kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект занятия для обучающихся 9-х классов Тема: «Жизнь в семье»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект  занятия для обучающихся 9-х классов Тема: «Жизнь в семье»

Для оказания психолого-педагогической поддержки молодым людям в ситуации семейного самоопределения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект занятия для обучающихся 9-х классов Тема: «Жизнь в семье»»

План-конспект учебного занятия для учащихся 9-х классов

Тема: «Жизнь в семье»

Для оказания психолого-педагогической поддержки молодым людям в ситуации семейного самоопределения, расширения жизненной перспективы личности учащихся, оказания помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи разработано занятие «Жизнь в семье»



Цель: 

формирование позитивной мотивации к занятиям; расширение представлений об особенностях современной семьи, о структуре семье и её динамике; развитие рефлексии собственного отношения к семье; формирование ценностей толерантной личности.

Задачи:

формировать у подростков потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков по проблеме полоролевого взаимодействия;

расширить представления учащихся о роли семьи в формировании и развитии личности; формировать уважительное отношение к семье, ее духовным ценностям;

способствовать развитию качеств и умений, необходимых для семейной жизни и связанных с повышением социально-психологической компетентности учащихся;

способствовать обращению школьников к осознанию собственного жизненного опыта и к практическому использованию полученных психологических знаний в построении своей семьи.

Время занятия: 2 учебных часа (90 мин.)

Оборудование: план-конспект занятия, иллюстрационный материал, писчая бумага по количеству участников, ручки, бумага А4 (лучше А3), карандаши, фломастеры, мелки.

Методы и формы обучения: теоретические блоки, отработка социально-психологических навыков общения и взаимодействия, практические блоки с элементами тренингов, самодиагностика, просмотр видеофильмов и дискуссии по их просмотру.

Ход занятия

1. Приветствие.

Педагог говорит о необходимости принятия правил и предлагает каждому участнику выразить свое отношение к правилам: согласен с принимаемым правилом – подними большой палец вверх, не согласен – опусти палец вниз и расскажи, чем, по-твоему, это правило не подходит для тебя или группы.

Примерный перечень правил:

Не активные телефоны - уважение друг к другу.

На занятии одновременно может говорить только один человек.

Говорить можно только за себя и про себя.

Не отождествлять информацию и примеры с конкретной личностью.

Нет критики и осуждения чужих мнений.

Другим людям, даже близким, можно рассказывать только о том, что делал или чувствовал на тренинге ты сам. Нельзя рассказывать о том, как вели себя или что говорили другие участники группы.

Правило «Стоп». Можно пользоваться, но не злоупотреблять.

2. Упражнение «Ассоциации».

Ведущий предлагает каждому участнику послушать высказывание и записать первые мысли, образы, которые пришли в голову при прослушивании:

Если семья – это постройка, то она…

Если семья – это цвет, то она…

Если семья – это музыка, то она…

Если семья – это геометрическая фигура, то она…

Если семья – это название фильма, то она…

Если семья – это настроение, то она…

После все по-очереди читают получившиеся у них ассоциации. Ведущий подводит итог упражнения, что ассоциации у всех разные и семьи, в которых живут люди разные.



3. Упражнение: «Моя семья»

Ведущий предлагает в тетрадях учащихся написать по порядку всех членов семьи и дать им роли – например, папа – глава семьи и т.д.

4. Лекция «Структура современной семьи»

Вы все правы. Всё, что вы сейчас перечислили и есть семья. Семья – это не что-то вечное, постоянное и неизменяющееся. Семья постоянно меняется и состав семьи, и число членов семьи, а так же их взаимоотношения называются структурой семьи. Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности. С точки зрения структуры, можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках одного члена семьи, и семьи, где явно выражено равное участие всех членов в управлении. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений; во втором — о демократической. Различной может быть структура семьи в зависимости от того, как в ней распределены основные обязанности: равномерно или же большая их часть сосредоточена в руках одного члена семьи.

Семья, состоящая из родителей и детей, называется нуклеарной. А если семьёй живут ещё родственники, то это многопоколенная семья.

Наиболее распространенная структура семьи в нашем обществе — это семья, включающая взрослых (мужа и жену, нередко кого-то из родителей) и детей, причем в нашей стране для семьи наиболее типично наличие одного-двух детей.

5. Упражнение «Семейные роли».

Ведущий раздаёт листочки с заданием

Инструкция: впишите имена членов Вашей семьи, проживающих вместе с Вами, и отметьте количеством звездочек, насколько перечисленные роли характерны для каждого из них

*** его (ее) постоянная роль

** довольно часто он (она) это делает

* иногда это относиться к нему

Имена

членов семьи

Организатор домашнего хозяйства

Закупщик продуктов

Зарабатывающий

деньги

Казначей

(распределяющий деньги)

Убирающий квартиру

Повар

Убирающий со стола после обеда

Тот, кто ухаживает за животными

Организатор праздников и развлечений

Выполняющий поручения

Человек, принимающий решения

Починяющий

сломанное

Сторонник строгой

дисциплины

Утешающий обиженных

Уклоняющийся от обсуждения проблем

Держащийся в стороне от семейных разборок

Приносящий жертвы ради других

Конфликтующий по любому поводу

Затаивающий обиду

Шутник

В большинстве случаев семьи ориентированы на равномерное распределение обязанностей, а также равноправное участие в решении всех семейных проблем. В ходе социологических опросов на предпочтительность такой структуры взаимоотношений указывает большая часть опрошенных (Мацковский М. С., Гурко Т. А., 1986).

6. Основные стадии развития семьи. Слово ведущего.

Динамика семьи. Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности. Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла. Наиболее известна система «стадий», где в качестве основного признака разграничения стадий использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст.

Первая стадия. Формирующаяся семья (0–5 лет), детей нет.

Вторая стадия. Детородящая семья, возраст старшего ребенка до 3-х лет.

Третья стадия. Семья с детьми-дошкольниками, старшему ребенку 3–6 лет.

Четвертая стадия. Семья с детьми-школьниками, старшему ребенку 6-13 лет.

Пятая стадия. Семья с детьми-подростками, старшему ребенку 13–21 год.

Шестая стадия. Семья, «отправляющая» детей в жизнь.

Седьмая стадия. Супруги зрелого возраста.

Восьмая стадия. Стареющая семья.

6. Основные ценности семьи (см. Приложение 1)

7. Упражнение «Семейные ценности»

Разделить аудиторию на 3 подгруппы и дать задание следующего характера: составить список семейных ценностей. Аргументируйте вашу позицию: почему именно это вы считаете ценностями семьи сегодня.

А теперь давайте, сравним ценности, которые написали вы и общий список ценностей, составленный психологами.



Так же семейными ценностями можно назвать следующие качества:

1) ответственность;

2) безусловная любовь;

3) прощение;

4) забота и служение семье;

5) терпение;

6) посвящение;

7) преданность;

8) жертвенность;

9) принятие;

10) снисходительность;

11) взаимопонимание;

12) уважение;

13) общение;

14) сострадание;

15) поддержка;

16) честность и искренность;

17) порядочность, доверие и многое другое.



8. Упражнение «Древо семейных ценностей»

Цель: Проявить в игровой форме идею о том, каждая семья – это объединение личностей с разными характерами, ценностями, интересами и запросами.

Ведущий просит учащихся на листе нарисовать дерево. Это будет «Дерево семейных ценностей». Изобразите его таким образом, чтобы корнями дерева стали ваши базовые, наиболее принципиальные ценности, ствол составили чуть менее важные, а ветвями представьте те ценности, которые важны, но не столь принципиальны для вас.

Завершение упражнения:

Какие выводы вы могли сделать по окончании своей работы над Древом семейных ценностей?

Подумайте, как бы выглядело Древо, если бы его изобразили другие члены вашей семьи?



9. Обратная связь. Шеренга. Подведение итогов.

Наше занятие подошло к завершению. Давайте поделимся впечатлениями, что вам больше всего запомнилось на сегодняшнем занятии.









































































Приложение 1.

Лекция: «Основные ценности семьи»

Семья – древнейшее жизнеустройство на земле, один из механизмов самоорганизации общества, с которым связано утверждение целого ряда общечеловеческих ценностей. Во все времена семейно-брачные отношения занимали особо важное место в человеческом обществе: на протяжении всей истории крепкие семьи были залогом его стабильности. Это было нормой и ценностью. В социальной жизни мы их ощущаем не физически, а психологически, что социологи называют нематериальной культурой. Нормы – правила поведения, ценности – общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно.

Весь мир человека – это мир ценностей. Ценностями являются не только драгоценности, т. е. вещи, имеющие высокую цену. Ценности – значимые для человека объекты (материальные или идеальные). В широком смысле слова ценностями называют обобщенные, устойчивые представления о чем-то, как о предпочтительном, как о благе, о том, что отвечает каким-либо потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека. Некоторые философы отмечают, что ценности – это главным образом идеалы общественной жизни, а на этой основе и личной деятельности.

Следует отметить, что с ценностями связан философский вопрос об отношении человека к действительности: ценность – не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в развитии общества, которая в конечном счете связана с социальным прогрессом. Во второй половине XIX в. выделилась особая отрасль философского знания – «философия ценностей», впоследствии получившая название «аксиология» (от греч. axia – ценность, logos – учение).

В педагогическом словаре под ценностями понимается любой объект, имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, этноса). Таким образом, ценность – это предметы, явления и их свойства, которые нужны членам определенного общества или отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов. Ценности охватывают всю жизнь человека, наполняют ее особым смыслом и формируют его как личность.

В рамках европейской культуры к основным ценностям относятся успех в работе, материальный достаток, свобода самовыражения, демократия, патриотизм и т. д. Среди ценностей называются: образование, труд, культура, мораль. Определена высшая ценность – человек.

Семья и брак традиционно относятся к числу ценностей человека. Социологи отмечают, что ценности семьи – важнейший элемент социального института и малой группы; включают все человеческие свойства и качества; один из элементов фундамента культуры; уникальны, большинство из них реализуется в основном в сфере брачно-семейных отношений; разные семьи имеют разный набор ценностей, однако многие из них повторяются; оказывают влияние друг на друга, чем существеннее взаимосвязь ценностей, тем крепче целостность семьи (и наоборот); семья воспроизводит ценности не только для себя, но и для общества.

Число ценностей зависит от ряда факторов: потребностей и целей членов семьи, стажа супружеской жизни, степени важности тех или иных ценностей, национальных и религиозных особенностей и т. п.

















Приложение 2.



Вариант типичного жизненного цикла семьи:



1. Первая стадия - жизнь одинокого молодого человека, финансово практически самостоятельного, живущего отдельно от своих родителей. Эта стадия была названа «временем монады». Она очень важна для формирования самостоятельных, независимых от родителей взглядов на жизнь.

2. Вторая стадия начинается в момент встречи с будущим брачным партнером. Влюбленность, роман, возникновение идеи брачного союза, то есть длительных, стабильных отношений, - все это относится к ней. Если данная стадия жизненного цикла протекает удачно, то партнерам удается обменяться ожидания ми относительно будущей совместной жизни, а иногда даже и согласовать их.

3. Третья стадия - заключение брака, объединение влюбленных под одной крышей, начало ведения совместного хозяйства, общая жизнь. Эта стадия была названа «временем диады». Это время первого кризиса семьи. Молодые люди должны заключить договор о том, как жить вместе.

4. Четвертая стадия возникает в том случае, если преодолен кризис третьей стадии, брак сохранился и, главное, появился первый ребенок. Возникающий на этой стадии кризис еще более серьезный. Появился третий член семьи, изменилась семейная структура. Она стала, с одной стороны, более устойчивой, а с другой - члены этой новой системы стали более дистантными по отношению друг к другу. Необходим новый договор, так как возникла потребность в перераспределении ролей, времени, денег и т.п. Кто будет вставать к ребенку по ночам? Будут ли родители сидеть дома вместе или ходить в гости по очереди, или жена будет с ребенком, а муж будет жить, как холостой? Если младенец не принес отчуждения в супружеские отношения, более того, сплотил родителей, данная стадия пройдена удачно.

5. Пятая стадия жизненного цикла семьи характеризуется появлением второго ребенка. Она проходит достаточно просто, так как не нужно заключать новый договор о том, как жить с детьми и кто за что отвечает, как это было на предыдущей стадии.

6. Шестая стадия - это школьные годы детей. В это время семья вплотную сталкивается с правилами и нормами внешнего мира, отличными от правил внутрисемейной жизни. Здесь решаются вопросы о том, что считать успехом, а что неудачей, как стать успешным, какую цену семья готова заплатить за внешний успех и соответствие общественным нормам и стандартам.

7. Седьмая стадия жизненного цикла семьи связана с временем полового созревания детей. Она начинается с периода пубертата у первого ребенка.

8. Восьмая стадия - это повторение третьей стадии, только члены диады находятся в другом возрасте. Дети выросли и живут самостоятельной жизнью, родители остались вдвоем. Эта стадия часто называется «стадией опустевшего гнезда».

9. Девятая стадия жизненного цикла - это жизнь монады, одиночество; супруг умер, человек доживает свою жизнь один, так же, как он жил в молодости, еще не создав своей семьи, только теперь это старый человек, у которого за плечами прожитая жизнь.

6. Упражнение «Годовщина»

Ведущий предлагает ученикам разделиться на подгруппы, вспомнить и записать, сколько раз по русской традиции празднуется свадебный юбилей?

Правильный ответ 21. Вот столько стадий проживала традиционная русская семья.

День бракосочетания – зелёная свадьба. Некогда её символом считались миртовые листья в свадебном венце.

1 год – ситцевая. Предполагается, что в жизнь молодых уже вошла «ситцевая простота». Молодые одеваются в ситцевые наряды и дарят друг другу ситцевые платочки.

5 лет – деревянная свадьба. Дарят семье вещи из дерева. Так как в крестьянских семьях деревянными были и посуда и предметы быта, то подарки были очень актуальны. Дарили и деревянные ложки и чашки, миски и скамейки, ларцы, прялки, бочки и др.

6,5 лет – цинковая. Название напоминает, что на брак порой пора наводить глянец, как на оцинкованную посуду, которая раньше была у хозяек в чести. Раньше дарили оцинкованную посуду, которую очень берегли.

7 лет – медная свадьба. В годовщину свадьбы муж и жена обменивались медными монетами.

8 лет – жестяная свадьба. Гости дарят в эту годовщину подарки из жести. Обычно формочки для выпечки (пирогов, тортов, желе и др.).

10 лет – розовая свадьба. Все приглашённые гости приходят с букетами роз и супруги тоже обмениваются розами. Это напоминание о том, что в браке есть место романтике, чтобы супруги не забывали о сути брака – любви.

12,5 лет – никелевая свадьба. Напоминает, как и цинковая, о глянце, наводящемся на брак.

15 лет – стеклянная. В эту годовщину обновляют всю стеклянную посуду. Дарят подарки из стекла. Они должны напоминать, что отношения в семье должны быть чистыми, как стёклышко.

20 лет – фарфоровая свадьба. В этот день сервируют стол новой фарфоровой посудой. Считается, что к этому времени от старых, подаренных два десятилетия назад, сервизов не осталось и следа.

На серебряную свадьбу – 25 лет – приглашается вся родня. Рядом с золотым кольцом надевается серебряное.

30 лет – жемчужная свадьба. Муж должен на годовщину подарить жене ожерелье из жемчужин.

35 лет – полотняная свадьба. Дарят полотняные полотенца, скатерти, простыни, которые должны прослужить до конца жизни.

40 лет – алюминевая свадьба.

50 лет – золотая свадьба. Золотые кольца на этот юбилей заменяются на новые. Старые кольца дарят внукам, которые собираются пожениться.

55 лет – рубиновая свадьба.

Бриллиантовый юбилей – 60 лет совместной жизни. Он означает, что союз мужа и жены крепок как никогда.

Железная свадьба – 65 лет.

67 лет – каменная свадьба.

70 лет – благодатная свадьба.

75 лет – коронная свадьба. Короной как бы венчают долгую и счастливую семейную жизнь.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
План-конспект занятия для обучающихся 9-х классов Тема: «Жизнь в семье»

Автор: Степанова Марина Александровна

Дата: 07.05.2024

Номер свидетельства: 650110


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства