kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: "Постановка звука Р"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект индивидуального логопедическое занятия Тема: «Постановка звука Р» Цель: Постановка звука Р. Задачи: ? автоматизация звука л и ль в словах, слогах, предложениях; ? развитие речевой моторики; ? уточнение артикуляции звука Р; ? развитие фонематических процессов; ? постановка звука Р и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении; ? закрепление связи звука и буквы Р; ? развитие зрительного восприятия, мышления, слуховой памяти; ? дифференциация звуков Д и Т, Оборудование: картинка «Рак», картинки с изображением предметов имеющих звук Р, артикуляционный профиль, сигнальная карточка, звуковая линейка, карточки к игре «Шершавые квадраты». Ход занятия I. Организационный момент. - Сегодня на нашем занятии присутствуют гости, они хотят посмотреть, чем мы с тобой занимаемся на занятии. Пожалуйста, не волнуйся, но будь внимателен и следи за тем, что я тебе буду говорить. II. Проверка домашнего задания. 1. – Давай проверим домашнее задание. Что ты должен был выучить к сегодняшнему занятию? (Стихотворение) Читай стихотворение четко, громко, не спеши. Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела, Белой даже не была. И.Такмакова - Молодец, я сейчас буду говорить чистоговорки, а ты повторяй за мной. 2. Автоматизация звука л и ль в слогах и словах. а) Сло, сло, сло – снегом занесло. Зла, зла, зла – завязал я два узла. Плу, плу, плу – рады мы теплу. Тлы, тлы, тлы – чищу я котлы. Кли, кли, кли – много булок напекли. Дле, дле, дле – я сижу в седле. б) Скороговорка: Мы ели, ели ершей у ели. Их еле – еле у ели доели. - Следующее задание. Я буду произносить начало слова, а тебе нужно добавить слог. в) Добавь слог со звуком л или ль - добавь слог – ла – или – ля – ми…пи…пу…си…смо…стре… - добавь слог – лок – или – лек – васи…пото…уго…узе…коте…заты… 3.- Каким звуком отличаются слова угол – уголь? Правильно, в слове угол на конце звук л, а в слове уголь на конце звук ль. III. Сообщение темы занятия. 1. – А теперь переходим к теме занятия. На доске – несколько картинок (кошка, паук, рак) Я загадаю загадку, а ты должен показать картинку с отгадкой Логопед читает загадку: Хвостом гребёт, когда плывёт, да только задом наперёд, а чаще движется ползком на дне речном или морском. (Рак) 2. – Найди на картинке отгадку (Рак). Да, это рак. Покажи мне букву с которой начинается слово рак (Буква Р вывешивается на доске), эта буква обозначает звук Р. Этот звук напоминает рычание собаки: Р-Р-Р-Р. Сегодня мы будем продолжать учиться произносить звук Р. Для этого тебе надо, чтобы губы и язычок хорошо работали. IV. Артикуляционная гимнастика. - Возьми зеркало. Сейчас мы будем выполнять артикуляционную гимнастику. Упражнения для губ: • «Улыбка» - статическое • «Трубочка» - статическое • «Улыбка», «Трубочка» - динамическое Упражнения для языка: • Упражнение «Блинчик». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать под счет от одного до пяти – десяти. • Упражнение «Почистим зубки». Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону. • Упражнение «Подуем на чай». Предлагается подуть между губами, что способствует выработке сильной, целенаправленной воздушной струи и формированию по середине языка желобка, необходимого для правильного произношения звука. Параллельно осуществляется постановка речевого дыхания. Используется тактильно – вибрационный контроль (ладонью или тыльной стороной руки). • Упражнение «Маляр». Рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка проводить поглаживающие движения по небу (назад – вперед) от резцов в глубину рта и обратно. Следить, чтобы язык не сужался. • Упражнение «Грибок». Поднять расплющенный язык к альвеолам. Удерживая его в таком положении опускать нижнюю челюсть, натягивая подъязычную уздечку. • Упражнение «Барабан». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д. Сначала звук – д – произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Губы сохраняют положение в улыбке. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. V. Уточнение артикуляции. - Сейчас мы рассмотрим положение артикуляционных органов при произнесении звука Р. Повторение правильной артикуляции, глядя на профиль артикуляции по плану: - Посмотри внимательно на положение губ, они открыты, раскрой губы так же. Молодец. - Зубки тоже открыты, открой зубки на небольшое расстояние. - Кончик языка поднят к альвеолам за верхние зубки, а боковые края прижаты к коренным зубам. Кончик язык и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Показать рукой, какой язычок? Что он напоминает? (чашечку). - Мягкое небо поднято, прижато к задней стенки глотки. Закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот. Поработай с небом, смыкай и размыкай. - Посередине языка идет воздушная струя, подуй так, чтобы струя воздуха шла посередине языка. Поставь ладошку, ощути ее. - Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос. - Молодец. А сейчас мы с тобой немного отдохнем и поиграем в игру «Шершавые квадраты». VI. Развитие мелкой моторики. Игра «Шершавые квадраты» Ребенку дается два набора квадратов, по 5 в каждом. Каждый квадрат в наборе оклеен наждачной бумагой разной степени шероховатости. На одном из наборов с обратной стороны наклеены цифры от 1 до 5. Ребенку завязываю глаза и он, ощупывая квадрат в первом наборе, должен найти такой же квадрат во втором наборе. Второй вариант: Ребенок выкладывает квадраты в порядке уменьшения или увеличения шероховатости бумаги. Правильность своего результата проверяет, перевернув квадраты. Цифры должны находиться в возрастающем или убывающем порядке. VII. Постановка звука Р. Используем прием постановки от звука Д. Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Ребенок говорит с придыханием Д-Д-Д. Язык «прыгает на бугорок». Хорошо видны удары кончика языка, который, то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Ребенок быстро говорит звук Д-Д-Д и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под языком. VIII. Развитие фонематического анализа. а) Игра «Подними букву» Логопед называет слова: рыба, жаба, портфель, лампа, жираф, лопата, вертолет, ежик, бегемот, виноград. Ребенок поднимает букву Р, если в слове есть звук Р. б) Игра «Какой звук по счету». У ребенка цифры от 1 до 9. Логопед произносит слова, ребенок определяет какой по счету звук Р в слове, и поднимает соответствующую букву. Примерные слова: пирамида, кобура, рука, ведро, костер, сахар, артист, кобра, космодром, командир, рот, горы, кобра. IX. Дифференциация звуков Д и Т. - Сейчас мы с тобой поиграем еще в одну игру. Я буду называть слово со звуком – д -, а ты должен заменить его на звук – т-. Дом, дача, дрова, доска, удочка, день. - А теперь наоборот со звуком – т -, а ты его заменяешь на звук – д -: Трель, прутик, зонтик, винт, тема, катушка. - Какие пары слов ты запомнил? (запись в тетрадь). X. Отгадай загадку и нарисуй отгадку. - А теперь переходим к графическому диктанту. Но сначала я загадаю загадку, а ты должен ее отгадать. Это что за чудеса: Дует ветер в паруса? Ни паром, ни дирижабль – По волнам плывет …… (Корабль) - Молодец! А теперь давай проверим, правильно ли ты отгадал загадку. Сейчас мы выполним графический диктант. - Отступи от рисунка две клеточки вниз. Поставь точку. Нарисуй столько кружков, сколько звуков в слове корабль. Для этого сначала назови по порядку звуки. (к, о, р, а, б, ль). XI. Подведение итогов занятия. - Молодец! Ты хорошо сегодня работал. Чем мы сегодня занимались? Какой звук учились выговаривать? (Звук Р). Домашнее задание сегодня будет такое, ты должен будешь разукрасить корабль и нарисовать виды транспорта в названии которых есть звук Р. Выполнить артикуляционную гимнастику.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Постановка звука Р" »



Конспект индивидуального логопедическое занятия

Тема: «Постановка звука Р»

Цель: Постановка звука Р.

Задачи:

  • автоматизация звука л и ль в словах, слогах, предложениях;

  • развитие речевой моторики;

  • уточнение артикуляции звука Р;

  • развитие фонематических процессов;

  • постановка звука Р и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении;

  • закрепление связи звука и буквы Р;

  • развитие зрительного восприятия, мышления, слуховой памяти;

  • дифференциация звуков Д и Т,

Оборудование: картинка «Рак», картинки с изображением предметов имеющих звук Р, артикуляционный профиль, сигнальная карточка, звуковая линейка, карточки к игре «Шершавые квадраты».

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Сегодня на нашем занятии присутствуют гости, они хотят посмотреть, чем мы с тобой занимаемся на занятии. Пожалуйста, не волнуйся, но будь внимателен и следи за тем, что я тебе буду говорить.

II. Проверка домашнего задания.

1. – Давай проверим домашнее задание. Что ты должен был выучить к сегодняшнему занятию? (Стихотворение) Читай стихотворение четко, громко, не спеши.

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

И.Такмакова


- Молодец, я сейчас буду говорить чистоговорки, а ты повторяй за мной.


2. Автоматизация звука л и ль в слогах и словах.


а) Сло, сло, сло – снегом занесло.

Зла, зла, зла – завязал я два узла.

Плу, плу, плу – рады мы теплу.

Тлы, тлы, тлы – чищу я котлы.

Кли, кли, кли – много булок напекли.

Дле, дле, дле – я сижу в седле.



б) Скороговорка:


Мы ели, ели ершей у ели.

Их еле – еле у ели доели.


- Следующее задание. Я буду произносить начало слова, а тебе нужно добавить слог.

в) Добавь слог со звуком л или ль


- добавь слог – ла – или – ля –


ми…пи…пу…си…смо…стре…


- добавь слог – лок – или – лек –


васи…пото…уго…узе…коте…заты…


3.- Каким звуком отличаются слова угол – уголь? Правильно, в слове угол на конце звук л, а в слове уголь на конце звук ль.


III. Сообщение темы занятия.


1. – А теперь переходим к теме занятия.


На доске – несколько картинок (кошка, паук, рак)


Я загадаю загадку, а ты должен показать картинку с отгадкой


Логопед читает загадку:


Хвостом гребёт, когда плывёт,

да только задом наперёд,

а чаще движется ползком

на дне речном или морском.

(Рак)


2. – Найди на картинке отгадку (Рак). Да, это рак. Покажи мне букву с которой начинается слово рак

(Буква Р вывешивается на доске), эта буква обозначает звук Р. Этот звук напоминает рычание собаки: Р-Р-Р-Р. Сегодня мы будем продолжать учиться произносить звук Р. Для этого тебе надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.


IV. Артикуляционная гимнастика.


- Возьми зеркало. Сейчас мы будем выполнять артикуляционную гимнастику.


Упражнения для губ:

  • «Улыбка» - статическое

  • «Трубочка» - статическое

  • «Улыбка», «Трубочка» - динамическое


Упражнения для языка:

  • Упражнение «Блинчик». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать под счет от одного до пяти – десяти.

  • Упражнение «Почистим зубки». Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.

  • Упражнение «Подуем на чай». Предлагается подуть между губами, что способствует выработке сильной, целенаправленной воздушной струи и формированию по середине языка желобка, необходимого для правильного произношения звука.

Параллельно осуществляется постановка речевого дыхания. Используется тактильно – вибрационный контроль (ладонью или тыльной стороной руки).


  • Упражнение «Маляр». Рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка проводить поглаживающие движения по небу (назад – вперед) от резцов в глубину рта и обратно. Следить, чтобы язык не сужался.

  • Упражнение «Грибок». Поднять расплющенный язык к альвеолам. Удерживая его в таком положении опускать нижнюю челюсть, натягивая подъязычную уздечку.

  • Упражнение «Барабан». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д. Сначала звук – д – произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Губы сохраняют положение в улыбке. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.


V. Уточнение артикуляции.


- Сейчас мы рассмотрим положение артикуляционных органов при произнесении звука Р.


Повторение правильной артикуляции, глядя на профиль артикуляции по плану:


- Посмотри внимательно на положение губ, они открыты, раскрой губы так же. Молодец.


- Зубки тоже открыты, открой зубки на небольшое расстояние.


- Кончик языка поднят к альвеолам за верхние зубки, а боковые края прижаты к коренным зубам. Кончик язык и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Показать рукой, какой язычок?

Что он напоминает? (чашечку).


- Мягкое небо поднято, прижато к задней стенки глотки. Закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот. Поработай с небом, смыкай и размыкай.


- Посередине языка идет воздушная струя, подуй так, чтобы струя воздуха шла посередине языка. Поставь ладошку, ощути ее.


- Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.


- Молодец. А сейчас мы с тобой немного отдохнем и поиграем в игру «Шершавые квадраты».


VI. Развитие мелкой моторики.


Игра «Шершавые квадраты»


Ребенку дается два набора квадратов, по 5 в каждом. Каждый квадрат в наборе оклеен наждачной бумагой разной степени шероховатости. На одном из наборов с обратной стороны наклеены цифры от 1 до 5. Ребенку завязываю глаза и он, ощупывая квадрат в первом наборе, должен найти такой же квадрат во втором наборе.


Второй вариант: Ребенок выкладывает квадраты в порядке уменьшения или увеличения шероховатости бумаги. Правильность своего результата проверяет, перевернув квадраты. Цифры должны находиться в возрастающем или убывающем порядке.


VII. Постановка звука Р.


Используем прием постановки от звука Д.


Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Ребенок говорит с придыханием Д-Д-Д. Язык «прыгает на бугорок». Хорошо видны удары кончика языка, который, то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Ребенок быстро говорит звук Д-Д-Д и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под языком.


VIII. Развитие фонематического анализа.


а) Игра «Подними букву»


Логопед называет слова: рыба, жаба, портфель, лампа, жираф, лопата, вертолет, ежик, бегемот, виноград. Ребенок поднимает букву Р, если в слове есть звук Р.


б) Игра «Какой звук по счету».


У ребенка цифры от 1 до 9. Логопед произносит слова, ребенок определяет какой по счету звук Р в слове, и поднимает соответствующую букву.

Примерные слова: пирамида, кобура, рука, ведро, костер, сахар, артист, кобра, космодром, командир, рот, горы, кобра.


IX. Дифференциация звуков Д и Т.


- Сейчас мы с тобой поиграем еще в одну игру. Я буду называть слово со звуком – д -, а ты должен заменить его на звук – т- .


Дом, дача, дрова, доска, удочка, день.


- А теперь наоборот со звуком – т - , а ты его заменяешь на звук – д -:


Трель, прутик, зонтик, винт, тема, катушка.


- Какие пары слов ты запомнил? (запись в тетрадь).


X. Отгадай загадку и нарисуй отгадку.


- А теперь переходим к графическому диктанту. Но сначала я загадаю загадку, а ты должен ее отгадать.


Это что за чудеса:

Дует ветер в паруса?

Ни паром, ни дирижабль –

По волнам плывет ……

(Корабль)


- Молодец! А теперь давай проверим, правильно ли ты отгадал загадку. Сейчас мы выполним графический диктант.


- Отступи от рисунка две клеточки вниз. Поставь точку. Нарисуй столько кружков, сколько звуков в слове корабль. Для этого сначала назови по порядку звуки. (к, о, р, а, б, ль).


XI. Подведение итогов занятия.


- Молодец! Ты хорошо сегодня работал. Чем мы сегодня занимались? Какой звук учились выговаривать? (Звук Р). Домашнее задание сегодня будет такое, ты должен будешь разукрасить корабль и нарисовать виды транспорта в названии которых есть звук Р. Выполнить артикуляционную гимнастику.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: "Постановка звука Р"

Автор: Никитина Наталья Иосифовна

Дата: 07.09.2015

Номер свидетельства: 229088

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(277) "Hазработка индивидуального занятия по формированию произношения и развитию слухового восприятия в 1 классе по теме: «Постановка звука К.  Тема: «Обувь»"
    ["seo_title"] => string(159) "hazrabotka-individual-nogho-zaniatiia-po-formirovaniiu-proiznoshieniia-i-razvitiiu-slukhovogho-vospriiatiia-v-1-klassie-po-tiemie-postanovka-zvuka-k-tiema-obuv"
    ["file_id"] => string(6) "286478"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454343580"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Индивидуальное  занятие по ФП и РСВ в 1 классе по теме: «Постановка звука К.  Тема: «Обувь»."
    ["seo_title"] => string(89) "individual-noie-zaniatiie-po-fp-i-rsv-v-1-klassie-po-tiemie-postanovka-zvuka-k-tiema-obuv"
    ["file_id"] => string(6) "286481"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454343754"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Индивидуальное зантие по теме "Постановка звука Р" "
    ["seo_title"] => string(52) "individual-noie-zantiie-po-tiemie-postanovka-zvuka-r"
    ["file_id"] => string(6) "181631"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425378910"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения. Тема: "Постановка звука Л" "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-individual-nogho-zaniatiia-po-korriektsii-zvukoproiznoshieniia-tiema-postanovka-zvuka-l"
    ["file_id"] => string(6) "131759"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416222786"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "КНООД с воспитанником логопункта ДОУ старшего возраста «Постановка звука Ж»"
    ["seo_title"] => string(75) "knood_s_vospitannikom_logopunkta_dou_starshego_vozrasta_postanovka_zvuka_zh"
    ["file_id"] => string(6) "524087"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1571938281"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства