kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование звучащих жестов в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе над ритмом нужно придерживаться определенной последовательности, которая много раз подтверждалась практикой:
1.Равномерное метрирование музыки.
2.Выделение сильной доли (акцент).
3.Тактирование (сильные и слабые доли).
4. Освоение ритмических рисунков и наложение их на метрическую сетку без счета, на долю такта.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование звучащих жестов в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Использование звучащих жестов в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста



Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела, которое испокон веков и до нынешних времён становится первым и незаменимым "оркестром" разнообразных инструментов. Термин «звучащие жесты» принадлежит немецкому педагогу Гунильд Кетман, коллеге Карла Орфа, который широко использовал речь в обучении музыке. Речь, музыка и жесты должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трём компонентам развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность.

В работе над ритмом нужно придерживаться определенной последовательности, которая много раз подтверждалась практикой:
1.Равномерное метрирование музыки.
2.Выделение сильной доли (акцент).
3.Тактирование (сильные и слабые доли).
4. Освоение ритмических рисунков и наложение их на метрическую сетку без счета, на долю такта.
         Работу над развитием чувства ритма можно выделить по двум направлениям:

- Интуитивное восприятие на слух длительностей, ритмический рисунков, метроритмической пульсации, ощущение сильных и слабых долей в такте.

- Сознательное усвоение метроритма на основе изучения ритмический моделей музыкальной грамоты на начальном этапе (коротких и длинных звуков, ритмического рисунка, паузы) и далее дети знакомятся с такими понятиями как: скрипичный ключ, ноты, длительности.

Применение музыкально-дидактических игр и пособий на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно.

 Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, добросовестнее они относятся к порученному.

Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета.

Музыкально-дидактические игры, имея разные обучающие задачи и сценарий проведения, условно делятся на три вида:

1. Спокойное музицирование.

2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.

3. Игры, построенные по типу хороводных.

От чувства ритма зависит артикуляция, плавность и чёткость речи.

 Любое занятие можно начать с какого-нибудь приветствия, например:

«Я здороваюсь везде – дома и на улице,

Даже «Здравствуй!» - говорю я соседской курице (Крылья)

Здравствуй солнце золотое, (Руки скрестить над головой)

Здравствуй небо голубое, (Руки раскрыть)

Здравствуй, вольный ветерок, (Покачать руками)

Здравствуй, крепенький дубок, (Руки сжать в кулак, опустить крепко вниз)

Здравствуй, утро, здравствуй, день, (Хлопки в ладоши)

Нам здороваться не лень!» (Руки приложить к груди, вытянуть вперед)

Такие игры проводятся как в сопровождении музыки, так и без неё. Главной задачей является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.

Приветствия способствуют развитию речи и координации движений детей, а также созданию хорошего настроения.

В результате использовании «Звучащих жестов» у детей возникает огромное количество вариантов их сочетания и комбинирования. Дети соревнуются в изобразительности и находчивости, придумывают различные варианты. Начинают с самого простого стихотворение «Мишка косолапый»

Очень нравится детям отхлопывать ритмический рисунок, записанный на карточке («Ритмическое лото») дети без особого труда отхлопывают длительности, выкладывают ритмические рисунки («Выложи ритмический рисунок») и анализируют их. При этом применяется приём, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом «та», восьмые слогом – «ти». Дети любят выполнять ритмические рисунки разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе и полу, шагом, бегом, взмахами рук, в результате у детей развивается чувство ритма и проявляется умение управлять своим движениями.

Возможно использовать прием отхлопывания ритмического рисунка элементов танца, их «выкладывания» звуковыми моделями на фланелеграфе (длинные и короткие палочки, а так же нотное обозначение - к середине учебного года дети подготовительной группы уже знакомы с понятиями: нота, четвертная, восьмая, скрипичный ключ), «выстраивание» из детей.

Начиная с младшей группы,  принося  на занятие любую игрушку (каждый раз по новому обыгрывая ее появление),  вместе с детьми здороваюсь с ней и четко проношу ее название (это мы называем песенкой),  затем произношу его еще раз, одновременно отхлопывая в ладоши. Игрушки -это нравиться, и она «просит» всех детей спеть про нее такую песенку еще раз. Название игрушки прохлопывается только четвертными длительностями. На следующих занятиях придумывается игрушке имя. Например: зай-чик  Сте-па, кук-ла Ка-тя, со-бач-ка Жуч-ка. К концу года ритм усложняю: зай-чик ♪♪ СТЕ-ПА , миш-ка ♪♪ ФЕ-ДЯ .

Отхлопывается ритм в разных вариантах: по коленям, по животику, по щечкам (пальчиками), по бубну, по барабану, по полу (ладошками или топая ногами), одновременно произнося имя или название игрушки. Если ребенок  выполняет задание неверно, все равно хвалить его и предлагать сыграть вместе, ритмично ударяя по бубну ладошкой ребенка и четко произнося название игрушки. Постепенно количество игрушек на занятии  увеличивается (до четырех в старших группах).

Что бы детям было интересно, придумываю различные игровые ситуации, составляя ритмические цепочки. Например: «Кукле было грустно, она сидела и плакала, к ней пришел Бобик, сел рядышком и стал ее успокаивать. Потом пришла мурка и стала ласково мяукать и т. д. При этом обыгрываем игрушки или картинки на столе.

В средней группе играя в эту же игру, усложняем ритмический рисунок. Например: ЗА-инь-ка      СТЕ-ПА    ; по-ро-се-нок   ХРЮ-ХРЮ ; по-ро-се-нок   хрю-хрю ХРЮ     . Можно играть на музыкальном инструменте, а дети хлопают в ладоши или выстукивают на ложках, произнося слова. Так в игровой форме закрепляется понятие «долгие и короткие звуки», развивается фантазия, воображение.

В старшей группе уже придумывается целая песенка и выкладывается нотками, прохлопывается в ладоши или проигрывается на музыкальных инструментах со словами.

Например: БЕ-лоч-ка    , БЕ-лоч-ка     ,  ПРЫГ  , ПРЫГ  .

Дети самостоятельно выкладывают четыре картинки в разном порядке, придумывая и рассказывая при этом какую-нибудь историю, затем проигрывают получившуюся ритмическую формулу из названий зверей  с различными ритмами.

 По такому же принципу играем в другие ритмические игры: «Песенка про имя», «Паровоз», «Кто твой дружок», гусеница», «Дирижер», Дразнилки», «Песенка о себе» и др.

Добавляем в песенки движения, сочетание звучащих жестов и различных звуков немузыкальных предметов. При этом всегда применяем зрительные образы  в виде ритмических карточек, картинок разного размера, палочки, ниточки, полоски, кружочки.

Упражнения на развития ритма со звучащими жестами..

 1. Приветствие

Проговаривать имя – хлопки II

Дети повторяют имя ласково – шлепки по коленям II I

 

2. Речевая игра со звучащими жестами «Фруктовый салат»

 

ЯБЛОКО

Хлопки I II

АПЕЛЬСИН

По груди II I

КИВИ

По коленям I I

МАНДАРИН

Пальцами рук II I

ГРУША

Щелчки I I

АНАНАС

Притопы II I

БАНАН

Бокам коленей I I

ЛИМОН

Щелчок, хлопок I I

 

3. «Взял- отдал»

Ритмическая игра с орехами

Дети сидят в кругу на коврике на коленях. Один орех кладётся в левую руку,

другой лежит перед ребёнком на ковре.

1 ФРАЗА: 1 орех кладется на левую руку, и дети его накрывают у себя и передают соседу. 6 тактов 4/4

(Разучивается со словами «У МЕНЯ», «У СОСЕДА», «ВЗЯЛ», «ОТДАЛ»)

В проигрыше берут 2-ой орех

2 ФРАЗА: отстукивают ритм || III ||III ||II I||II I|| II I||III

Проговаривают слова: раз, два, раз, два, три

В проигрыше вновь кладут 2-ой орех перед собой

3 ФРАЗА: повтор 1 фразы, без слов: 6 тактов 4/4 в конце – поднимают руки с орехами верх.

 

4. Музыкальная игра «Приветствие» муз.  Лео Делиба

(гуляя врассыпную по залу),

(Развитие коммуникативных навыков, умения видеть другого, эмоционально вовлекаться в общение)

Воспитатели врассыпную гуляют по залу, улыбаясь друг другу! На конце фраз встречаются с тем, кто в этот момент оказался рядом, и говорят ему: «Привет!», хлопая в ладоши два раза

В средней части танцуют, кружатся.   

 

5. «Волшебные булки»

Раз, два, всем привет! (раз, два - хлопают- всем привет два раза хлопки по коленям)

Побежали, прибежали дружно все в буфет. (идут в круг- хлопают восьмыми – буфет – четверть)

А теперь назад идём, (из круга с хлопками назад)

Булки все жуём. (Булки - скользящий хлопок, все жуём – топаем)

промежуточных два хлопка (восьмые)- с капустой - руки раскрыли (четверть) с морковкой, с клубникой. … и т.д.)

Финал этой игры

Хлоп- хлоп,

Что это за булки (разводят руками)

Хлоп- хлоп

Вкусные булки (разводят руками)

Хлоп-хлоп

Оставим булки

Хлоп-хлоп

Все у нас

 

6. Поэтическое музицирование

Звучащие жесты в орфовской педагогике принято на определённом этапе «переносить» на инструменты. 

В этой игре развиваются музыкальные и творческие способности детей, совершенствуются навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой).

 

Стихотворение С. Маршака «Апрель»

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель – треугольник

По полям бегут ручьи, - глиссандо по металлофонам

На дорогах лужи 

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи – погремушка, молоточек

 

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник – барабан, трещотки

Стали птицы песни петь – свистулька, дудочка

И расцвел подснежник - колокольчик

 

Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,

Цок, цок, цок! (ладошкой по коленям, играет на тон-блоке)

Санки скрипят (вертушка)

Бубенчики звенят (бубенцы)

 

Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,

Цок, цок, цок! (ладошкой по коленям)

Ветер шумит (маракасы)

Дятел стучит (стуколка)

 

Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,

Цок, цок, цок! (ладошкой по коленям)

Холод, стужа (треугольник)

Снег пушистый кружит, кружит (бубенцы)

 

Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,

Цок, цок, цок! (ладошкой по коленям)

Белка на ветки орешки всё грызёт (

Рыжая лисичка зайчишку стережёт (мять, шуршать бумагой)

Ехали мы ехали, наконец приехали

С горки покатились, (рубель) в ямку свалились, бух! (тарелочки)



Движения, соединённые с речью, звучащими жестами, а в дальнейшем шумовыми инструментами, преподнесённые в форме игры, – находка для увлекательных занятий с детьми и параллельной проработки сразу нескольких проблемных зон, таких как артикуляция, координация движений, внимание, мышечная и психоэмоциональная напряженность.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование звучащих жестов в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста

Автор: Бочкова Ольга Александровна

Дата: 17.05.2024

Номер свидетельства: 650745

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Консультация для родителей на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах."
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_na_temu_razvitie_muzykalnykh_sposobnostei_detei_dos"
    ["file_id"] => string(6) "529998"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1575373474"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Использование здоровьесберегающих технологий  на музыкальных занятиях в ДОУ "
    ["seo_title"] => string(91) "ispol-zovaniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-muzykal-nykh-zaniatiiakh-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "224097"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438483612"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Формирование речи ученика "
    ["seo_title"] => string(30) "formirovaniie-riechi-uchienika"
    ["file_id"] => string(6) "174900"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424189266"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства