kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока на тему "Любовь и верность в «Сказании о Петре и Февронии»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект предусматривает организацию деятельности учащихся по формированию понятия о непреходящей ценности любви, по анализу текста древнерусской повести, по определению особенностей образов произведения и его идеи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока на тему "Любовь и верность в «Сказании о Петре и Февронии»"»

Попова В.В.

Практическая работа № 1

План-конспект урока литературы в 7 классе

ТЕМА: Любовь и верность в «Сказании о Петре и Февронии».

Тип урока: комбинированный урок.

Цель: создать на уроке условия для организации деятельности учащихся по изучению древнерусской повести «Сказание о Петре и Февронии».

Задачи: содействовать формированию у учащихся умения работать с художественным текстом: анализировать текст древнерусской повести (определить жанровые особенности «Сказания о Петре и Февронии»), образы Петра и Февронии, определять идею произведения; содействовать расширению словарного запаса учащихся, совершенствованию навыка поискового чтения, формированию понятия о непреходящей ценности любви как великой силы, возвышающей человека.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений.

Метапредметные УУД:

Познавательные: выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения; выбирать и интерпретировать литературную информацию.

Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных текстах.

Регулятивные: выявлять проблемы, изображённые в художественной литературе; составлять план действий.

Предметные УУД:

понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма; овладение умением анализировать произведение в единстве формы и содержания; совершенствование умения выразительно читать.

Оборудование: тетрадь, учебник, иллюстрации (фото памятника Петру и Февронии, пост о Дне семьи, любви и верности)

Ход урока

1.Организационно-мотивационный этап.

1)Приветствие учителя, положительная установка на ход урока.

2)Мотивация, определение темы и целей урока:

Эпиграф к уроку:

Любовь растопит все снега.

Надпись на открытке

- Ребята, сегодня мы поговорим о любви. Давайте подумаем и запишем на доске, какие понятия, с точки зрения нас, современных людей, включает в себя слово «любовь».

1.Коллективное заполнение ассоциативной схемы на доске:







ЛЮБОВЬ













2.Обсуждение эпиграфа:

- Как вы считаете, какая мысль заключена в эпиграфе к уроку? Какова сила любви? Благодаря чему любовь имеет великую силу?

3.Формулировка темы и целей:

- Всегда ли люди считали так, как мы с вами? Как вы думаете, в глубокой древности любовь имела такое же значение, как и в наше время, или же у людей были иные приоритеты?

-Давайте попробуем ответить на этот вопрос, проанализировав содержание и образы древнерусской повести «Сказание о Петре и Февронии».

-Что нам нужно для этого сделать?

-Как будет звучать тема нашего урока?

2.Актуализация опорных знаний.

- Ребята, давайте вспомним основные сведения о древнерусской литературе и ключевые моменты повести.

Приём «Закончи предложение»:

1.Древнерусская литература относилась к векам …

2.Родиной князя Петра был город …

3.Юная Феврония проживала в селе …

4.Родители Февронии были …

5.Князь Пётр тяжело заболел, оттого что …

6.Пётр сразил змия особым мечом, который назывался …

7.В награду за исцеление князя Петра Феврония попросила…

8.Бояр и их жён не устроило, что Феврония…

9.Когда бояре попросили Февронию удалиться, князь Пётр…

10.Пётр и Феврония умерли…

11.После смерти князь Пётр и Феврония оказались…

3.Усвоение новых знаний:

1)Слово учителя о древнерусской повести «Сказание о Петре и Февронии»:

«Сказание о Петре и Февронии Муромских» — памятник древнерусской агиографической литературы, созданный в конце 1540-х годов Ермолаем-Еразмом, книжником из окружения митрополита Московского Макария на основе муромских устных преданий. Единственный источник о русских православных святых Петре и Февронии. Летописи не знают муромского князя Петра и его жены Февронии. Некоторые исследователи отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давыдом Юрьевичем и его супругой. По другой версии, Пётр и Феврония являются персонажами народных легенд.

2)Учащиеся записывают основные сведения о произведении.

4.Работа с текстом, анализ прочитанного:

1)Определение жанровых особенностей произведения:

Беседа:

- Ребята, на сколько частей условно можно разделить повесть? (Запись учащимися в тетради в виде простого плана).

- Какую основу имеет эпизод битвы Петра со змием? Задания Петра для Февронии? Назовите русские народные сказки со схожими сюжетами.

- Перечислите волшебные предметы и чудеса, имеющие место в повести.

Вывод: произведение имеет сказочную основу.

2)Словарная работа:

-Ребята, назовите встретившиеся вам во время чтения незнакомые слова. (Учащиеся записывают в тетради толкования незнакомых слов).

3)Анализ тематики и образов произведения:

- Ребята, попробуйте определить тему произведения (Учащиеся записывают в тетради тему повести).

- Давайте попробуем определить особенности образов главных героев и посмотреть, какими были их взаимоотношения.

Самостоятельная работа учащихся:

характеристика образов Петра (девочки), Февронии (мальчики) по плану:

1.Качества личности персонажей и поступки, в которых эти качества проявляются.

2.Ключевые цитаты по образам, подтверждающие суждения о качествах личности (опора на текст).

3.Выводы по образам.

Оглашение результатов работы: краткие характеристики Петра и Февронии.

Беседа:

- Какие поступки героев, с точки зрения современного человека, заслуживают одобрения, а какие – порицания? Чем они были продиктованы?

- Почему Феврония настаивала на том, чтобы Пётр на ней женился? (Каким даром была наделена Феврония?)

- Как развивались отношения Петра и Февронии?

Работа с текстом:

- Ребята, найдите и зачитайте фрагменты повести, в которых наиболее полно изображена сила любви Петра и Февронии. (Учащиеся зачитывают отрывки об изгнании Февронии и, возможно, финальный эпизод)

Беседа:

- Благодаря чему Петру и Февронии удалось пережить тяготы изгнания?

- Прокомментируйте финальный эпизод повести.

- Какие истины провозглашает автор древней повести? Чему могут научиться современные люди, читая «Сказание о Петре и Февронии»? Определите идею произведения. (Учащиеся записывают идею в тетради) Как она соотносится с эпиграфом к нашему уроку?

5.Подведение итога урока:

Ответ на вопрос, поставленный в начале урока:

- Ребята, сможете ли вы теперь точно ответить на вопрос, поставленный в начале урока: какое значение имела для людей любовь в древности?

6.Рефлексия:

Оценка урока учащимися:

- Ребята, поделитесь, пожалуйста, впечатлениями от урока. Что понравилось? Что запомнилось? Чему научились?

7.Послесловие (работа с иллюстрациями):

В 1547 году Петра и Февронию канонизировали на церковном соборе, т.е. объявили святыми. День смерти святых Петра и Февронии, 8 июля по новому стилю, в России отмечают как День семьи, любви и верности. В некоторых городах существуют памятники Петру и Февронии, как символам вечной любви. Люди до сих пор помнят эту необыкновенную историю.

8. Домашнее задание:

Ответьте письменно на вопрос: «За какие заслуги были канонизированы Пётр и Феврония?»



Благодарность учащимся за урок и выставление оценок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока на тему "Любовь и верность в «Сказании о Петре и Февронии»"

Автор: Попова Валентина Викторовна

Дата: 09.05.2024

Номер свидетельства: 650189


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства