочих в области планирования своего труда, технологического процесса обработки и сборки изделий, контролем и регулированием, а также самоконтролем обучающихся процесса и результатов своего труда. В качестве наиболее характерных производственно-технических задач для обучающихся приведем такие задания: — рациональный выбор способов, последовательности и режимов обработки и сборки деталей и узлов, выполнения типичных видов работ; — совершенствование геометрии и заточки различных режущих инструментов, проектирование различных зажимных и других при- способлений; — разработка схем, совершенствующих регулирование производственных процессов на основе существующих типовых технологий;— анализ существующих технологических процессов и их совер- шенствование; — разработка предложений по совершенствованию самоконтроля, умений контролировать процесс и результаты своего труда; — разработка предложений по более совершенной организации труда и рабочего места, технике безопасности, выполнению противопожарной техники и экологических требований, применительно к осваиваемой профессии. Более сложные задачи по выявлению причин и характера неисправностей, а также их устранения. Все приведенные в перечне задачи носят проблемный характер. Такая работа должна проводиться мастером систематически с постоянным повышением трудности решения задач с учетом последовательных уровней усвоения опыта — от первого уровня (репродуктивной, алгоритмической деятельности) ~ ко второму (воспроизведение усвоенного опыта по памяти), а затем — к третьему (продуктивному действию эвристического типа). Опыт показывает, что при правильной постановке теоретического и практического (производственного) обучения в принципе возможно и достижение обучающимися высокого, четвертого, уровня продуктивной деятельности (творческого, исследовательского характера). Об этом свидетельствует история начального профессионального (профессионально-технического) образования. Подробнее об уровнях усвоения см. в разделе VIII справочника. Лабораторно-практические работы — метод производственного обу- чения. По задачам и месту в учебном процессе лабораторно-практические работы занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением, что в значительной мере влияет на определение вида, тематики и содержания лабораторно-практических работ, сроков их проведения, методов и приемов обучения, организации деятельности обучающихся. Тематика таких работ обычно включает наиболее сложные разделы программы производственного обучения, например, диагностику неисправностей, технику контроля и измерения, регулировку, проверку и испытание различных устройств и т.п. Трудно переоценить роль лабораторно-практических работ в осу- ществлении связи теории и практики в учебном процессе. Эти работы ценны тем, что при их выполнении обучаемые приобретают политехнические знания и умения, у них формируются общетрудовые умения и навыки (например, в организации рабочего места, планировании работы, применении приборов). Проведение лабораторно-практических работ способствует не только осмыслению учащимися объективного содержания знаний, но и выработке у них умения применять теоретические знания в своей практической деятельности. Особое внимание должно быть уделено разработке и проведению комплекса взаимосвязанных лабораторно- практических работ по теоретическому и производственному обучению, воп- росам планирования, подготовки и проведения лабораторно-практических занятий по производственному обучению. При этом главное заключается в тщательном продумывании форм организации и методики проведения лабораторно-практических работ. Рассмотрим ход проведения занятий на примере лабораторно- практической работы «Проверка оборудования на точность» (время, отводимое на работу, — 6 часов). Работа выполняется фронтально, всеми обучающимися группы, с использованием бригадной (звеньевой) формы организации лабораторно- практических занятий. Мастер начинает занятия с вводного инструктажа, который при необходимости может проводиться поэтапно. Обучающиеся знакомятся с инструкцией по проведению работы. Мастер проверяет, насколько прочно они усвоили соответствующий учебный материал на уроках теоретического обучения, как они предполагают воспользоваться приобретенными знаниями на практике, хорошо ли изучены инструктивные указания по проведению лабораторных работ. Особое внимание обращается на предупреждение травматизма обучающихся, на необходимость соблюдения ими правил охра- ны труда, техники безопасности. Обучающиеся знакомятся со схемами проверки с использованием технических паспортов станков, особенностями крепления индикаторов, оправок и других проверочных инструментов и приспособлений. Обучающимся раздают необходимые приборы, инструктивно-техническую документацию (письменные задания, технические паспорта на оборудование, бланки документов для проверки оборудования на точность). После этого им разрешается приступить к самостоятельной работе. В процессе лабораторно-практических занятий у обучающихся формируются умения применять теоретические знания при проверке оборудования на точность и основные навыки его проверки. По мере выполнения проверок обучающиеся записывают фактические отклонения, сравнивают их с допустимыми и на этой основе делают выводы о фактическом состоянии оборудования. Заключительный инструктаж на лабораторно-практических занятиях посвящается анализу работ по проверке оборудования на точность, рассмотрению наиболее типичных ошибок, допущенных обучающимися, приему отчетов с результатами проверок, а также подведению итогов и выставлению оценок за выполненную работу. Деловые игры в производственном обучении (игры учебно-произ- водственного характера) — метод группового обучения совместной деятельности в процессе решения общих и конкретных практических задач максимально возможного приближения к реальным проблемным ситуациям. Деловые игры воспроизводят действия участников, стремящихся найти наиболее оптимальные пути решения производственно-технических, социально-экономических, управленческих проблем. Изложение проблемной ситуации, формулирование цели и задач игры, организация команд и определение заданий каждой из них, уточнение роли каждого из участников игры предшествуют началу деловых игр. Взаимодействие участников игры определяется правилами, отражающими фактическое положение дел в соответствующей области деятельности. Подведение итогов игры, анализ оптимальных решений завершают деловую игру. Деловые игры в последнее время получили широкое распространение. К деловым играм учебно-производственного характера предъявляется ряд принципиальных требований: — полное погружение обучающихся — участников деловой игры в ее проблематику, иными словами, все участники деловой игры в течение всего времени ее проведения должны заниматься изучением и анализом только тех проблем и вопросов, которые относятся к игре; — постепенное вхождение обучающихся в проблемную ситуацию, циклы игры должны быть упрощенными, а детальное изучение всех материалов должно базироваться на опыте обучающихся в условиях игры; — равномерная нагрузка, что означает постепенное получение новых знаний равными порциями, с тем чтобы их усвоение проходило с относительно равными затратами умственной и физической энергии; — правдоподобие экспериментальной ситуации. Речь идет о том, что игровая деятельность должна быть в максимально возможной степени похожа на реальную. Это способствует повышению эфф ективности деловой игры.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад на тему "Практические методы обучения"

Автор: Виталий Петрович Амелин

Дата: 16.05.2024

Номер свидетельства: 650677

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Реализация проектного метода обучения в докладах младших школьников "
    ["seo_title"] => string(80) "riealizatsiia-proiektnogho-mietoda-obuchieniia-v-dokladakh-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "241246"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445196716"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Доклад на тему:  «Об организации обучения иностранному языку на начальном этапе в условиях модернизации содержания образования»"
    ["seo_title"] => string(124) "dokladnatiemuoborghanizatsiiobuchieniiainostrannomuiazykunanachalnometapievusloviiakhmodiernizatsiisodierzhaniiaobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "300253"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456680257"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Развитие способности обучаться или использование активных методов обучения в учебно-познавательной деятельности». "
    ["seo_title"] => string(126) "razvitiie-sposobnosti-obuchat-sia-ili-ispol-zovaniie-aktivnykh-mietodov-obuchieniia-v-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "174332"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424107917"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Доклад, тема "Совместная работа преподавателя специальных дисциплин и мастера производственного обучения" "
    ["seo_title"] => string(118) "doklad-tiema-sovmiestnaia-rabota-priepodavatielia-spietsial-nykh-distsiplin-i-mastiera-proizvodstviennogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "210916"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431518530"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Доклад на тему :  Реализация «Метода проектов» нравственно –духовного образования «Самопознание». "
    ["seo_title"] => string(99) "doklad-na-tiemu-riealizatsiia-mietoda-proiektov-nravstvienno-dukhovnogho-obrazovaniia-samopoznaniie"
    ["file_id"] => string(6) "140489"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417961413"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства